«Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»

Учиться могут все дети, а значит всем, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должны предоставляться возможности получить образование…

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Назрела острая необходимость в понимании проблем детей, имеющих задержку психического развития, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

К сожалению, с каждым годом увеличивается количество таких детей. Каждый учитель, работающий с детьми ОВЗ, создаёт адаптированную программу, но даже с ней у детей возникают сложности в обучении.

Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, мы с педагогами сделали вывод, что патология этих детей в психической сфере проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Обозначив проблему, мы стали искать пути ее решения и определили следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:

*максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;

 

*оптимизация психических процессов;

 

*широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;

 

*опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;

 

*стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами – шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)

 

Теплая и комфортная обстановка, созданная учителем, который работает в классе, построена на доверии и ответственности друг перед другом, помогает детям быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу.

 

В педагогической практике есть следующие правила работы с детьми, имеющими проблемы в развитии:

 

*всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость;

 

*не смеяться ни над какими слабостями и ошибками детей, быть терпеливыми, когда дети проявляют неумение;

 

*иметь ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми; говорить отчетливо, неторопливо;

 

*говорить меньше слов, помнить, что слишком много объяснять – значит думать за детей;

 

*детей надо учить учиться, а начинать надо с элементарных вещей: Педагогам нельзя рассчитывать на то, что дети многое знают. Их задача научить, и не следует отчаиваться, когда у детей что – то не получается.

У детей с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даём предельно развёрнуто и небольшими порциями, объяснение нового материала обязательно детализировать новый материал. При каждом затруднении возвращаемся к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.

Сообщение знаний должно иметь наглядно-образную опору. Ею могут быть схемы, чертежи, рисунки. Введение таблиц, обобщений, памяток облегчает усвоение знаний. При введении условных обозначений любая таблица начинает говорить.

Несмотря на трудности, в работе с детьми ОВЗ, мы педагоги имеем одну цель: обучить детей, дать возможность получить образование и сделать их счастливыми!