ГКОУ ? Тепикинская школа - интернат?








 
НА ТЕМУ:
?Особенности развития познавательного интереса через нетрадиционные формы урока ?







Автор: учитель-дефектолог  
 Копылова Наталья Николаевна














 2024


Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
1.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ (УО/ИН)
1.1 Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья5
1.2 Особенности познавательных интересов у обучающихся с ОВЗ           6
2.СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ 
2.1. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ                                                      9
2.2. Методы и приемы развития познавательных интересов обучающихся с ОВЗ14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ16

















ВВЕДЕНИЕ 
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья –?одна из актуальных проблем?современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадал познавательный интерес.
Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Развитие познавательных интересов обучающихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. 
В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
По данным различных исследований, количество обучающихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы школы, 
составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. 
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья школа является одним из важных факторов социализации. Поэтому в представлении детей с ограниченными возможностями о своём будущем школа занимает существенное место. Часто у обучающихся с ограниченными возможностями имеются отклонения в развитии, связанные с перенапряжением нервной системы ребёнка, а также различных болезненных состояний нервной системы - неврозов. У значительной части детей с ограниченными возможностями наблюдаются затруднения в усвоении программного материала, связанные с нарушением развития речи и особенностями их психической деятельности. Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития каждого обучающегося через совершенствование системы преподавания.
Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации мотивации познавательных интересов обучающихся. Развитие познавательных интересов и творческой активизации личности процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает творческую активность, и в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность.
Работать над развитием познавательных интересов – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования: ?Особенности развития познавательного интереса через нетрадиционные формы урока ?.
Цель данной работы: проанализировать особенности развития познавательных  интересов детей с ОВЗ (УО/ИН)
Задачи:
Изучить методические и теоретические источники по данному вопросу.
Рассмотреть особенности познавательных интересов?детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раскрыть особенности организации педагогического процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья для развития их познавательных интересов.


1.Научно — теоретическое обоснование проблемы развития познавательныхых интересов у детей с ОВЗ.
1.1. Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями?- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья?– это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика обучающихся с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Л.С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. 
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к?основным категориям?детей с нарушениями в развитии относятся:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
1.2. Особенности развития познавательных интересов у обучающихся с ОВЗ
Познавательный интерес?— это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Определенный вклад в развитие этой проблемы внесли исследования, посвященные познавательному интересу и познавательной потребности, проведенные Л.И. Божович, B.C. Ильиным, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной и др. Непосредственно вопросу познавательного интереса посвящены работы следующих педагогов: К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается низкий уровень развития?восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.
Также у них недостаточно сформированы?пространственные представления. Обучающиеся с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание?неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Память?ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Мышление?– наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
У обучающихся с ОВЗ имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У одних детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, у других отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.


2.СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗнавательных интересов УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ 
2.1.  НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке. Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Главной особенностью для детей с ОВЗ является недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой и искаженные представления об окружающем мире.
Учеба- труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое. Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние ?насыщения?: обучающиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об ?эффекте любопытства?.?Развитие познавательного интереса ребёнка рассматривается специалистами как одна из сторон его общего психического развития. У школьников развитие познавательных процессов играет центральную роль, поскольку от их особенностей зависит успешность учебной деятельности.
Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала. По определению И.П. Подласова, нетрадиционный (нестандартный) урок – это ?импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру?. В разряд нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, заимствованные из внеклассных форм организации учебной работы. Отношения педагогов к таким формам проведения уроков различны: одни видят в них правильный шаг в направлении демократизации школы, другие, наоборот, считают такие уроки нарушением дидактических принципов, искажением структуры урока.
Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся обучающимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Такие уроки не только радость для школьников, но и определенный стимул, побуждающий интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности. Нетрадиционные уроки отвечают возрастным особенностям детей, полезны для их развития.В них представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физ.минутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.                                                                           Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме. Чаще нетрадиционные уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (уроки-путешествия, интегрированные уроки, уроки-сказки и другие) можно использовать и при изучении нового материала.Нестандартные уроки играют далеко не последнюю роль в развитии творческих способностей детей, позволяют повышать их познавательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности. Проведение нестандартных уроков позволяет повысить эффективность обучения, вызывает познавательный интерес к обучению, решает развивающие и воспитывающие задачи. На таких уроках обучающиеся могут оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, свою самостоятельность, и совсем другое психологическое состояние. 
Нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка. Для начала необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно сил и времени на подготовку нестандартного урока по теме, носящей прикладной характер, не имеющей особой практической ценности и не играющей большой роли при изучении темы.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.                                                                                                                               Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.  Важно, чтобы форма высвечивала, а не затмевала содержание.
Роль эмоций в процессе познавательной деятельности очень большая. Элементы занимательности на уроке вызывают чувство неожиданности, удивления, новизны. 
2.2. Методы и приемы?активизации познавательных интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Использование нестандартных форм работы в коррекционной педагогике на сегодняшний день представляет особую актуальную значимость, так как наблюдается тенденция недостаточной эффективности традиционных приемов и форм.? Нестандартные формы работы на уроке предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей, повышает эффективность работы в целом.
Задачи: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативные компетентности.
Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы:
1.Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс.
2. Уроки, напоминающие публичные формы общения: интервью, аукцион, конференция, телепередача.
?3. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие.
4. Уроки-путешествия.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: сказки.
6. Интегрированные уроки.
?Рекомендации по проведению нестандартных уроков:
1. Нестандартные уроки следует использовать, как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь, разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
?4. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом, ?и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом ?с детьми и для детей?, ставя одной из основных целей - воспитание учащихся в атмосфере добра, ?радости.
Приведу несколько примеров, которые позволяют мне справиться с усталостью детей, помочь настроиться им на рабочий лад.
?На уроках русского языка - словарная работа.
1. ?Загадки?.? Читаю загадки, а учащиеся их отгадывают. Отгадками являются словарные слова, которые дети записывают в тетрадь, подчеркивая не проверяемые буквы, ставя ударение.
2.?Узнать предмет по описанию?. Даю описание, дети называют предмет — словарное слово, записывают его в тетрадь.
На уроках окружающего природного мира – применение аудиозаписей.
Например, на уроке предлагаю детям прослушать записи весенних звуков, небольших по объёму. Это обучает  умению прочувствовать настроение.
?На занятиях при работе с детьми с ОВЗ? часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
На своих уроках? я использую:
-?Дерево чувств? – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
-?Море радости? и ?Море грусти? – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
На своих уроках? я использую:
?-?Смайлики? (весёлый, нейтральный и грустный),
?-?Светофор? (зеленый – понравилось, желтый понравилось, но не всё, красный - не понравилось, карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательный интерес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, применение различных методов и приёмов обучения повышает познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся, что в равной мере относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения.
Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
-формирование положительной учебной мотивации;
-повышение познавательной активности обучающихся;
-развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
-активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
-стимулирование самостоятельной деятельности;
-эффективное усвоение большого объема учебной информации;
-развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
-развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности;
-развитие навыков самостоятельного умственного труда;
?
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Познавательный интерес обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, методов и приемов, включенных в образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.
Используемые учителем приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления обучающихся и формирование у них мотивов учения.
В процессе игровой деятельности материал забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.
Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений.
Развивая познавательный интерес, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательного интереса школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - С. 34.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. – С. 334.
Буковцова Н.И. Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного (инклюзивного) образования. ПГСГА ФКП г. Самара, 2010. - С. 45.
.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб, 1997. - С. 134.
Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников — ?М.,1977. - С. 34.
Лаврова Г.Н. Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] http://ipk74.ru/virtualcab/obrazovanie-detej-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/obrazovanie-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/materialy-obuchayushhego-haraktera/metodicheskie-rekomendacii-po-obucheniyu-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obshheobrazovatelnoj-shkole
Ляшовская М.В. Особенности формирования познавательной активности у детей с ОВЗ [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/09/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey
Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб. пособие к спецкурсу [Текст] / Ф.К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989. – С. 67.
 .?Активные методы обучения?. Электронный курс. Международный?Институт Развития ?ЭкоПро?, Образовательный портал ?Мой университет?,?http://www.moi-?universitet.ru
10.    Ксензова Г.Ю. ?Перспективные школьные технологии?, Москва,
       Педагогическое общество России, 2000 г.
11.     Подласый И.П. Педагогика : 100 вопросов — 100 ответов : учеб. Пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. — М. : Изд во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006 — 365 с
12. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006

Скачано с www.znanio.ru





16