Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области

среднего профессионального образования

«Мезенский педагогический колледж»

Статья

На тему: «Особенности развития восприятия младших школьников. Рекомендации для родителей по развитию систем восприятия ребенка младшего школьного возраста.»

Подготовили:

Студентки 31 группы

Специальности: 44.02.02

Преподавания в начальных классах

Быкова Татьяна Владимировна

Данилко Светлана Витальевна

Руководитель работы:

Шварева Татьяна Николаевна

Орел, 2024г.

Введение

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения.

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Часто первоклассники путают предметы, сходные между собой в том или ином отношении. Например, цифры 6 и 9, буквы З и Э и др. Частой ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при изображении. Чтобы младшие школьники не допускали таких ошибок, необходимо их научить сравнивать сходные предметы, научить находить различия между ними.

С возрастом дети должны овладеть техникой восприятия, научиться смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. У школьников, в среднем звене восприятие превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс.

В развитии произвольного восприятия огромное значение имеет слово. У учащихся 1-го класса слово завершает процесс восприятия. Назвав предмет, дети перестают его детально анализировать. Учащиеся 2-3-го класса, назвав предмет, продолжают описывать его в словесной форме. Если в 1-2-м классах восприятие словесного материала нуждается в наглядности, показе, то уже в 3-4-м классах это требуется в меньшой степени.

У младших школьников возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника). Но они испытывают затруднение в назывании объемных фигур. В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играют уроки природоведения, труда, физической культуры.

В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятие сюжетной картинки. Дети уже могут устанавливать пространственные связи между частями картины. Немецкий психолог В.Штерн выделил три стадии восприятия детьми картинки:

перечисление (от 2 до 5 лет),

описание (от 6 до 9-10 лет),

интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).

Эти стадии, зависят от опыта детей, от степени развития восприятия.

Очень важно, с каким вопросом при рассмотрении картинки взрослые обращаются к ребенку. Если задан вопрос “Что на картинке?”, то ребенок начинает перечислять предметы. А если задан вопрос, “Какие события изображены на картинке?”, то требуется более высокое восприятие, объяснения, толкование.

Особенно большое значение имеет такой познавательный процесс как память. Тема актуальна потому, что сознание человека не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые воздействия реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.

Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организована, однако в ней имеются недостатки.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Во время обучения в начальных классах даётся очень много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память.

«Рекомендации по развитию систем восприятия школьника»

Как развить зрительные навыки.

Играйте в шашки, шахматы и похожие игры, обсуждая игровые ситуации.

Используйте компьютерные обучающие игры.

Попробуйте свои силы в творчестве.

Научитесь манипулировать шариком, сначала одним, потом двумя, тремя и четырьмя. Действуйте шариками, используя две и одну руку.

Собирайте какие-либо модели (автомобили, самолеты, дома и др.), можно из набора готовых деталей. Также полезны занятия по выпиливанию поделок.

Работайте с несложными лабиринтами, которые нужно «проходить», сосредоточившись на кончике карандаша.

Посещайте различные музеи (художественные, исторические и др.), воспринимайте информацию различными сенсорными каналами.

Попробуйте собирать какую-нибудь несложную головоломку.

Нарисуйте календарь, в котором выделен каждый день. Обозначайте важные даты, погодные условия, наблюдаемые события. Повесьте календарь в комнате.

Обращайте внимание на предметы окружающей обстановки.

Больше играйте в игры, способствующих визуальному восприятию информации и помогающих узнаванию цифр и букв (кроссворды, головоломки, пазлы, «SCRABBLE»,...).

Занятия, которые наиболее подходят для визуала:

Моделирование. Сбор конструктора. Компьютер. Магнитофон. Рукоделие. Рисование. Пинг-понг. Экскурсии в музей. Игра на музыкальном инструменте. Коллекционирование марок, открыток, календарей, монет.

Как развить навыки слушателя.

Ежедневно читать вслух.

Поиграйте в слова, в синонимы. Вы называете слово, например «автомобиль», и предлагаете придумать другие слова, синонимичные по смыслу («машина», «грузовик», «авто», «такси» и пр.). Для расширения словарного запаса можно придумывать слова, связанные с разными классификациями автомобилей («грузовой — легковой», «большой — маленький», спецтранспорт и др.).

Попробуйте занятъся подбором рифм к словам, а также называйте слова с противоположным значением (антонимы).

Можно вести дневник, где записываются важные события жизни. При этом можно будет запоминать орфографию слов, приобретать навык письма.

Пишите собственные рассказы в специальной тетради. Обсуждайте свое творчество, проиллюстрируйте написанное.

Можно попробовать свои силы в поэзии. Попросите близких вам людей почитать вслух.

Старайтесь хотя бы один раз в день всей семьей собраться вместе и по очереди рассказывать о событиях этого дня.

Учитесь правильно произносить и писать длинные слова, обращая внимание на их окончания.

Для расширения словарного запаса ежедневно запоминайте новое слово в сочетании с определенной картинкой, которая поможет вспомнить значение того или иного слова.

Используя микрофон, поработайте с ним, рассказажите какую-либо веселую историю, сделайте объявление...

Занятия, которые подходят для аудиала:

Любительские спектакли и представления. Танцы. Хоровое пение. Занятия в библиотеке.

Как развить навыки деятеля.

Полезно играть в мяч или в какую-нибудь еще командную игру. Осваивая навыки игры, развиваются ловкость, координация, глазомер.

Старайтесь включаться в коллективные игры. Это поможет вам научиться договариваться, общаться с другими ребятами. Записывайтесь в спортивные секции, художественные кружки, студии. «Слушатели» менее уверены в собственной ловкости и в значительно меньшей степени увлекаются подвижными играми. Недостаточность этого развития им необходимо восполнить, вовлекая их в занятия, свойственные «деятелям».На даче можно сажать овощи, цветы. проводить опыты и проявлять творческую инициативу, ухаживая за посадками. Желательно зарисовывать свои действия.

Научитесь работать с различными инструментами.

Попробуйте изготовить воздушного змея. Научитесь управлять высотой полета.

Осваивайте навыки езды на самокате, велосипеде, развивая чувство равновесия, координации и ловкости.Очень полезно ежедневно прыгать через скакалку мальчикам и девочкам, сопровождая прыжки счетом или короткими четверостишиями.

Научитесь кататься на лыжах, коньках, роликах.

Занятия, которые подходят для кинестетика:

Всевозможные физические упражнения, прогулки на свежем воздухе. Аэробика, гимнастика. Езда на велосипеде. Катание на лыжах, коньках. Походы и туризм. Плавание. Борьба.

Заключение

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания упражнения.