УДК 371.921

ББК 74.55

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО КЛАССА

Л.В. Иманбаева

Россия, г. Челябинск

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет»

imanbaeva.lara86-22@mail.ru

научный руководитель: Л.М. Лапшина

lapshinalm@cspu.ru

Аннотация: Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук является очень актуальной проблемой. Слабое развитие кистей рук, трудности в формировании сложных движений и действий отрицательно сказывается на продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, письме. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с задержкой психического развития осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительного искусства.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, мелкая моторика, внеурочные занятия, инклюзивный класс, изобразительная деятельность.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN AN INCLUSIVE CLASS

A.A. Gnezdilova

Russia, Chelyabinsk

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «South Ural State

Humanitarian Pedagogical University»

gnezdilova.alinochka@mail.ru

scientific director: L.M. Lapshina

lapshinalm@cspu.ru

Abstract: The development of fine motor skills of fingers and hands is a very urgent problem. Poor development of the hands, difficulties in forming complex movements and actions negatively affects productive activities: modeling, drawing, designing, writing. Correction of fine motor disorders characteristic of schoolchildren with mental retardation is carried out by selectively influencing the impaired or weakened functions of children, through systematic education and improvement of their organization, accuracy and tension. The ability to actively and intently perform the proposed tasks in the visual arts lesson.

Keywords: children with mental retardation, fine motor skills, extracurricular activities, inclusive class, visual activity.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Рассматриваемое понятие подчеркивает временный характер отставания, который преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются психолого-педагогические условия, соответствующие особенностям развития детей этой категории. В структуре содержания начального образования системы коррекционно-развивающего обучения особое значение уделяется общенаучным и общепознавательным способам деятельности, как важнейшим компонентам учебного процесса: умению наблюдать, анализировать, классифицировать, доказывать и обобщать. Эти умения формируются средствами всех учебных дисциплин [4].

Недостатки развития моторики младших школьников рассматриваемой категории проявляются в моторной неловкости движений пальцев и кистей рук. При этом их движения в основном нечеткие и плохо скоординированные. Это особенно заметно при использовании таких видов деятельности, как рисование, лепка, работа с мелкими деталями (например, конструктором), а также при выполнении многих манипуляторных действий с предметами: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания бантов, шнурков и т.п. Выполнение указанных педагогом двигательных заданий и воспроизведение простых ритмов оказываются невозможными. Многие дети испытывают трудности в правильном удерживании карандаша и кисточки при рисовании, часто не регулируют силу нажима карандаша, затрудняются пользоваться ножницами при выполнении аппликации. Обучающиеся с задержкой психического развития самостоятельно не могут установить симметричность частей конструируемых ими фигур, верно расположить элементы конструкций, выполняя поделку [9]. Важно учитывать, что хотя грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, уровень моторного развития у них ниже, чем у нормально развивающихся младших школьников. Таким образом, начальная школа строится на новых эффективных психолого-педагогических технологиях, использует различный спектр образовательных программ, направленных на быстрое развитие детей, максимальную активизацию их мыслительной деятельности; предполагает индивидуальные и групповые коррекционные занятия, способствующие преодолению имеющихся недостатков развития младших школьников с временной задержкой психического развития [2].

Развитию мелкой моторики детей с ЗПР следует уделять особое внимание. Необходимо это не только первоклассникам, осваивающим сложнейший навык письма, но и всем учащимся начальных классов, поскольку, как отмечалось выше, развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития [5].

С целью определения уровня развития мелкой моторики кисти руки можно использовать методики тестирования В.А. Калябина – доцента кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека ВГПУ; методику «Домик», разработанную Н.И. Гуткиной; методику «Дорожки» по Л.А. Венгеру; матометрический тест Н. И. Озерецкого [3].

Нами в рамках данного исследования были разработаны рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики у младших школьников с задержкой психического развития и коррекции его недостатков на уроках изобразительного искусства:

– Определять заранее, на какой процесс в развитии мелкой моторики будет направлено наибольшее воздействие в ходе урока, и как лучше осуществлять регуляцию этого психического процесса в целях его совершенствования.

– Уделять особое внимание учебно-материальному обеспечению уроков (оснащение материалами и инструментами высоко качества).

– Обеспечить эстетические условия для осуществления коррекционно-воспитательной работы (оснащение учебного процесса наглядным материалом, который в наибольшей степени отвечает требованиям эстетики) [8].

– Соблюдать охранительный режим, что оказывает положительное воздействие на учащихся, предполагает обеспечение на уроках изобразительного искусства спокойной деловой обстановки, четко организованного и привычного хода работы.

– Строить каждый урок в тесном единстве с дидактическими, воспитательными и коррекционными целями.

– Приучать учащихся с задержкой психического развития видеть прекрасное в окружающем, в искусстве педагог должен предполагать организацию наблюдений за окружающей действительностью, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т.д.

– Проводить на заключительном этапе каждого урока рисования оценку работ учащихся.

– Использовать игры и упражнения, формирующие умения воспринимать и различать величину, форму, цвет, положение предметов в пространстве, а так же умение владеть техникой рисования.

– Уделять большое внимание изобразительной деятельности вне занятий [7].

Таким образом, коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам с задержкой психического развития осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительного искусства.

Также можно разработать специальные упражнения для развития мелкой моторики в условиях инклюзивного класса.

Развитие движений рук и ручной умелости. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения [1].

Пальчиковая гимнастика. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Маленькие стишки, считалки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Данные игры рекомендуется проводить на каждом уроке или коррекционном занятии 2-3 минуты [4].

Графические упражнения. Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Пальчиковый игротренинг. Пальчиковый игротренинг включает в себя: сжатие, растяжение, расслабление кисти; использование изолированных движений каждого из пальцев. Пальчиковый игротренинг- это профилактика школьных неврозов, речевое развитие, подготовка к письму, формирование почерка, психологическая коррекция [4].

Подготовка к обучению письму. Упражнения данного раздела дают возможность воспринимать форму букв через тактильные и кинестические ощущения, вырабатывают умения владеть карандашом и ручкой, проводить линии по линейке, угольнику, лекалу и на глаз.

Лечебная физкультура. Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами [6].

Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации и подобранные упражнения по изобразительному искусству, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у младших школьников с задержкой психического развития.

Библиографический список

Алиева, Л.

Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с задержкой психического развития / Л. Алиева, Н. С. Сухонина // Экономика и социум. - 2018. - № 6 (49). - С. 1469-1471.

Алиева, Л.

Особенности проведения урока изобразительной деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития / Л. Алиева, Н. С. Сухонина // Экономика и социум. - 2018. - № 6 (49). - С. 1475-1477.

Алова, М.Д.

Особенности развития и коррекции учебной мотивац

ии у младших школьников с задержкой психического развития / М. Д. Алова, А. А.

Кацеро

//

Здоровьесберегающие

и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конф

еренции. - 2019. - С. 63-66.

Бегиева

, Б.М.

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Б. М.

Бегиева

// Вопросы науки и образования. - 2021. - № 5 (130). - С. 25-27.

Гахраманова

, С.Х.

Особенности развития моторики у детей с задержкой психического развития / С.Х.

Гахраманова

// Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Под об

щей редакцией Э.А.

Пирмагомедовой

. - Москва, 2022. - С. 134-138.

Рукавицина

, Е.Д.

Использование нетрадиционных техник рисования в обучении и воспитании детей с задержкой психического развития / Е. Д.

Рукавицина

, А. С. Суслова // Актуальные проблемы педагог

ики и психологии: вызовы ХХ

I

века.

C

борник

научных трудов. - Москва, 2022. - С. 307-314.

Суркова, Е.С.

Социальная адаптация к условиям школьного обучения младших школьников с задержкой психического развития / Е. С. Суркова //

Здоровьесберегающие

и коррекци

онные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 135-138.

Шамарина

, Е. В.

Развитие мелкой моторики младших школьников с задержкой психического раз

вития при обучении их письму / Е. В.

Шамарина

// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 4. - С. 14-22.

Стафеева

, О. Ю.

Развитие мелкой

моторики кисти руки детей младшего школьного возра

ста

с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусств / О. Ю.

Стафеева

. – URL:

https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-

p

edagogika/library/2013/10/04/razvitie-melkoy-motoriki-kisti-ruki-detey

(дата обращения 21.12.2022).