Особенности преподавания химии в пенитенциарной школе, в контексте реализации ФГОС

Краткая аннотация работы

Работая в школах пенитенциарного типа учителя сталкиваются с определёнными трудностями, так как их работа должна опираться в первую очередь на принципы андрагогики, поскольку возрастной состав обучающихся наших школ колеблется от 18 и до 40 лет, и подход к их обучению и воспитанию отличается от традиционно принятого в общеобразовательной школе. Но несмотря на это мы работаем по программам дневных школ и участвуем в реализации ФГОС.

Эта работа может представлять интерес для любого педагога, особенно для тех, которые работают в школах пенитенциарного типа.

Актуальность темы обусловлена задачами повышения успешности обучения, учащимися на уроках химии в пенитенциарной школе.

Содержание

Введение

«Учитель – тот, кто с добротой выводит блуждающего на дорогу», - эти слова Квинта Энния, древнеримского поэта, могли бы стать девизом учителей, работающих в школах пенитенциарной системы, ибо наши обучающиеся, в первую очередь, люди, заблудившиеся в жизни, во многом утратившие свой нравственный и социальный стержень, не имеющие чёткой цели, с надломленной психикой и смешанными ценностями.

Наш контингент – осуждённые женщины, и это налагает особую ответственность. Ведь все они – матери, или будущие матери, от жизненных устремлений и ценностей которых зависит не только их личная судьба, но и судьба их детей. Многие из них, проведшие в заключении несколько лет, испытывают страх перед жизнью на «воле», неуверенность в своей способности найти место в «вольной жизни», справиться с решением проблем, которые обрушатся на них после освобождения. Неумение адаптироваться к жизни на свободе нередко приводит их к совершению нового преступления и возвращению в колонию.

Большинство НАШИХ УЧЕНИЦ отличаются низким интеллектом и бездуховностью, неуверенностью в своих силах и способностях к обучению. Этой неуверенности способствует и большой перерыв в учёбе (иногда до 10 лет и более), и отсутствие элементарных знаний основ наук, непонимание необходимости и практической ценности

образования. Отсюда отсутствие у большинства осуждённых интереса к учёбе, стремления к саморазвитию. Пробудить их – задача школы.

Кроме того, каждая из наших учениц, прикоснувшись в большей или меньшей степени к злу, искалечила свою душу и ожесточила её, поэтому, зачастую, обозлена на весь мир, а заодно и на школу, и на учителей. Употребление наркотиков привело многих учениц к резкому ухудшению памяти, они не умеют рассуждать, логически мыслить и чётко выражать свои мысли.

В связи с этим изучение такого предмета, как химия, построенного на логических связях и способности к абстрактному мышлению и обобщениям, связано для них со значительными трудностями. Многими обучающимися химия воспринимается как трудный, непонятный предмет, отвлечённый от жизни, а потому не интересный и скучный.

В наших условиях изучение химии – не самоцель, а лишь средство развития у обучающихся мышления, формирования целостного представления о мире, роли химии в создании современной естественно-научной картины мира, побуждения к познанию жизни, к саморазвитию, ощущению значимости самого себя и развитию своих личностных качеств.

Тем не менее, обучающиеся, окончившие школу, в том числе и пенитенциарную, должны иметь не только теоретические знания, предусмотренные ФГОС, но и прикладные практические знания по химии, общие и практические умения, иметь представления об основах современного производства, уметь ориентироваться в окружающем мире и применять химические знания на бытовом уровне. Поэтому в преподавании своего предмета одной из целей ставлю формирование мотивации успешного овладения и практического применения знаний по химии.

И в результате этого возник вопрос: «Почему жизненно необходимо изучать данный предмет? Какова его практическая направленность? Что из полученных знаний взрослый человек может применить в своей жизни?

Следовательно, целью моей педагогической деятельности является создание условий для самореализации, формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретных предметных знаний, информационной и коммуникативной культуры, творческих способностей обучающихся, необходимых для полноценной жизни в обществе и применения в практической деятельности.

Для достижения этих целей организую учебную деятельность, опираясь на андрагогические принципы обучения, используя дифференцированный подход, ориентируясь на конкретные образовательные цели и потребности, учитывая опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности осуждённых женщин.

Особенности преподавания в школе пенитенциарного типа.

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности обучающегося

Очень большую помощь в организации учебно-воспитательной работы оказывает учителям нашей школы психолог. Были рассмотрены следующие вопросы: психологические особенности взрослого человека в исправительной системе; ценностные ориентации обучающихся пенитенциарной системы; создание благоприятной психологической среды на уроках; особенности последствий вынужденных изменений мест жительства у обучающихся 10-12 класса; как помочь учиться взрослым? Вся эта информация помогает учитывать психологические особенности взрослых людей, которые находятся в исправительной системе при подготовке уроков и организации воспитательных мероприятий.

Преподавание химии осуществляется с учётом реализации ФГОС и особенностями пенитенциарной системы. В преподавании предмета прослеживается система работы с понятийным аппаратом, система работы при выполнении практической части. Учитывая психофизиологические особенности обучающихся, составляю опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний. Материал, требующий запоминания, должен быть заключён в короткие ряды: информация долговременной памяти не должна быть очень большая.

Рассматривая вопрос о личностно-ориентированном обучении и воспитании обучающихся пенитенциарной системы педагоги нашей школы пришли к выводу, что учебную работу нужно организовать так, чтобы создать атмосферу непринуждённого сотрудничества между участниками образовательного процесса. Кроме того, необходимо вызвать у обучающихся интерес к изучаемым предметам. Через реализацию межпредметных связей формируется научное мировоззрение, картина мира. Использование их способствует развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а также активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствовать развитию уже возникшего интереса.

Изучение учебного предмета «Химия» традиционно ориентировано не только на усвоение научного химического содержания, но и на развитие личности обучающихся,

включает освоение естественнонаучных аспектов культуры, ценностей и норм общества.

Направления воспитания при обучении химии определяются общими целью и задачами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями ФГОС к личности выпускника школы и психологическими закономерностями еѐ формирования. Каждое из направлений, будучи тесно связанным с другими, способствует формированию существенных аспектов духовно-нравственного развития личности человека. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у обучающихся, стимулирует их поведение и деятельность. Положительный и отрицательные примеры из жизни великих людей, оцененные временем, могут помочь обучающимся определить свой выбор, свое отношение и, главное свои поступки. При этом у обучающихся возникает вполне естественное чувство гордости за свою страну и своих великих соотечественников. Очень многое из жизни ученых удивляет и стимулирует обучающихся на переосмысление своих поступков и отношению к обучению. Например, обучающиеся были удивлены, узнав о том, что в детстве Менделеев учился плохо, регулярно получая неудовлетворительные оценки. Однако к концу обучения в гимназии он взялся за ум, да настолько эффективно, что получил золотую медаль. Дмитрий Иванович не только русский химик, но и физик, метеоролог, нефтяник, приборостроитель и это еще не все его профессии.

При изучении вопроса о применении галогенов важнейших природных соединений целесообразно показать использование хлора в качестве отравляющего вещества в годы первой мировой войны. 22 апреля 1915 года вблизи г. Ипр немцы впервые применили химическое оружие: начали газовую атаку против французских и английских войск. Из 6 тыс. металлических баллонов было выпущено 180т. хлора по ширине фронта в 6км, а затем применяли хлор в качестве ОВ и против русской армии. В результате только первой газобаллонной атаки было поражено около 15тыс. солдат, из них 5тыс. погибли от удушья. Позднее появились и более сильные ОВ, содержащие хлор: иприт, хлорпикрин, хлорциан, удушающий газ фосген и др. Некоторые из них в годы второй мировой войны фашисты использовали в концлагерях.

Вопросам профилактики алкоголизма и наркомании уделяю большое внимание на уроках и во внеклассной работе, рассматривая эти вопросы в темах, связанных с химическим производством, добычи и переработке сырья, жизнедеятельностью организма. Такие уроки в системе формируют знания о здоровом образе жизни. Провожу конференции «Здоровье нации», интегрированный урок «Алкоголь-яд, убивающий в человеке Человека», где обучающиеся принимали активное участие как в подготовке, так и в проведении. Ведётся подготовка к следующему мероприятию «Возрождение и вырождение нации». Роль таких мероприятий не только воспитывающая, но и перевоспитывающая. Работа по формированию потребности в здоровом образе жизни идёт в форме поддержки и помощи. Поддерживать- значит служить опорой. Опорой тому хорошему, что есть ещё в человеке. Помощь – это содействие. Надо содействовать развитию положительных качеств личности, позитивных умений и навыков поведения и общения. В целом – это участие в судьбе осуждённых женщин, приносящее им душевное облегчение, открывающее новые пути.

2,3. Методы активного обучения на уроках химии

На своих уроках я использую современные информационные и образовательные технологии.

В основе инновационных технологий лежит использование ИКТ в образовательном процессе. Использование данной технологии помогает сделать урок интереснее, насыщеннее. Выбор информационной технологии обусловлен необходимостью обучения учениц с различными источниками информации.

Благодаря использованию ИКТ на уроках химии уровень мотивации обучающихся повышается. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

Применение ИКТ на уроках химии позволяет повысить качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету.

Использование информационной технологии дает возможность обучающимся самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на уроках и на внеклассных мероприятиях. Обучающиеся грамотно выражают свои мысли, отвечают на вопросы, ведут диалог.

В своей педагогической деятельности, при преподавании химии я использую также современные образовательные технологии:

технология развития критического мышления

тестовая технология

проблемное обучение

игровые технологии

проектные технологии

Проблемное обучение. Примеры заданий с практической направленностью

Особое внимание хотелось бы уделить проблемному обучению на уроках химии. Сущность данного обучения состоит в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, а перед ними ставится проблема для самостоятельного решения, в ходе которого они приходят к осознанным знаниям.

Создание проблемной ситуации

Вопросы для обучающихся:

Какие типы реакций из курса химии знают обучающиеся?

Дать определение реакции обмена.

Перечислить признаки протекания химических реакций.

На доске выписываю начало уравнений реакции и предлагаю ученицам предсказать вещества, образующиеся в результате этих реакций.

а) NaCl + KNO3 -----?

б) NaCl + AgNO3-----?

в) NaOH + HCl------? (фенолфталеин)

г) Na2CО3HCl-------?

Вызываю по одной ученицы для проведения второй, третьей, четвертой реакций, первую реакцию провожу сама. В первой реакции нет признаков её протекания, во второй реакции наблюдается выпадение осадка, в третьей реакции наблюдается изменение цвета индикатора, в четвертой реакции наблюдается выделение газа.

Проблема. Почему первая реакция не имеет смысла и в каких случаях реакции обмена идут до конца?

Исследование проблемы. Класс делится на группы. Учитель напоминает, что реакции проводились в растворе; сильные электролиты существуют в растворе в виде ионов, а слабые в виде молекул. Каждой группе предлагается составить уравнения реакций второй, третий, четвёртой в ионном виде и попытаться выяснить, в чем заключается смысл каждой реакции.

Обмен информацией и её обработка. обучающиеся на доске пишут полные и сокращенные ионные уравнения реакций второй, третьей и четвертой и делают выводы об условии их протекания. Также ученицы поясняют с помощью ионного уравнения, почему не происходит первая реакция.

Подведение итогов. Обучающиеся с помощью учителя формулируют понятие «реакции ионного обмена» и условия протекания таких реакций до конца. Очень важным моментом является то, что бы ученицы сами оценили свою работу на уроке, и выполнили несколько заданий для закрепления материала.

Я считаю, на занятиях необходимо уделять особое внимание демонстрации роли практических знаний, о веществах и их свойствах. На уроках химии опытным путем мы рассматриваем процессы, происходящие вокруг нас. Знакомимся с веществами и материалами, с которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни. Рассматриваем принципы действия лекарств, бытовой химии, продуктов питания. При изучении многих тем мы сталкиваемся с веществами, которые пагубно влияют на здоровье человека (спирты, пластмассы, фенолы, кислоты, щелочи, тяжелые металлы и т. д.). Обучающиеся разбирая данные темы, получают полную информацию, как эти вещества действуют на организм человека и почему с ними нужно быть крайне осторожным. Очень эффективными для усвоения химических знаний и развития интереса у обучающихся является применение практико – ориентированных задач.

Теоретические задачи по теме «Алюминий», 9 класс.

1. Почему провода линий электропередач изготавливают из алюминия?

2. В ряду активности металлов алюминий следует за металлами 2А группы, т. е. очень активен, но с водой, как показывает бытовой опыт, не взаимодействует при обычных условиях (алюминиевые провода и посуда не разрушаются под действием воды). Почему?

3. Какую химическую реакцию положил в основу рассказа «Бенгальские огни» его автор Н. Носов? Запишите уравнение реакции и рассмотрите с позиций окисления-восстановления.

4. Можно ли хранить в алюминиевой кастрюле компот из свежих ягод? Ответ подтвердите уравнениями соответствующих реакций.

5. Почему концентрированную азотную кислоту перевозят в алюминиевых цистернах?

6. Как отличить порошок железа и порошок алюминия, используя химические методы. Ответ подтвердите уравнением химической реакции.

Экспериментально-теоретическая задача в курсе органической химии.

При взаимодействии соды и уксусной кислоты образуется углекислый газ, что делает тесто пышным.

Какую формулу имеют сода, уксусная кислота, углекислый газ?

Определите тип химической реакции, протекающей при этом.

Проведите опыт и составьте уравнения химических реакций, протекающих при выпечке хлеба с использованием соды.

Найдите информацию о том, какие другие вещества можно использовать аналогичным образом.

Составьте схему «Применение соды в народном хозяйстве».

При изучении свойств и применения углерода и его соединений обращается внимание обучающихся на одну из современных экологических проблем – возникновение "парникового эффекта", приводящего к потеплению климата. Предлагаю такую задачу: В природе постоянно происходит круговорот биогенных элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота и др. Человек в процессе своей деятельности вмешивается в круговорот веществ, используя минеральное сырье для своих нужд. Какая масса углерода должна превратиться в CO2, чтобы получить 1 л минеральной газированной воды с концентрацией углекислоты 2%, ρ=1г/см3.

При рассмотрении вопросов применения азота и аммиака в теме "Подгруппа азота" в 9-м классе для закрепления знаний использую такие задачи:

Азот – незаменимый биогенный элемент, поскольку входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Атмосфера – неисчерпаемый резервуар азота, однако основная часть живых организмов не может непосредственно использовать этот азот: он должен быть предварительно связан в виде химических соединений. Существуют азотфиксирующие бактерии, способные фиксировать азот воздуха и превращать его в доступную для растений форму. С помощью таких бактерий при хорошем урожае клевер может накапливать за сезон 150-160 кг/га азота. Какой объем воздуха в м

3

содержит такую массу азота? Какую массу 10 % раствора аммиачной воды (используемой в качестве удобрений) может заменить 1 га клевера, накопивший за сезон 100 кг/га азота?

Большой ущерб водным организмам наносят соединения мышьяка. Особенно ядовиты соединения мышьяка (III) Предложите способ очистки сточных вод от арсенатов и арсенитов, принимая во внимание, что мышьяк является аналогом фосфора.

При обобщении знаний, обучающихся по органической химии в 11-м классе для более глубокого понимания природных процессов, предлагаю обучающимся следующие задачи:

Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO

2

попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена?

Растения поглощают минеральные вещества и углекислый газ и под действием ультрафиолета синтезируют глюкозу, выделяя кислород. Какой объем CO

2

усвоили зеленые листья сахарной свеклы для получения 100 г сахарозы, из которой можно изготовить 10 конфет (одна конфета содержит примерно 10 г сахара)?

Листья растения махорки содержат лимонную кислоту, примерно 3%. Какая масса зеленых листьев этого растения потребуется для получения 1 кг лимонной кислоты, если потери при производстве составляют 15 %?

Поскольку нефтепродукты горючи, очистку от них водной поверхности можно было бы проводить путем сжигания нефтяной пленки. Такой способ конечно, не экономичен, он связан с потерей топлива, но охрана природы, сохранение морской и прибрежной фауны и флоры важнее, чем экономия нефти. Трудность сжигания нефтяной пленки заключается в том, что поджечь можно только относительно толстый слой плавающей на поверхности воды нефти. Если же пленка тонкая (так бывает в большинстве случаев), поджечь ее не удается. Предложите способ сжигания тонких пленок нефтепродуктов на поверхности воды.

2.5. Формирование коммуникативных УУД

  Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся пенитенциарной школы является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо без общения. Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми. Коммуникативные УУД формируются, когда обучающийся учится отвечать на вопросы; задавать вопросы; вести диалог; пересказывать сюжет; слушать.
Для формирования коммуникативных УУД  на уроках использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, так как они создают условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление, диспут.

Для формирования умений работать в парах (группах) можно предложить ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества обучающихся. Например, при работе в парах я даю задание на проверку усвоения терминов по изучаемой теме, проверку знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученицы, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга,

комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Часто предлагаю обучающимся при изучении нового материала или его повторении работу по группам, например, в 8 классах при обобщении темы «Основные классы неорганических соединений», я предлагаю ребятам в ходе урока решить такую задачу: «Раздобыв у дедушки в сарае немного белого порошка, школьник принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за вещество?». Проведя несколько опытов с неизвестным веществом, учитель записал его состав: ω(Ca) = 40%, ω(C) = 12%, ω(О) = 48%. Помогите юному химику определить вещество.» В ходе решения данной задачи обучащиеся должны определить формулу соединения и описать его свойства. Обучающиеся работают в группах, после решения задачи представляют решение всем и рассказывают о данном веществе.

2.6. Заключение

В заключении хочется поделиться следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Это говорит о том, что, когда у обучающихся есть мотивация к обучению, тогда они с удовольствием овладевают знаниями. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность. Такую возможность дают УУД: самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом обучающегося на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет.
Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет себе: «стой, довольно…» - говорил В. Г. Белинский.

3.Список использованных источников и литературы

Змеёв

С.И., Технология обучения взрослых. – М.: Издательский центр «академия», 2002. – 128 с.

Касицина

Н.В., Михайлова Н.Н.,

Юсфин

С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика.

Спб

.:

Агенство

образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.