Особенности работы с  детьми  с ОВЗ в ДОУ

В Конституции РФ и Федеральном законе РФ??Об образовании в Российской Федерации??от 29.12.2012 г. №273-ФЗ сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание?условий?для достижения нового современного качества образования.
Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ОВЗ имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья?(ОВЗ)?- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных?условий?обучения и воспитания.
Группы?дошкольников?с ОВЗ не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями?развития: 
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с нарушением речи;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
дети с умственной отсталостью;
дети с расстройством аутистического спектра.
 Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
 В дошкольном учреждении инклюзивное воспитание детей с ОВЗ реализуется в условиях обычной группы, среди сверстников. Задача наших педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми?детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. 
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем субъектам, которые взаимодействуют с ребенком с ОВЗ. В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в?дошкольном?образовательном учреждении?воспитателям?необходимо знать следующие положения коррекционной?работы:
включать в?работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравнивать его не с другими?детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к без оценочного принятия ребенка, пониманию его ситуации;
корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической?работе.
Обследованием детей ОВЗ занимаются специалисты (педагог-психолог, логопед, дефектолог) а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
 План изучения ребенка включает такие мероприятия,?как: беседа с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития; характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством педагога-психолога, учителя-логопеда в?дошкольном?учреждении разрабатываются индивидуальные образовательные программы на каждого ребенка с ОВЗ.
На основе рекомендаций специалистов воспитатель:
проводит занятия по образовательным областям.?Организует?совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми?с учетом рекомендаций специалистов?(педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровье сберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании навыков самообслуживания у детей, об индивидуальных особенностях ребенка, о приемах развития мелкой моторики и др.
Вновь прибывшим детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация - это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние?дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Одним из?условий?повышения эффективности развивающей педагогической?работы?является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы?условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая?работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование?организационных?форм образовательной?работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Для?организации?и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании?работы?важно использовать наиболее доступные?методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Особое внимание при?работе с детьми?с ОВЗ следует уделить таким направлениям их развития,?как:
-физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
познавательные качества?(развивает навыки самостоятельного изучения мира);
социально-коммуникативные навыки?(облегчает социализацию);
художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы?работы?с разными материалами).
Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагогам в образовательном процессе рекомендуется использовать дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики). Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму.
У многих детей с ОВЗ в той или иной степени наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания. Это, безусловно, приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому рекомендуется включать этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами, игры, направленные на снятие излишней двигательной активности детей.
Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой, с песком. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, развитию познавательной деятельности. 
Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила дляпедагога:
1) давать короткие, четкие и конкретные инструкции. 
2) для выполнения задания ребенку ОВЗ требуется больше времени чем остальным детям.
3) делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
5) предоставлять ребенку возможность выбора. 
6) поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 
7) договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
Взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать ?особых? детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.