Особенности работы концертмейстера в классе хорового пения.
Для пианиста широкой областью профессиональной деятельности является концертмейстерская работа с хоровыми коллективами. В силу своей специфики она требует от него не только владения исполнительскими умениями, но и наличия целого комплекса особых качеств личности. К данным качествам можно отнести: гибкость, мобильность, способность быстро адаптироваться к изменениям в сценической ситуации, самообладание, яркость и убедительность поведенческих реакций, умение вместе с дирижером «вести» хор, организуя своей метроритмической волей ансамблевое исполнение. Двойной самоконтроль, двойная обратная связь - о собственном исполнении и соответствии этого исполнения общему звучанию и темпу - требуют также воспитания многих психологических качеств: многоплоскостного внимания; быстроты реакции; умения мгновенно перерабатывать зрительные, слуховые и кинестетические сигналы: одновременно следить за дирижером, своей партией, звучанием хора, своей игрой.
Дирижер – руководитель коллективного исполнения музыки. Вдохновленный художественными образами произведения, дирижер, с помощью различных средств воздействия на коллектив (жест, взгляд, а на репетициях также слово, показ) воплощает с ним творческий замысел. Управляя хоровым коллективом, дирижер и облегчает, и усложняет работу концертмейстера. Концертмейстеру необходимо постоянно следить за жестами дирижера и уметь играть «по руке». Концертмейстер должен знать:
структуру дирижерского жеста;
основные схемы тактирования (дирижерские сетки, соответствующие простым и сложным размерам);
«художественные жесты», указывающие на выразительность исполнения в области темпа, динамики, тембра, артикуляции, фразировки и др.
В обязанности концертмейстера хорового класса входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, кроме фортепианной подготовки и концертмейстерского опыта, ряда специфических знаний и умений, и в первую очередь умения корректировать певцов, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства. Разучивая с учениками произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцами указаний их преподавателя по хору. Он должен следить за точностью воспроизведения певцами звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить учеников с различными музыкальными стилями, воспитать их вкус. Эту задачу он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с певцами хора. Для более глубокого проникновения в стиль необходимо ознакомить детей с произведениями композиторов данной эпохи и другими произведениями данного автора. Очень важно реализовать стилевой подход в образовательном процессе. Данный подход предполагает изучение учебного музыкального материала со стилевых позиций и основывается на выявлении в каждом новом произведении как типичных черт, характерных для данного стиля, так и оригинальных, и своеобразных, отражающих конкретный замысел автора. Применение принципов стилевого подхода в образовательном процессе способствует активизации музыкального восприятия. Необходимо сформировать у учеников умение осознанно воспринимать музыку, слушать и понимать ее содержание, уметь подкрепить эмоциональное впечатление конкретными характеристиками музыкального языка. Развитие музыкального восприятия у учеников старших классов происходит путем осознанного овладения определенными приемами познавательной музыкальной деятельности.
К данным приемам можно отнести:
1) вслушивание;
2) дифференцированное слушание (умение проследить за отдельными элементами музыкальной ткани);
3) анализ произведения, включающий такие мыслительные операции как сравнение, классификация, обобщение и др.;
4) сопоставление с уже знакомыми произведениями;
5) оценку произведения и ее обоснование.
В исполнительстве концертмейстеру необходимо быть активным участником художественного действия, столь же активным, в создании музыкально-художественного образа, как дирижер и хор. Концертмейстер должен свободно ориентироваться в хоровой партии, знать особенности приемов пения в хоре.
Рассмотрим основные способы ведения звука в хоре.
Все многообразие приемов пения в хоре основано на двух способах ведения звука - «legato» и «non legato». Основной способ ведения звука – legato. Искусство legato представляет собой навык плавного и равномерного распределения певцом звукового потока от тона к тону, от слога к слогу без нарушения единой певческой линии, без перерыва или толчка. В таком случае возникает ощущение непрерывной вокально – речевой линии. Концертмейстер должен помогать юным певцам в создании музыкально – художественного образа произведения, помогать выстраивать мелодическую линию с ее кульминационными моментами, добиваясь певучего звучания. Немало искусства и 7 тренировки требует исполнение non legato. Звуки, составляющие мелодическую линию при пении non legato. теряют свою непрерывность звучания и обретают относительную самостоятельность. Каждый звук максимально выдержан по времени и отделяется от следующего небольшой цезурой с помощью короткой задержки дыхания. Прием non legato у хора позволяет динамически «филировать» звук. Концертмейстер должен обладать довольно активным внутренним слухом, что бы создавать динамический ансамбль между хором и фортепиано. Еще существует способ ведения звука «staccato», который исполнятся более активной атакой звука, с паузами между звуками без смены дыхания. Вокальное мастерство исполнения staccato заключается в максимальном сокращении продолжительности звуков и увеличении пауз между ними, сохраняя метрическое движение во времени. Звуковой поток, исполняемый staccato нужно трактовать как единую целостную линию на одной певческой позиции без смены дыхания между отдельными тонами. Атака здесь происходит посредством легкого толчка диафрагмы в сочетании с мягкой, но активной реакцией гортани. Голос на staccato должен звучать упруго и легко. Концертмейстеру нужно быть предельно внимательным и правильно выбирать звуковые нюансы фортепиано, учитывая регистр певческого staccato. В штриховом отношении концертмейстер должен находить такие особые приемы, которые были бы близки к звучанию хора.
Выразительность исполнения музыкальных произведений, написанных в сопровождении фортепиано, и художественно-эстетическая сила воздействия их на слушателей в значительной степени зависят от уровня исполнительского искусства концертмейстера.
В работе концертмейстера класса хорового пения необходимо уметь:
вести исполнительский процесс как бы одновременно в нескольких «плоскостях» с учетом творческих импульсов дирижера и хора;
учитывать особенности данного хорового коллектива: физические данные, диапазон выразительных навыков, умение выразительно исполнить произведение;
своим аккомпанементом вдохновлять певцов, помочь справиться с музыкально-художественными задачами, словом поддержать юных музыкантов и создать необходимые условия, способствующие наиболее полному раскрытию их исполнительских возможностей;
находить в партии аккомпанемента убедительную, художественно оправданную звучность, соответствующую характеру и содержанию музыкального произведения;
переключаться с одной звучности на другую, например, с выразительных сольных эпизодов на мягкий гармонический фон сопровождения;
достигать полного и неразрывного контакта сопереживания музыки. При совместном музыкальном исполнении необходимо в одинаковой степени как умение увлечь партнеров своим замыслом, так и умение увлечься замыслом партнеров, понять их намерения и принять их, испытывая во время исполнения не только творческое переживание, но и творческое сопереживание.
Не случайно Л.Л. Люблинский писал, что «психологическая настройка дружественности, сопереживания, пристального и трепетного внимания ко всем перипетиям событий, чувствований, оттенков речи воплощаемого солистом персонажа – вплоть до полного слияния с ним – создает высокое качество ансамбля»