* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания детей с ООП (общие образовательные проблемы). Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки к жизни в социуме. Школа ставит перед собой ряд задач по обучению детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами. Работа по трудовому воспитанию включает: организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе; ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда; обучение уходу за растениями, животными; обучение ручному труду.

Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.

Работа с детьми планируется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.

Работа по воспитательным блокам  ведется по разделам "Личная гигиена", "Культура поведения", "Одежда, обувь", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Средства связи", "Медицинская помощь", "Питание". Наиболее эффективными формами работы являются: индивидуальные занятия, групповые мероприятия, работа в парах (старший – младший, педагог - воспитанник, работа в мини-группах, поручения, совместная деятельность). Методы работы: беседы, экскурсии, конкурсы, практические работы репродуктивного и творческого характера, объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, праздники, развлечения, трудовая деятельность, моделирование реальной ситуации. Занятия проводятся в игровой форме и в форме практических занятий.

Если у младшего звена с целью приобретения трудовых навыков и умений проводится больше занятий в игровой форме, то у среднего звена для закрепления полученных знаний проводятся практические занятия с усложнением целей.

Отработка навыков и умений  успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют тематические экскурсии (почта, библиотека, столовая, магазин). Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражать деятельности взрослых. Каждой экскурсии  предшествует подготовительная работа. Учащимся необходимо напомнить о правилах поведения в общественных местах.

При проведении экскурсий у детей более старшего возраста каждый ученик может получить задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название рабочих предметов, спросить их основные обязанности, или о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и др.

Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, дети полют и поливают грядки, ухаживают за цветами в посаженных клумбах, высаживать рассаду, собирают урожай.

Работая на территории школы дети учатся создавать уют в школьном дворе, бережно относится к растениям, умению работать с с/х инвентарём. Если дети младшего звена в игровой форме учатся собирать мусор и веточки, пользоваться веником при уборке территории школы, то дети 5-7 класса становятся более самостоятельными в связи с приобретением трудовых навыков. У них появляется чувство ответственности за порученное дело, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

Постепенно в работу детей воспитатель включает элементы соревнований. Например, объединяя детей в подгруппы, предложить чья группа быстрей подметёт участок, или соберёт мусор. Важно отмечать как дружно дети работали, помогали друг другу и какой у них получился результат.

Формируя навыки самообслуживания, воспитатели главное внимание уделяют на то, как дети умеют правильно одеваться и раздеваться, застилать постель, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой, есть ложкой и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи, убирать свои вещи на место). Так, например, соблюдая технику безопасности, воспитатели учат детей 5-7 класса пользоваться стиральной машиной-автоматом, умению правильно сортировать вещи по цвету и качеству.

В школе особое внимание уделяется внешнему виду детей, ввели школьную форму. Все дети посещают школу согласно требованиям: по мере возможностей они стирают свои рубашки, чистят брюки и пиджаки. Во всех группах проводятся занятия на темы: «Виды и значения одежды», следствие чего дети учатся моделировать стили одежды и приобщаются к культуре внешнего вида.

Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей с ОВЗ и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры, трудовые десанты, кружковая работа ). Все дети заняты в кружковой работе. Их поделки и творческие работы мы все видим на школьных выставках.

Результатом проделанной работы предполагается следующее :

- Выработка у воспитанников привычки систематического труда.

- Сформированность у воспитанников общетрудовых умений и навыков.

- Создание сплоченного детского коллектива, через включение воспитанников в активную коллективно - творческую деятельность.

- Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду.

Формирование у детей с ООП социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы и соблюдения единых требований. А главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. Руководя процессом работы, следует учить детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во всём. И главное – у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям и формироваться представление о том, что значит быть трудолюбивым.