Особенности проявления агрессивного поведения
у детей 5-7 летнего возраста
Галимова Р. З.,
старший преподаватель кафедры психологии труда и предпринимательства ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), Россия, г. Нижнекамск, Galimov68@list.ru
Симкачева А.С.,
студентка 3 курса ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), Россия , г. Нижнекамск, adelyaka@mail.ru.
Аннотация. Показана актуальность и постановка исследовательского вопроса, проведено исследование изучения эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста, выявлены уровень тревожности и агрессии, состояние эмоциональной сферы ребенка, наличие агрессии и её направленность и интенсивность, уровень развития нравственности и эмоциональности дошкольников.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, дети дошкольного возраст, тревожность, агрессия, эмоциональная сфера.
Emotional-volitional sphere of preschool children
Galimova R. Z.,
Senior Lecturer, Department of Psychology of Labor and Entrepreneurship, Private Educational Institution of Higher Education "Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEUP), Russia, Nizhnekamsk, Galimov68@list.ru
Safiullina A. V.,
3rd year student, Private Educational Institution of Higher Education "Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEUP), Russia, Nizhnekamsk, alinagilfa36@gmail.com
Abstract. The relevance and formulation of the research question are shown, a study of the emotional-volitional sphere of preschool children is conducted, the level of anxiety and aggression, the state of the emotional sphere of the child, the presence of aggression and its direction and intensity, the level of development of morality and emotionality of preschoolers are revealed.
Keywords: emotional-volitional sphere, preschool children, anxiety, aggression, emotional sphere.
Агрессивность у детей является серьезной психологической и социальной проблемой. Агрессивные дети драчливы, возбудимы, раздражительны, враждебны к окружающим. С развитием чувственной сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, детская агрессивность у большинства дошкольников снижается. Отметим, что у некоторых детей агрессивность развивается и на дальнейшем этапе школьного обучения, что проявляется в потере возможностей полноценного общения с ровесниками, деформации полноценного развития, возникновении трудностей принятия новых социальных ролей и сложностей в учебной деятельности.
Формирование гуманного и нравственного отношения к окружающим начинается в дошкольном возрасте и в дальнейшем является значительной опорой для становления в обществе ребенка как личности. Дошкольная образовательная организация в своей деятельности призвана осуществлять таковое развитие, и не последнее место среди воспитательных и образовательных задач занимает подготовка детей к школе как переходу на качественно новый этап коммуникации и познания мира. На сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности проблемы комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с целью коррекции агрессивного поведения.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития агрессии является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики.
Исследование особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста проходило на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №76» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан среди детей среднего дошкольного возраста.
Возраст исследуемых детей 5-7 лет, количество исследуемых - 24 человека. Выборка 1 – 12 дети дошкольного возраста 5 лет средней группы, выборка 2 – дети дошкольного возраста 6-7 лет подготовительной группы.
Для получения согласий на исследование среди законных представителей исследуемых были даны пояснения о конфиденциальности полученных данных, согласно концепции государственной семейной политики, в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р). Психологическое исследование эмоциональной сферы проводилось с письменного согласия законных представителей детей.
Гипотеза исследования заключается в том, дети среднего дошкольного возраста преобладает средний уровень агрессии; для детей старшего дошкольного возраста характерна вербальная агрессия.
За дачи исследования:
1.Эмпирическим путем выявить особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 5 и 6-7 лет.
2.Разработать рекомендации по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования:
Для этого были использованы следующие методики исследования:
Наблюдение за игровой деятельностью детей для выявления частотности, причин и способов разрешения конфликтов среди детей;
методика А.И. Анжаровой «Наблюдение в свободной деятельности» для выявления специфики агрессивного поведения среди детей.
Данная методика основывается на определении степени лидерства/отверженности ребенка в коллективе, однако нами методика была модифицирована и распределена по трем шкалам для выявления принадлежности детей к личности, склонной/не склонной к агрессивному поведению.
методика «Кактус» М.А. Панфиловой для диагностики уровня агрессивности и беседа с детьми.
Инструкция:
«На листе бумаги детям предлагается нарисовать кактус, таким, какой ребенок его себе представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа, включающая в себя вопросы.
Кактус домашний или дикий?
Его можно потрогать?
Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
У кактуса есть соседи?
Какие растения его соседи?
Когда кактус вырастет, что в нем изменится?» [19].
Условия и процедура эксперимента: исследование проводилось в групповом помещении детского сада в дневное время; все методики предъявлялись группе. На все методики изучения личности дошкольников было получено разрешение их родителей.
Методы математической и статистической обработки данных:
U-Критерий Манна-Уитни для независимых выборок.
Согласно наблюдению за игровой деятельностью детей старшей и подготовительной групп в течение недели (частотность наблюдения – 1,5 часа свободного игрового времени в день), наблюдали следующую частотность возникновения агрессивного поведения (таблица 2, таблица 3).
Таблица 2
Результаты наблюдения за игровой деятельностью детей старшей группы (выборка 1)
День наблюдения
Частотность возникновения
игр (кол-во за время наблюдения)
Частота
возникновения агрессивного поведения, ед.
Частота
возникновения агрессивного поведения, %
1
15
7
46,7%
2
20
11
55%
3
17
5
29,4%
4
21
10
47,6%
5
18
5
27,8%
Итого в среднем
18
8
41,3%
Таким образом, в 41,3% игрового времени проявляется агрессивное поведение среди детей старшего школьного возраста в процессе межличностного взаимодействия.
Таблица 3
Результаты наблюдения за игровой деятельностью детей подготовительной группы (выборка 2)
День наблюдения
Частотность возникновения
игр (кол-во за время наблюдения)
Частота
возникновения агрессивного поведения, ед.
Частота
возникновения агрессивного поведения, %
1
12
5
41,7%
2
18
7
38,9%
3
14
5
35,7%
4
19
8
42,1%
5
19
5
26,3%
Итого в среднем
16,4
6
36,6%
Таким образом, в 36,6% игрового времени проявляется агрессивное поведение среди детей старшего школьного возраста 6-7 лет в процессе межличностного взаимодействия.
Рассмотрим причины возникновения агрессивного поведения в старшей группе (Таблица 4).
Таблица 4
Результаты наблюдения за игровой деятельностью детей: причины агрессивного поведения старшей группы (выборка 1)
Причины агрессивно
го поведения
Кол-во проявлений агрессивного поведения, ед.
Кол-во агрессивного поведения
, %
Разрушение игры
1
2,6%
Конфликт темы
2
5,3%
Конфликт состава
4
10,5%
Конфликт ролей
11
28,9%
Конфликт ресурсов
7
18,4%
Конфликт сюжета
3
7,9%
Конфликт правил
10
26,4%
Таким образом, в процессе исследования было установлено, что приблизительно равное количество проявлений агрессивного поведения по причинам распределения ролей (28,9%) или из-за несоблюдения правил находится (26,4%) на первом месте.
Меньше проявлений агрессивного поведения выявлено по поводу разрушения игры (2,6%) и конфликт темы (5,3%).
Таблица 5
Результаты наблюдения за игровой деятельностью детей: причины агрессивного поведения подготовительной группы (выборка 2)
Причины агрессивного поведения
Кол-во проявлений агрессивного поведения, ед.
Кол-во агрессивного поведения
доля, %
Разрушение игры
0
0,0%
Конфликт темы
2
5,3%
Конфликт состава
11
28,9%
Конфликт ролей
11
28,9%
Конфликт ресурсов
3
7,9%
Конфликт сюжета
4
10,5%
Конфликт правил
7
18,4%
Таким образом, в процессе исследования было установлено, что приблизительно равное количество проявлений агрессивного поведения по причинам распределения ролей (28,9%) состав игроков (28,9%) на первом месте.
Меньше проявлений агрессивного поведения выявлено по поводу разрушения игры (0%) и конфликт темы (5,3%).
При рассмотрении способов проявления агрессивного поведения были выделены 6 основных способов разрешения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста, в которых проявляется агрессивное поведение.
воздействие поведением – при этом способе воздействия ребенок не оказывает физического воздействия на оппонента, но старается применить приемы психологического воздействия, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу – либо кричит, топает, плачет, проявляет признаки истерики, либо обижается, замыкается, прекращает игру и общение;
«Физическая агрессия. При этом способе разрешения конфликтов дети пытаются разрешить конфликт при помощи грубой физической силы – с помощью драки, кидания предметов в оппонента и тому подобное;
воздействие через третье лицо – при этом способе разрешения конфликта ребенок обращается либо к лидеру игры, либо к воспитателю, чтобы спор разрешило третье лицо. Особенно часто такой способ использовался при разрешении конфликта по правилам игры;
воздействие указанием – при этом способе разрешения конфликта ребенок старается убедить оппонента правильности своих действий, старается указать на его неправоту, на то, как следует сделать правильно. При этом методе разрешения конфликта дети не стараются переубедить оппонента, а именно указывают на правильные с их точки зрения действия и поведение. Иногда такой способ разрешения конфликтов перетекал в воздействие поведением, но в рамках исследования засчитывалась именно начальная тактика разрешения конфликта;
воздействие угрозами – при этом способе разрешения конфликта ребенок предупреждает оппонента об отрицательных последствиях дальнейшего продолжения конфликта («обижусь», «не буду дружить», «воспитателю/родителям пожалуюсь», «побью» и тому подобное). Как правило, такой тип разрешения конфликта не приводил к его разрешению, но дети и не приводили угрозы в жизнь;
воздействие аргументами – при этом способе разрешения конфликтов дети старались объяснить оппоненту, почему он неправ [13].
Результаты представлены в таблице 6 и таблице 7
Таблица 6
Результаты наблюдения за игровой деятельностью детей старшей группы (выборка 1): способы проявления агрессивного поведения
Причины агрессивного поведения
Кол-во проявлений агрессивного поведения, ед.
Доля проявлений агрессивного поведения, %
Физическая агрессия
5
15,3%
Воздействие через
третье лицо
4
10,5%
Воздействие
поведением
3
7,9%
Воздействие указанием
11
28,9%
Воздействие угрозами
13
34,2%
Воздействие
аргументами
5
11,2%
Наиболее часто среди исследуемых проявляется «воздействие угрозами» 34,2% и «воздействие указанием» 28,9%. Менее выражено проявление физической агрессии – 5,3%.
Таблица 7
Результаты наблюдения за игровой деятельностью детей старшей группы (выборка 1): способы проявления агрессивного поведения
Причины агрессивного поведения
Кол-во проявлений агрессивного поведения, ед.
Доля проявлений агрессивного поведения, %
Физическая агрессия
2
5,3%
Воздействие через
третье лицо
4
10,5%
Воздействие
поведением
11
28,9,2%
Воздействие указанием
13
34,2%
Воздействие угрозами
5
12,2%
Воздействие
аргументами
11
28,9%
Наиболее часто среди исследуемых проявляется «воздействие указанием» 34,2% и «воздействие аргументами 28,9% и «воздействие поведением» 28,9%. Менее выражено проявление физической агрессии – 5,3%. Таким образом, в процессе исследования можно сделать заключение о том, что дети в основном старались аргументировать свое решение в игровой деятельности, вторым наиболее распространенным способом стало указательное поведение.
Рассмотрим результаты наблюдения по методике А.И. Анжаровой «Наблюдение в свободной деятельности» для выявления уровня агрессивного поведения среди детей (результаты в таблицу 8):
Таблица 8
Уровень агрессивного поведения в старшей группе 5 лет (выборка 1)
Уровень
агрессивного поведения
Кол-во детей, чел.
Кол-во детей, %
Высокий
9
37,5%
Средний
10
41,7%
Низкий
5
20,1%
Таким образом, согласно данным таблицы, что у 20,1% детей наблюдается низкий уровень агрессивного поведения, средний уровень наблюдается у 41,7%, высокий уровень отмечается 37,5%.
Таблица 9
Уровень агрессивного поведения в подготовительной группе 6-7 лет (выборка 2)
Уровень
агрессивного поведения
Кол-во детей, чел.
Кол-во детей, %
Высокий
6
25%
Средний
13
54,2%
Низкий
5
20,1%
Таким образом, согласно данным таблицы, что у 20,1% детей наблюдается низкий уровень агрессивного поведения, средний уровень наблюдается у 54,2%, высокий уровень отмечается 25%.
Диагностика уровня агрессивности и состояние эмоциональной сферы детей с помощью методики «Кактус».
По итогам анализа рисунков и беседы выявлено, что у 8 детей, которые показывают высокий уровень агрессивного поведения, рисунок кактуса показывает наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены, что говорит об агрессивности детей.
У 11 детей со средним уровнем агрессивного поведения выявлена такая черта, как импульсивность – это видно по отрывистым линиям, сильному нажиму.
Дети с низким уровнем агрессивного поведения использовали очень яркие, сочные цвета – это признак оптимизма.
Определим достоверность различий выраженности агрессии у детей дошкольного возраста в выборке 1 и выборке 2 (Таблица 9)
Таблица 9
Достоверность различий между выборками 1 (дошкольники старшей группы 5 лет) и выборки 2 (дошкольники 6-7 лет подготовительной группы) выраженности уровня агрессии.
Критерий
Агрессия
Статистика U Манна-Уитни
32,500
Асимпт. знч. (двухсторонняя)
,000
Асимптота значений выраженности агрессии составляет менее 0,05, достоверность различий выборки 1 и выборки 2 статистически значима. Таким образом, уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста 5 лет статистически выше, чем у детей подготовительной группы 6-7 лет.
Итак, в целом можем сказать, что уровень агрессивности детей несколько выше нормы, а способы разрешения конфликтов преимущественно направлены на указание, аргументирование также распространено, но его процент не выше, чем совокупные показатели других способов разрешения конфликтов у детей 6-7 лет, чем у старших дошкольников 5 лет.
В ходе проведенного исследования были выявлены следующие особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста:
Преобладание среднего уровня агрессивного поведения с тенденцией к высокому.
У детей старшего дошкольного возраста 5 лет 41,3% игрового времени проявляется агрессивное поведение в процессе межличностного взаимодействия; приблизительно равное количество проявлений агрессивного поведения по причинам распределения ролей (28,9%) или из-за несоблюдения правил находится (26,4%) на первом месте, меньше проявлений агрессивного поведения выявлено по поводу разрушения игры (2,6%) и конфликт темы (5,3%); среди исследуемых проявляется «воздействие угрозами» 34,2% и «воздействие указанием» 28,9%. Менее выражено проявление физической агрессии – 5,3%; у 20,1% детей наблюдается низкий уровень агрессивного поведения, средний уровень наблюдается у 41,7%, высокий уровень отмечается 37,5%.
У детей подготовительной группы дошкольного возраста 6-7 лет 36,6% игрового времени проявляется агрессивное поведение среди детей старшего школьного возраста 6-7 лет в процессе межличностного взаимодействия; приблизительно равное количество проявлений агрессивного поведения по причинам распределения ролей (28,9%) состав игроков (28,9%) на первом месте; меньше проявлений агрессивного поведения выявлено по поводу разрушения игры (0%) и конфликт темы (5,3%); среди исследуемых проявляется «воздействие указанием» 34,2% и «воздействие аргументами 28,9% и «воздействие поведением» 28,9%. Менее выражено проявление физической агрессии – 5,3%. Таким образом, в процессе исследования можно сделать заключение о том, что дети в основном старались аргументировать свое решение в игровой деятельности, вторым наиболее распространенным способом стало указательное поведение; у 20,1% детей наблюдается низкий уровень агрессивного поведения, средний уровень наблюдается у 54,2%, высокий уровень отмечается 25%.
Асимптота значений выраженности агрессии составляет менее 0,05, достоверность различий выборки 1 и выборки 2 статистически значима. Таким образом, уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста 5 лет статистически выше, чем у детей подготовительной группы 6-7 лет.
Итак, в целом можем сказать, что уровень агрессивности детей несколько выше нормы, а способы разрешения конфликтов преимущественно направлены на указание, аргументирование также распространено, но его процент не выше, чем совокупные показатели других способов разрешения конфликтов у детей 6-7 лет, чем у старших дошкольников 5 лет.
Выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась. Выявлено в ходе исследования, что для детей старшего дошкольного возраста характерно преобладание среднего уровня агрессии с тенденцией к высокому, преобладает вербальная агрессия в поведении.
В этой связи были разработаны следующие рекомендации:
развитие умение анализировать свое внутреннее состояние и состояние других детей;
развитие конструктивных форм общения, поведенческих реакций, снятию деструктивных элементов в поведении;
обучение приемам выражения гнева, техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями;
развитие адекватного уровня самооценки и самоконтроля;
формирование нравственных представлений, альтруистических форм поведения.
Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми укладывается в рамки четырех пунктов:
1. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;
2. Вызов эмоциональной реакции агрессии, выявление источника раздражения и успокоение ребенка;
3. Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;
4. Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются коммуникативные игры и игровые упражнения, элементы релаксации. Все они являются хорошим средством формирования у детей навыков адаптивного поведения.
Агрессивное поведение представляет собой мотивированное деструктивное поведение, направленное на нанесение вреда объектам нападения; представляет собой форму реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния.
Детская агрессивность имеет либо нападающий, либо защитный характер. В старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение может быть разным по формам и видам, но в любом случае оно деструктивно воздействует на личность ребенка, его психическое развитие и психологическое состояние.
Детская агрессивность имеет либо нападающий, либо защитный характер.
Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте могут быть связаны с различными причинами: особенностями детско-родительских отношений в семье, индивидуальными особенностями ребенка, стрессами или заболеваниями, агрессивное поведение может быть связано с завышенной самооценкой ребенка, и чаще всего агрессивное поведение у старших дошкольников проявляется в основном в игровой деятельности как основной деятельности детей этого возраста.
В ходе проведенного исследования было выявлены следующие особенности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста:
Преобладание среднего уровня агрессивного поведения с тенденцией к высокому.
У детей старшего дошкольного возраста 5 лет 41,3% игрового времени проявляется агрессивное поведение в процессе межличностного взаимодействия; приблизительно равное количество проявлений агрессивного поведения по причинам распределения ролей (28,9%) или из-за несоблюдения правил находится (26,4%) на первом месте, меньше проявлений агрессивного поведения выявлено по поводу разрушения игры (2,6%) и конфликт темы (5,3%); среди исследуемых проявляется «воздействие угрозами» 34,2% и «воздействие указанием» 28,9%. Менее выражено проявление физической агрессии – 5,3%; у 20,1% детей наблюдается низкий уровень агрессивного поведения, средний уровень наблюдается у 41,7%, высокий уровень отмечается 37,5%.
У детей подготовительной группы дошкольного возраста 6-7 лет 36,6% игрового времени проявляется агрессивное поведение среди детей старшего школьного возраста 6-7 лет в процессе межличностного взаимодействия; приблизительно равное количество проявлений агрессивного поведения по причинам распределения ролей (28,9%) состав игроков (28,9%) на первом месте; меньше проявлений агрессивного поведения выявлено по поводу разрушения игры (0%) и конфликт темы (5,3%); среди исследуемых проявляется «воздействие указанием» 34,2% и «воздействие аргументами 28,9% и «воздействие поведением» 28,9%. Менее выражено проявление физической агрессии – 5,3%. Таким образом, в процессе исследования можно сделать заключение о том, что дети в основном старались аргументировать свое решение в игровой деятельности, вторым наиболее распространенным способом стало указательное поведение; у 20,1% детей наблюдается низкий уровень агрессивного поведения, средний уровень наблюдается у 54,2%, высокий уровень отмечается 25%.
Уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста 5 лет статистически выше, чем у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, а способы разрешения конфликтов преимущественно направлены на указание, аргументирование также распространено, но его процент не выше, чем совокупные показатели других способов разрешения конфликтов.
Список литературы:
Акимова М. К. Психофизиологические особенности
индивидуальности :
Учет и коррекция : Учеб. пособие / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. -
Москва :
Academia
, 2022. - 157 с. - (Высшее образование)
Бреслав
Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве :
Норма и отклонения / Г. М.
Бреслав
. -
Москва :
Педагогика, 219. - 140 с.; 22 см. - (Образование. Пед. науки. ОПН. Пед. психология)
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте :
Психол. очерк : Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [
Послесл
. В. В. Давыдова]. - 3-е изд. -
Москва :
Просвещение, 2021. - 90 с
Гонина
О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум
для вызов
/ О.О.
Гонина.-
3-е изд.,
перераб
. И доп.- Москва: Издательство
Юрайт
, 2024.- 460 с.-(Высшее образование
).-
Текст непосредственный. -ISBN 978-5-534-17771-8. Текст
электронный .
-URL:-
https://urait.ru/book/psihologiya-doshkolnogo-vozrasta-539893
.
Запорожец А. В. Педагогические в психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников // А.В.
Запорожец;
изд
-во: Педагогика, город: М., 2
019.- 320 с.
Ильин Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Е.П. Ильин. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 2019. С. 71-85.
Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова. —
Текст :
непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I
Междунар
. науч.
конф
. — Санкт-
Петербург :
Реноме, 2011. —235 с.
Смирнова Е.О Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах [Текст] / Смирнова Е. О.; Акад. пед. и соц. наук,
Моск
. психол.-соц. ин-т. -
Москва :
Ин-т
практ
. психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 2018. - 251 с.
References:
Akimova
M. K. Psychophysiological features of the individuality of
schoolchildren :
Accounting and correction : Textbook / M. K.
Akimova
, V. T.
Kozlova
. -
Moscow :
Academia, 2022. - 157 p. - (Higher education)
Breslav
G. M. Emotional features of personality formation in childhood: Norm and deviations / G. M.
Breslav
. -
Moscow :
Pedagogy, 219. - 140 p.; 22 cm. - (Education.
Pedagogical
sciences
. OPN.
Ped
.
psychology
)
Vygotsky L. S. Imagination and creativity in
childhood :
Psychology.
Essay :
Book for a teacher / L. S. Vygotsky; [Afterword by V. V.
Davydov
]. - 3rd ed. -
Moscow :
Prosveshchenie
, 2021. - 90 s
Gonina
O.O. Psychology of preschool age: textbook and practical training for children / O.O.
Gonina.-
3rd ed., reprint. And
add.-
Moscow:
Yurait
Publishing House, 2024.- 460 p.-(Higher education).- The text is direct. -ISBN 978-5-534-17771-8. The text is
electronic .
-URL:- https://urait.ru/book/psihologiya-doshkolnogo-vozrasta-539893.
Zaporozhets
A.V. Pedagogical and psychological problems of comprehensive development and training of senior preschoolers // A.V.
Zaporozhets
; publishing house: Pedagogy, city: Moscow, 2019.-
320 p.
Ilyin
E.P. On the correlation of concepts characterizing human volitional activity // E.P.
Ilyin
. Emotional and volitional regulation of behavior and activity: Theses of the All-Union Conference of Young Scientists.
Simferopol
, 2019.
pp
. 71-85.
Kiryanova
, O. N. The causes of high levels of anxiety in preschool children / O. N.
Kiryanova
. —
Text :
direct // Psychology in Russia and abroad : proceedings of the I International Scientific Conference — St. Petersburg :
Renome
, 2011. -235 p.
Smirnova
E.On
the development of will and arbitrariness in early and preschool age [Text] / Smirnova E. O.; Academic teacher. and Social Sciences, Moscow. psychol.-social. in-T. -
Moscow :
In-t practice.
Psychology
;
Voronezh
: NPO MODEK, 2018. - 251 p.