Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств им. Н.А.Римского-Корсакова"
Методическая работа на тему:
«Особенности преподавания предмета «Общее фортепиано» в ДМШ и ДШИ»
Работу выполнил Комаров Андрей Сергеевич, преподаватель фортепиано.
Город Тихвин
2023г.
Оглавление.
1. Вступление……………………………………………………………..3
2. Особенности преподавания предмета «Общее фортепиано»………4
3. Заключение……………………………………………………………..7
4. Список использованной литературы…………………………………9
Вступление.
Предмет «Общее фортепиано» является дополнительным предметом в учебном плане детских музыкальных школ и школ искусств. Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать поднятию общей музыкальной культуры учащегося.
Фортепиано обладает богатейшими воспроизводящими возможностями. На рояле можно исполнить музыку любых жанров и стилей; рояль способен на свой лад интерпретировать любое музыкальное произведение. Это инструмент эстрады и быта, солист и аккомпаниатор, обладающий многими возможностями оркестра, красотой человеческого голоса.
Владеющему фортепиано доступен любой музыкальный материал, что делает данный инструмент пригодным не только для творческих идей, но и воспитания, и обучения.
Неслучайно курс фортепиано стал общим, объединив проблемы музыкального становления и формирования музыкантов всех специальностей.
В отличие от многих учебных предметов в музыкальных учебных заведениях курс общего фортепиано не оснащен в достаточной степени научно-методической литературой.
Обучение детей музыке – сложный и многогранный процесс. Знание и умение игры на фортепиано помогает детям осваивать весь цикл эстетического направления, а также и теоретического курса сольфеджио, музыкальной литературы. В первую очередь, происходит развитие слуховой и музыкально-эстетической сферы, эмоционального и интеллектуального начал, художественно-творческого направления, исполнительского и музыкально-теоретического образования.
Особенности преподавания предмета «Общее фортепиано».
В основные задачи по предмету входят:
1.Использование преимущества инструмента для развития гармонического и полифонического слуха учащихся.
2.Научить чтению с листа, цель которого - расширить музыкальные возможности ученика и его кругозор.
3.Призвать общее фортепиано в посредники между специальностью, сольфеджио, музыкальной литературой.
Круг задач: развитие фортепианной техники; разучивание пьес разных стилей, фактуры; игра в ансамбле, аккомпанементе, чтению с листа.
Наиболее трудным является первый год обучения, где происходит знакомство с инструментом. Трудность вызвана, прежде всего, иным звукоизвлечением, иным расположением клавиатуры, звукоряда. Ребенок уже успел привыкнуть к своему инструменту, научился извлекать из него звуки, играть небольшие пьесы. И чтобы этот период прошел для ученика без особых затруднений, необходимо увлечь его с первых занятий, рассказать о преимуществах фортепиано. Очень важно следить на протяжении всех лет обучения за исполнительским аппаратом ребенка.
Важным аспектом является личность преподавателя, уровень его знаний. Дети чувствуют себя спокойней, уверенней, если мы последовательны в своих требованиях, и они внятно сформулированы.
При работе приходится сталкиваться со следующей проблемой: непроизвольное перенесение на фортепиано определенных игровых навыков и приемов, наработанных в процессе занятий по своему специальному инструменту. Основным недостатком, который присущ исполнителям на самых различных инструментах при игре на фортепиано – чрезмерное напряжение мышц плеча, предплечья; сопутствующие напряжения, возникающие в мышцах, непосредственно на занятиях в игре – мышцы лица, шеи, спины и т. д.
Самым сложным при игре на фортепиано является то, что необходимо все время интенсивно чувствовать весь инструмент, находясь по отношению к нему в «полной боевой готовности». Здесь важную роль играет посадка за инструментом. Тело пианиста должно иметь возможность свободно двигаться во всех направлениях, чтобы обеспечить движениям рук полную свободу. Высота посадки определяется исходным игровым положением предплечья, локтя и плеча. Предплечье и локоть, при поставленных на клавиши пальцах, должны находиться на уровне клавиатуры или чуть выше. Нужно следить за тем, чтобы ноги могли прочно упираться. Слишком глубокая посадка на стуле будет препятствовать опорной роли ног и делать неуверенными движения корпуса. Для инструменталистов (домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон), сидящих во время исполнения, необходимо учитывать особенности их посадки при игре на своем инструменте и должным образом способствовать адаптации учащегося к новому инструменту (фортепиано).
По сравнению с учащимися других специальностей, у баянистов и пианистов в посадке есть ряд общих черт, но на практике эта общность оказывается весьма приблизительной. Характерной чертой для баянистов является то, что ноги ставятся на ширину плеч, являясь опорой для инструмента, причем правая нога ставится под прямым углом, а левая несколько выдвигается вперед. А также то, что исполнитель сидит довольно глубоко на стуле. Поэтому в работе с баянистами важно ощутить в корпусе опору, связанную с функцией педализации, свободой движения стопы и пальцев ног, с необходимостью сидеть на краю стула.
В посадке у народников – струнников (домра, балалайка) и пианистов есть общие черты: сидят на первой половине стула, левая нога ставится на пол, обязательно на полную ступню. Правильная посадка у них требует сидеть слегка подав корпус вперед.
Еще одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен не только охватить все элементы музыкальной ткани, но и выявить мельчайшие детали. Можно сравнить пианиста с целым оркестром, в котором он является одновременно дирижером и исполнителем всех партий. Для этого нужна хорошая координация.
Существует ряд причин, которые усложняют процесс развития координации при игре на фортепиано учащимися – инструменталистами. Даже один музыкальный текст представляет собой трудность в необходимости одновременной читке двух нотоносцев в разных ключах, в ином обозначении аппликатуры. Для баянистов сложность в том, что при игре на баяне функции рук четко разграничены. На левую руку возлагается работа с мехами. К тому же, баянная клавиатура левой руки строится, в отличие от правой и фортепианной, по кварто-квинтовому принципу и имеет набор готовых аккордов. Все это неблагоприятно отражается на пальцевой технике левой руки, которая развита значительно менее правой.
Совершенно аналогичные недостатки, не относящиеся к правой руке, характерны для исполнителей на тех инструментах, где основной функцией правой руки является удержание смычка и медиатора. Сюда относятся струнно-смычковые инструменты, домристы, балалаечники. Следовательно, для всей этой группы инструменталистов характерно разграничение функций рук, а при игре на фортепиано – тождественность функций рук – норма, к которой им необходимо привыкнуть.
Процесс адаптации учащихся инструменталистов в классе общего фортепиано должен начинаться с уяснения природы фортепианного звукоизвлечения. Полезно объяснить и показать ученику, что при ударе по клавише приходит в движение молоточек и ударяет по струне. Таким образом сразу обнаружится естественность игры не «по клавишам», а с помощью клавиши по струнам.
Целесообразны некоторые упражнения: предложить, взяв клавишу, дослушать ее до полного затухания и только потом взять следующую, таким образом на практике осмысляя характер стационарной части фортепианного звука. И наоборот, можно предложить нажать какую-либо клавишу и с силой давить на нее, слушая, становится ли от этого звук ярче.
Пространственная свобода, координация, качество звучания находятся в неразрывной связи с необходимостью применения веса руки. Например, у струнников степень динамического нарастания зависит от степени давления смычка на струны. У домристов такой взаимосвязи нет, звуковые нарастания у них путем активации зажима медиатора. На баяне, в связи с вертикальным положением клавиатуры, ощущение веса руки почти отсутствует. На фортепиано же от этого зависит качество звука, штриховые навыки, координационная свобода всего исполнительского аппарата.
Подлинным «камнем преткновения» для баянистов является неразвитый и напряженный первый палец, к тому же подчас висящий ниже уровня клавиатуры. Это объясняется тем, что баянисты в основном играют четырех пальцевой позицией.
Проблема первого пальца обычно стоит и перед учащимися инструменталистами других специальностей, так как народники-струнники и учащиеся струнно-смычкового отделений используют четырех пальцевую аппликатуру.
Наиболее распространенным недостатком при работе первого пальца является то, что учащиеся не ставят его на кончик, что уже почти обеспечивает правильное положение (наготове) других пальцев, а кладут его на клавиатуру всем суставом. Здесь целесообразно будет использование специальных упражнений для постановки первого пальца Е. Ф. Гнесиной.
Еще один недостаток у учащихся инструменталистов – вялость и пассивность игрового аппарата при звукоизвлечении. Для активации пальцев можно предложить ученику технически трудные места в произведении проработать на стаккато, по принципу pizzicato на их основном инструменте. В формировании технических навыков, двигательной свободы играет существенную роль работа над гаммами, аккордами, арпеджио.
Заключение.
Конечно, приобщение ребенка к искусству – процесс сложный и многогранный. Нужно терпеливо учить и прививать, понимать и развивать у ученика живое ощущение музыки. И еще. Приобщая ребенка к искусству через активный труд, мы не только должны сами многое знать и уметь, но и что не менее важно в нашей профессии – хорошо чувствовать психологию каждого ребенка и учитывать то, что он умеет делать, придя в нашу школу.
Прохождение общего курса фортепианной игры должно содействовать поднятию общей музыкальной культуры учащегося. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые или струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства.
Нельзя также не признать исключительную роль фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения.
Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора ученика и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурный аспекты образования.
Список использованной литературы.
1.Алексеев А. Д. «Методика обучения игре на фортепиано». М., 1978г.
2.Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей». М., 1978г.
3.Тимакин Е. М. «Воспитание пианиста». М., 1989г.
4. Загорный Н. Н. «Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет». Л., 1928г.