Тема: ?Особенности работы концертмейстера-иллюстратора с обучающимися по программе ?Аккомпанемент? Распопова Ирина Владимировна МАУ ДО ?ДШИ имени А.А. Алябьева? города Тобольска Преподаватель по классу скрипки ?Особенности работы концертмейстера-иллюстратора с обучающимися по программе ?Аккомпанемент? Цель: Формирование особенностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера-иллюстратора. Задачи: Образовательные: Научить духовной культуре Практическое знакомство ученика с аккомпанементом Развивающие: Развивать умение слушать и создавать единый художественный образ, необходимый для создания ансамбля Развивать выразительного интонирования мелодической линии Развивать музыкальные способности, мышление, воображение Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, чувство стиля, любовь к музыке Воспитывать эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение Детская школа искусств является одним из центров культуры, цель которой воспитать активных слушателей и любителей классической музыки. Работа концертмейстера-иллюстратора скрипача в классе аккомпанемента создает условия для активного участия в учебном процессе и дает возможность развиваться гармонично, приобрести глубокие и разносторонние знания. Формирование и развитие концертмейстерского мастерства проходит в рамках дисциплины ?Аккомпанемент?. Главная задача обучения?– расширение музыкального и художественно-эстетического развития личности каждого учащегося с учетом индивидуальных способностей и уровня владения инструментом. Для учащихся фортепианного отделения, это в дальнейшем повышение качества профессиональной подготовки. Аккомпанемент в переводе с французского слова означает сопровождать, подыгрывать. Аккомпанемент – это дополнение мелодии музыкальным сопровождением в виде гармонической и ритмической опоры для солиста. Аккомпанемент может быть вокальным и инструментальным. В роли солиста может выступать вокалист либо музыкант-инструменталист, исполняющий ведущую партию. Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами вокальной и инструментальной музыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля. Главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике, как музыканту-профессионалу, так и музыканту-любителю. Солист и?концертмейстер?–?это всегда единое целое. Для того чтобы преуспеть в этом виде музыкальной деятельности, как концертмейстерское искусство, будущему специалисту нужно многое постичь и многому научиться. Необходимо знать технические и исполнительские особенности голосов или инструментов солистов, творчески относиться к своему аккомпанементу и хорошо разбираться во всех тонкостях ансамблевого музицирования. Главная задача обучения?– расширение музыкального и интеллектуального развития личности каждого учащегося с учетом индивидуальных способностей и уровня владения инструментом. Класс аккомпанемента – важное звено в формировании художественно – эстетического развития учащихся. Главное отличие струнно-смычковых инструментов, в частности, скрипки – способность непрерывного извлечения звука. Соответственно исполнение не связано с необходимостью менять ?дыхание или делать?передышку после? длинных?и? трудных?соло. В ?отличие?от вокалистов?и духовиков, исполнение которых?напрямую связано с дыханием и его продолжительностью, скрипка может звучать без передышки?довольно?долго. В ансамблевой игре со скрипкой следует учитывать следующий комплекс исполнительских и музыкально-технических задач: - виды и специфику штрихов; - выбор аппликатуры; - характер вибрации; - тонкости интонирования; - педализацию в партии сопровождения. Концертмейстеру солиста-скрипача?необходимо знать?приемы и способы извлечения?звука?и?зависящий?от?этих?приемов и способов характер звучания инструмента.?Необычайное разнообразие тембра скрипки, богатство ее выразительных возможностей связаны со штрихами – различными движениями?смычка по струнам?(ведение смычка вниз?или вверх, игра его нижней средней или верхней частью, мягкое или?отрывистое прикосновение?к струне). В зависимости от?музыкально-художественной выразительности В. Григорьев основные скрипичные штрихи?делит на: 1.?протяжные, певучие, плавные (деташе, легато, портато, все виды мягких акцентов, вибрато, которые несут основную художественную нагрузку, передают главные оттенки выразительности); 2.?отрывистые, маркированные (мартле, стаккато, пунктирные штрихи, штрих Виотти, акценты) выражающие энергию действия, героические образы, кульминационные моменты; 3.?острые, блестящие, полетные (спиккато, сотийе, рикошет, летучее стаккато, тремоло). передающие легкость, блеск, изящество, веселость, радостное возбуждение, фантастические видения; 4.?смешанные штрихи, соединяющие качества первых трех групп. Главным содержанием работы в концертмейстерском классе является совместный труд концертмейстера и исполнителя над произведением, понимание музыкального образа в единстве с партнером, художественное исполнение аккомпанемента в соответствии с принципами ансамбля. Основной целью изучения аккомпанемента является: 1. Подготовка учащегося для самостоятельного и творческого ознакомления с нотной литературой; 2. Умение аккомпанировать по нотам или по слуху любому из возможных солистов (вокалисту, инструменталисту, хору, себе); 3. Приобретения навыков активной самостоятельной деятельности; 4. Развитие творческих способностей учащихся, творческой инициативы; 5. Воспитания слушателя способного понять и оценить искусство. Занятия в классе аккомпанемента приобщают детей к музицированию, развивают их музыкальные способности, заставляют концентрировать внимание и учат слышать солиста, воспитывают вкус и расширяют кругозор. Наряду с практическими навыками игры аккомпанемента у молодых музыкантов воспитывается исполнительская воля, расширяется динамический диапазон, развивается тембровый слух, происходит знакомство с лучшими образцами русской и зарубежной классики, произведениями современных авторов, народным музыкальным творчеством. Преподаватель – концертмейстер-иллюстратор, прежде всего, должен хорошо владеть инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане. С первых уроков преподаватель обращает внимание учащегося на свою сольную партию, на тембровую окраску, динамические возможности инструмента, ученик получает сведения о специфики и диапазоне инструмента. В совместной работе с учащимся концертмейстеру-иллюстратору следует воспитывать у юного концертмейстера умение слышать мельчайшие детали своей партии. Учащийся должен уметь соразмерить звучность аккомпанемента с особенностями данного инструмента (тембр, сила звука, технические возможности). Солист должен раскрыть ребёнку такие важные стороны ансамблевой техники, как синхронность звучания, динамика, ритм, штрихи. Синхронность является первым техническим требованием совместной игры. Необходимо вместе брать и снимать звук, переходить к следующему, вместе выслушивать паузы. Динамика – это одно из самых действенных выразительных средств. Умелое использование возможностей динамики помогает полнее раскрывать содержание. Специальное внимание на уроке концертмейстер-иллюстратор уделяет работе над штрихами: необходимо показать обозначение штрихов в нотном тексте, звукоизвлечения на солирующем инструменте. Практика аккомпанемента позволяет любому, даже технически мало продвинутому ученику, ощутить себя за инструментом уверенно, почувствовать вкус публичного выступления. За весь период обучения учащиеся приобретают?знания: - специфики звучания солирующего инструмента, приёмов звукоизвлечения и исполнения штрихов, выразительной функции аккомпанемента; - музыки различных эпох, жанров, стилей композиторов; - теории музыки. Учащийся должен?уметь: - быстро ориентироваться в нотном тексте; - чутко реагировать на отклонения от темпа; - синхронно играть с солистом; - соизмерять звучание аккомпанемента с особенностями данного инструмента; - раскрывать содержание произведения; - разбираться в структуре произведения; - делать гармонический анализ; - читать с листа. После прохождения предмета ?Аккомпанемент? юные концертмейстеры приобретают?навыки: - видение 3-х строчной записи нотного текста; - слушание солиста; - целостного охвата произведения; - грамотного разбора фактуры; - слушание баса, как основы музыкального произведения; - аппликатурных стереотипов; - владение различными видами штрихов. Основная задача концертмейстера и преподавателя по классу фортепиано заключается в том, чтобы помочь обучающемуся овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению. Обычно работа солиста над пьесой состоит из следующих стадий: разбор. фрагментарное исполнение, исполнение подряд от начала до конца (репетиционное), которое предшествует концертному. Концертмейстер может включиться в эту работу еще на стадии разбора для решения самых различных задач. Работая в тандеме с преподавателем и учеником, умение создать атмосферу психологического комфорта и творчества – задача не из простых. Для этого нужно обладать определенными качествами, знаниями, умениями и навыками. Мастерство иллюстратора складывается из сочетания исполнительского, педагогического и психологического аспектов. Работа иллюстратора также включает в себя контролировать качество исполнения учениками их партий и причины возникновения трудностей в исполнении музыкального произведения. Творческая деятельность концертмейстера включает в себя исполнительский, педагогический, организационный процесс. Деятельность концертмейстера-иллюстратора требует от пианиста применения знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы. Концертмейстер – это призвание педагога, и по своему предназначению сродни труду педагога. Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста концертмейстер-иллюстратор – единомышленник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и педагог. Право на такую роль может иметь не каждый концертмейстер-иллюстратор – оно завоёвывается авторитетом знаний, постоянной творческой собранностью, волей, ответственностью. Главным из всех составляющих качеств концертмейстера-иллюстратора и основным условием совместной с ним работы является удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнер-аккомпаниатор. Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе, как к участнику ансамбля и музыканту, все это будет способствовать творческому росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств. Задача концертмейстера-иллюстратора в союзе с преподавателем прививать ученикам любовь и уважение к музыке, воспитывать их художественный вкус и культуру, расширять кругозор, развивать наблюдательность, впечатлительность, воображение, искренность, ум, общительность. Из этих качеств, как отмечал К.С. Станиславский, складывается ?артистическая личность?, жизнь которой обогатится даром слушать и понимать музыку. Совместная игра приносит учащемуся большую пользу и в воспитании эстрадного самообладания, в преодолении эстрадного волнения, поскольку психологически легче создать художественный образ, аккомпанируя солисту. Музицирования играет важную роль в развитии творческих способностей учащегося. С самых первых шагов, ученику необходимо играть в ансамбле. В процессе освоения дисциплины ?Аккомпанемент? рекомендуется изучение и исполнение разнохарактерных пьес разных жанров и эпох, а также проведение зачетов в форме концертов, что способствует более свободному исполнению программы и повышает заинтересованность учащихся в музыкальной деятельности. Игра с инструменталистом развивает с самого начала ?чувство локтя?. Всё это является мощным стимулом для развития детского музицирования. Профессиональное руководство педагогов солиста концертмейстера-иллюстратора и преподавателя по специальности, умение?точно объяснить нужные приемы для создания художественного образа, важны для роста учащегося в освоении нового предмета. Для меня, как?концертмейстера-иллюстратора – это творчество способствует разностороннему становлению личности музыканта благодаря сочетанию в ней исполнительской и педагогической составляющей. Грамотно выстроенная работа с учащимися в классе аккомпанемента позволяет сделать этот предмет любимым, а при определенных условиях развития учащегося стать основой концертных и конкурсных выступлений. Эта работа несет положительный заряд всем участникам этого процесса – и педагогу по специальности и ученику и концертмейстеру-иллюстратору. Занятия в классе аккомпанемента приобщают детей к живому музицированию, развивают их музыкальные способности, заставляют концентрировать внимание, учат слышать солиста, расширяют кругозор, знакомят с русской и зарубежной классикой, произведениями современных авторов, народным музыкальным творчеством. С практическими навыками игры воспитывается исполнительская воля. Предмет ?Аккомпанемент? среди учащихся фортепианного отделения становиться самым любимым. Учащиеся активно принимают участие в концертных мероприятиях школы и города. Список литературы: 1.?Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. Авторская программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств - Спб., 2009. 2.?Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. - М., 2006. 3. Дарваш Г. Книга о музыке. - М., 1988. 4.? Егорова С.В. Концертмейстерское мастерство. Теоретические и практические аспекты - Тула, 2012. 5.??Готлиб А. Основы ансамблевой техники -?М., 1971. 6.?Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения - Л.,1961. 7.?Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра - Спб., 2004.
Особенности работы концертмейстера-иллюстратора с обучающимися по программе "Аккомпанемент"