Особенности развития и формирования памяти у детей дошкольного возраста.
Седашова Наталья Владимировна,
Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №109
Центрального района Санкт- Петербурга
Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими функциями, является первоочередной задачей родителей, актуальность которой нельзя переоценить.
Память — когнитивный процесс, который заключается в фиксации воспринимаемого опыта, удержании его в состоянии активного внимания некоторое время с возможностью воспроизвести позже, включающий процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.
Нейрофизиологическая суть памяти — образование устойчивых нейронных связей (синапсов) в коре больших полушарий головного мозга.
Различают такие виды памяти, как: непроизвольная - впечатления, обычно окрашенные яркими эмоциями, сохраняются сами собой; произвольная - подключается волевой компонент, ассоциации.
Воспоминания, ассоциирующиеся с разными областями жизни, могут быть запечатлены в нейронах, расположенных в коре головного мозга: воспоминание о запахе какао находится рядом с картинами пребывания в детском саду, вот почему этот запах вызывает в сознании образы, связанные с этим жизненным периодом. Наоборот: зеленый цвет ассоциируется с елкой, поэтому информация обо всем зеленом находится рядом с воспоминаниями о елках. Пример условный, но именно так работают ассоциации.
Считается, что способность к произвольному запоминанию закладывается в дошкольном возрасте, что в дальнейшем сказывается на учебе и формировании личности. Существует врожденная способность к запоминанию, обусловленная природной пластичностью мозговой ткани («мнема») — механическая, или непосредственная память. Эту характеристику реально усовершенствовать с помощью мнемонических приемов, разных способов усвоения информации. Развитием культурной памяти можно заниматься в течение всей жизни, но лучше других работают приемы, изученные в детском возрасте.
По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида: кратковременная - запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифры при устном счете, отрывок текста при конспектировании, письмо под диктовку, люди в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается. Долговременная - откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной). По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды: зрительная - запоминание видимых образов; слуховая - запоминание услышанного; тактильная, моторная (двигательная) - запоминание ощущений и движений; эмоциональная - запечатление ярких эмоций; вербально-логическая - усваиваются речевые конструкции, смысловые связи. В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.
Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу. Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки. Особенности развития памяти в этот период заключаются в быстром формировании волевого компонента, произвольного запоминания. У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило.
Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания. Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить. Развивается крупная моторика: Малыш способен выучить игровые, танцевальные движения, успевая наблюдать за другими, координировать свои действия с ними. С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками. Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стих или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок.
С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем. У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача - все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок. Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.
Произвольное запоминание у детей до 7 лет зависит от следующих факторов: содержания предложенного материала: насколько он интересен, вызывает ли эмоции, как подается; процесса обучения: должна быть определенная логика, понятная для сознания ребенка и легко откладывающаяся в голове надолго; мотивация: необходимо объяснить, для чего эти знания понадобятся в будущем; контроль долговременного запоминания: нужно проверять степень усвоения материала по прошествии времени. Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С.Выготскому, является игровая, поэтому запоминание должно происходить в процессе игры. Не стоит доводить до утомления и потери интереса, это приведет к обратному результату.
Методики для развития зрительной памяти:
- «Фотоаппараты». Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей. Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.
- «Найди различия». Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют. Постепенно ребенок учится точно запоминать рисунок в мельчайших подробностях, находить различия очень быстро.
- «Чего не хватает?». Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д.), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить. Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.
- «Что изменилось?». Эта игра для группы детей. Одного из них ведущий просит встать и подойти к нему, а остальных — посмотреть на него в течение нескольких секунд и запомнить хорошенько. Ведущий выводит малыша за дверь и что-нибудь меняет в его внешности, не особенно заметное: надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.
- «Опиши соседа». Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.
Развитие слуховой и вербальной памяти «Метод десяти слов». Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.
Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.
Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти. Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:
- Питание. Желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
- Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
- Физическая активность. Стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
- Сон. Его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
- Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.
Важно помнить, что дошкольные годы - самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.