Особенности развития детей из полных и неполных семей
Для воспитания всесторонне развитого человека необходимо человеческое общество, а для развития коммуникативных качеств – требуется среда взрослых людей, необходим образец поведения в обществе . Психологический климат и семейное благополучие во многом зависят от того, является ли семья полной или неполной.
Полная семья – это ячейка общества, состоящая из родителей и ребенка или нескольких детей. Неполная семья – семья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не находится; вдов и вдовцов, которые не вступили в новый брак. Также это семья, состоящая из отца и матери, которые проживают отдельно в связи с расторжением брака; одиноких людей, которые усыновили детей. К сожалению, на сегодняшний день увеличивается тенденция распада семьи, что является острой социальной проблемой [26, c. 93].
Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще «забывают» о своих воспитательных функциях. Например, так называемый «челночный» бизнес, которым в большинстве своем занимаются российские женщины, лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания [16, c. 147]. Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.
А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Действительно трудно сохранить душевное равновесие, когда подросший ребенок начинает упорно интересоваться, где папа. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка [24, c. 79].
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается одна мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, т. к. оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других. В качестве иллюстрации своих утверждений они приводят примеры о многочисленных случаях воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которые изобилуют в жизни. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, они отмечают, что прослеживается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака выше у тех супругов, которые воспитывались в неполной семье.
Педагогическое объяснение этого положения очевидно. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное – пример брачных отношений, а поэтому и определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. У будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать своих мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, а, следовательно, и для разводов. Это только одна из многочисленных проблем, порождаемых неполной семьей. В том, что родительский дом испокон веку называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка.
По мнению большинства авторов, одним из важнейших аспектов в случаях распада семьи или отсутствии одного из ее членов является эмоциональное состояние ребенка. Семья, по мнению Т. В. Корнеевой, обеспечивает ребенка главными потребностями, такими как чувства безопасности и защищенности, а также любви [14, c. 47]. Наличие неполной семьи наносит серьезный удар по этим потребностям, оставляя их в критическом состоянии.
Также важность влияния на эмоциональную сферу подчеркивает Н. М. Ершова. В результате ее исследования, было установлено, что именно подростки из неполных семей сталкиваются с проблемой адаптации в обществе, одновременно испытывая потребность в установлении эмоционально-значимых отношений с окружающими [7, c. 198].
Безусловно, полная семья не гарантирует наличие благоприятной атмосферы развития для ребенка. Тем не менее, исследования ряда авторов (А. И. Захарова, А. С. Спиваковской, Е. О. Смирновой, B. C. Собкина) подтверждают, что в сравнении с детьми из полных семей, дети из неполных семей обладают следующими психологическими особенностями: склонностью к невротическим проявлениям, проявлением инфантильности и негативного поведения по отношению к родителям, а также страдают заниженной самооценкой.
В. А. Хохлова называет следующие факторы, обуславливающие семейное воспитание в полной и неполной семье:
Социально-культурный фактор. В неполной семье должным образом не реализуется функция социализации, это связано с тем, что, осваивая роль семьянина, ребенок лишен положительного образца. В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей, что способствует процессу социализации.
Социально-экономический фактор, то есть занятость родителей на работе. В неполной семье материальный заработок зависит только от одного из ее членов, следовательно, обеспечивая финансовую независимость, родитель меньше уделяет внимания духовному развитию ребенка. Также проявляется тенденция, когда мать или отец оставляет ребенка на попечении бабушек и дедушек, тем самым лишая его своей заботы. Такая тенденция проявляется и в полных семьях, но влияние родителей здесь значительно больше.
Технико-гигиенический фактор. Указывает на зависимость воспитания от места и материально-бытовых условий жизнедеятельности семьи. В неполной семье могут чаще возникать материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, более опасно то, что возникает дефицит настоящих, полноценных семейных отношений. Дети не всегда могут получить полноценное общение, в полной мере удовлетворить потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищенность при отсутствии одного из родителей, это также может основываться на материально-бытовом неблагополучии неполной семьи.
Демографический фактор, связанный со структурой и составом
семьи. Отсутствие в семье одного из членов, также может сказаться на интеллектуальном развитии ребенка. Важно, чтобы в окружении детей с раннего детства присутствовали оба типа мышления: мужской и женский. Для полноценного интеллектуального развития ребенку необходимо общение с родителями обоих полов, с целью перенимания у них жизненного опыта [26,
c
. 92].
Таким образом, особенности развития детей зависят от психологической обстановки в семье. Безусловно, дети из неполных семей наиболее проблематичны и уязвимы в социуме. Однако воспитание в неполной семье не всегда способствует появлению каких-либо отклонений в поведении или развитии ребенка. Это обусловлено тем, что процесс возделывания личности в таких условиях протекает труднее и напряженнее, могут возникнуть проблемы, которые требуют внимания и отклика как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.