ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Аннотация. Данная статья отражает процесс внедрения проектного метода в дошкольное учреждение, учитывая возрастные особенности детей. Актуальность этого метода в дошкольном образовании обусловлена его способностью стимулировать самостоятельную активность детей, развивать их творческое мышление, умение искать информацию о предметах и явлениях и использовать эти знания для создания новых объектов. Также, внедрение проектного метода делает дошкольную образовательную систему более открытой для активного участия родителей.
Ключевые слова: проектный метод, активность, внедрение, проектная деятельность, развитие, дошкольная образовательная система.
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT METHOD FOR OLDER PRESCHOOL CHILDREN IN PRESCHOOL INSTITUTIONS
Abstract. This article reflects the process of implementing the project method in preschool, taking into account the age characteristics of children. The relevance of this method in preschool education is due to its ability to stimulate independent activity of children, develop their creative thinking, the ability to search for information about objects and phenomena and use this knowledge to create new objects. Also, the implementation of the project method makes the preschool educational system more open to the active participation of parents.
Keywords: project method, activity, implementation, project activity, development, preschool educational system.
Современные принципы, на которых основывается государственная политика в области образования, учитывают гуманистический подход и готовность образовательной системы к разным уровням развития и индивидуальным особенностям учащихся. Достижение общих целей и задач образования требует соблюдения определенных психолого-педагогических условий, которые способствуют созданию образовательной среды, благоприятной для эмоционально-ценностного, социально-личностного и когнитивного развития ребенка, а также сохранению его уникальности. На современном этапе образования дошкольников становится необходимым внедрение методов, направленных на развитие познавательных процессов и познавательного интереса. В последние годы для решения этой проблемы в дошкольных организациях активно используется проектная деятельность.
Идея, которая лежит в основе термина «проектная деятельность», не является новой и возникла в США в начале прошлого века. Этот подход, также известный как метод проблем, связан с гуманистической философией и образованием, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал активное обучение на основе целесообразной деятельности ученика, учитывая его личный интерес к этому предмету [1].
Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – бросание вперед. Проект – это образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, плана, замысла какого-либо действия. В «Толковом словаре русского языка» на термин «проект» даются следующие характеристики: разработанный план, текст, замысел (сооружения, механизма, действия). В словаре В. И. Даля дается следующее определение – «проект»: (от лат. «брошенный вперед») – предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело и изложенное в чертеже, на письме [6].
Естественно, с течением времени идея метода проектов претерпела определенную изменчивость. Возникнув из основной идеи свободного воспитания, в настоящее время она стала интегральной составляющей хорошо разработанной и структурированной системы образования. Однако суть ее остается неизменной - поддерживать интерес учащихся к определенным проблемам, требующим определенного объема знаний, и через проектную деятельность, направленную на решение этих проблем, помогать практическому применению полученных знаний, развитию рефлексивного (в терминах Джона Дьюи) или критического мышления.
Метод проектов привлекал внимание российских педагогов уже в начале XX века. Идеи проектного обучения появились в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, которая активно старалась применять проектные методы в практике преподавания.
Приверженцы метода проектов в Советской России, такие как В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев, признавали его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Учебные проекты должны были включать в себя задачи, полезные для общества, соответствующие возрасту и интересам молодежи. Однако, одностороннее увлечение проектами в ущерб всестороннему развитию личности привело к снижению уровня общего образования. Этот факт послужил основанием для постановления ЦК ВКП(б) 1931 года «О начальной и средней школе», где метод проектов был осужден, и впоследствии, к сожалению, не применялся в практике советской школы и с тех пор до недавнего времени не предпринималось серьезных попыток возрождения этого метода в школьной практике [5].
Таким образом, проектный метод предполагает самостоятельную постановку задач, анализ проблемных ситуаций и выбор оптимальных путей решения. Это стимулирует развитие инициативы, умения работать в команде и доводить дело до конца.
Применение проектного метода в ДОУ позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребёнка. Взрослые и дети становятся ближе друг другу.
Особенности организации проектной деятельности включают личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, тесную взаимосвязь с семьёй и повышение педагогического мастерства. Проектная деятельность способствует развитию творчества, исследовательских навыков, познавательных способностей и взаимодействия со сверстниками.
Основная цель проектной деятельности заключается в связи обучения с реальной жизнью, формировании исследовательских навыков, развитии познавательной активности и самостоятельности, творчества и умения планировать и работать в коллективе. Эти навыки положительно сказываются на успешности обучения детей в школе. Однако главными участниками проектной деятельности являются сами дети, которых наша работа направлена на развитие. Кто они станут, когда вырастут, покажет время. Для нас самое важное - создать максимально благоприятные условия для развития способностей, самостоятельности и творчества каждого ребенка [8].
Задачи проектной деятельности:
развитие познавательных способностей и творческого мышления;
повышение самооценки и уверенности в себе;
обучение поиску информации и применению полученных знаний в самостоятельной деятельности;
активизация созидательной активности детей и поддержка их самостоятель
ности в выборе способа действия [2].
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты. Они позволяют реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе и получать ощутимый результат.
В соответствии с особенностями развития дошкольников на данном возрастном этапе, мотивами участия в проектной деятельности для них становятся:
непосредственная связь проекта с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;
возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
нерасчлененность деятельности на образовательные области;
широкий спектр видов деятельности;
важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия;
проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность;
применять освоенные ранее знания и умения, опыт и компетенции
[7].
Следует подчеркнуть, что проектный метод выступает косвенным методом образования, поэтому в нем важны не столько полученные ребенком знания, сколько сам процесс: нахождение решения, его осуществление, отношение к нему участников проекта [9].
Л. Д. Морозова подчеркивает, что ей импонирует то, что проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
Л. Д. Морозова выделяет следующие этапы освоения дошкольниками проектных действий.
Для детей 5-7 лет характерно:
1. Обозначение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей интересам обеих сторон.
2. Совместное определение цели проекта, характера предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
3. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых (при возможном участии взрослого как партнера),, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение детьми проектных действий, дифференцированная помощь взрослых.
5. Обсуждение результатов работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
6. Совместное с детьми определение перспективы развития проектирования [4].
На основании вышесказанного, можно переходить к этапам деятельности внедрения проектов в ДОУ. Система работы с детьми по проектной деятельности выстроена в 5 этапов:
Начальный этап: определение темы проекта, цели, актуальности и продолжительности проекта.
Педагог старается достичь своей цели, ориентируясь на потребности и интересы ребенка. Темы проектов должны быть простыми и увлекательными, способными привлечь внимание каждого ребенка.
Этап планирования: составление плана действий по достижению цели, обращение за помощью к специалистам и использование различных источников информации.
Педагог привлекает дошкольников для разрешения проблемы, составляет план движения к цели, чтобы поддерживать интерес детей. Вместе с детьми он разрабатывает план-схему для проведения проекта, собирает информацию и материалы.
Этап сбора информации: формирование представлений об окружающем мире, проведение экскурсий, бесед, наблюдений, развивающих игр и упражнений, опытов и экспериментов.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов
.
Этап обобщения информации: объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта (альбомы, книги, макеты, выставки, развлечения, презентации).
Необходимо, чтобы основу презентации составлял физический продукт, который имел бы ценность для детей. В процессе создания продукта дети раскрывают свой творческий потенциал и применяют знания, полученные в процессе выполнения проекта. Задача воспитателя заключается в создании условий, чтобы дети могли рассказать о своей работе, почувствовать гордость за свои достижения и осознать результаты своей деятельности.
Рефлексивный этап: оценка результатов работы, определение полноты раскрытия темы
и выбор темы следующего проекта.
Детское проектирование в соответствии с принципами отечественной педагогики может быть успешным, есл
и учитываются следующие условия.
Учитывались все индивидуальные предпочтения, потребности и направления интересов каждого ребенка при выборе темы проекта.
Дети
проявляли
активность и инициативу в рамках проекта.
Были предоставлены детям самостоятельность и поддержка их инициативы.
Совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкол
ьника, адекватная его возрасту [1].
Все эти условия совместно обеспечивают успешное прохождение детского проектирования и способствуют развитию творческой, интеллектуальной и социальной активности детей. Педагог должен быть готов поддерживать и направлять детей на пути к достижению цели и созданию собственных проектов, а также быть открытым для новых идей и креативных подходов детей.
Внедрение проектного метода для детей старшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение имеет свои особенности, которые помогают эффективно организовать обучение и развитие детей. Вот некоторые из них:
Индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свои уникальные особенности, потребности и интересы. Поэтому при внедрении проектного метода в дошкольное учреждение необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка, создавая для него оптимальные условия обучения.
Командная работа. Проектный метод поощряет сотрудничество и командную работу детей. В процессе выполнения проекта дети учатся работать
в команде, слушать мнение других, принимать их идеи и совместно принимать решения
[3].
Познавательно-исследовательская активность. В процессе реализации проектов дети активно исследуют предметы и явления окружающего мира. Они задают вопросы, ищут ответы и проводят исследования. Таким образом, проектный метод развивает логическое мышление, творческое мышление и познавательные способности детей.
Использование разнообразных материалов и ресурсов. Проектный метод предполагает использование различных материалов, инструментов, технологий и ресурсов для реализации проектов. Это позволяет детям расширять свои знания и навыки, а также развивать творческий потенциал.
Интеграция предметных областей. Проектный метод способствует интеграции различных предметных областей, таких как математика, литература, искусство и другие. В процессе реализации проекта дети получают возможность применить знания и навыки из разных областей, что способствует комплексному развитию.
Развитие творческого потенциала. Проектный метод активно развивает творческие способности детей. Они могут выражать свои идеи и мысли, предлагать необычные решения и применять свою фантазию. Это способствует формированию творческой личности у детей.
Родители.
Очень важно, чтобы в процессе проектной деятельности принимали участие родители. Роль родителей в проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является важной и неотъемлемой составляющей процесса воспитания и обучения детей. Родители играют активную роль в поддержке и содействии проектов, способствуя развитию у детей личностных и интеллектуальных качеств, а также социальных навыков.
Для повышения компетентности родителей в вопросах проектной деятельности проводятся познавательные семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы и информационные стенды для размещения информации о текущих событиях в группе, рекомендациях и просьбах к родителям.
Проектный метод является актуальным и эффективным для развития детей старшего дошкольного возраста. Он позволяет формировать познавательные способности, творческое мышление, повышать самооценку и обучать поиску информации.
Список источников информации
Виноградова Н. В. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
/ Н.В. Виноградова
- М.:
Библиосфера
, 2008. - 112 с.
Кожевникова Е. Р. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
/ Е.Р. Кожевникова
- М.:
Аркти
, 2010. - 96 с
Маковозова
Л. Д. Особенности детского проектирования // Ребенок в детском саду.
/ Л.Д.
Маковозова
- 2012. - № 3. - С. 4-8.
Морозова Л. Д. Что такое
«
детское проектирование?
»
// Ребенок в детском саду.
/ Л.Д. Морозова -
№ 5. 2009. С. 9-11.
Теория и практика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. / Т.М.
Турунова
– М., 2005.
Бускина
Н. А. Особенности организации проектной деятельности со старшими дошкольниками // Актуальные исследования. 2023. №37 (167). Ч.II.С. 55-58. URL:
https://apni.ru/article/6995-osobennosti-organizatsii-proektnoj-deyatel
(дата обращения:
06
.06.2024)
Метод проектов в ДОУ. Сайт Дефектология. URL:
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/metod_proektov_v_rabote_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_i_ix_roditelyami/
(
дата
обращения
:
06
.06.2024)
Проектная деятельность в ДОУ. Сайт МААМ URL:
https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-v-dou-707111.html
(дата обращения:
06
.06.2024)
Пьянкова
Л.А.
Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения // Вестник ТГПУ. 2014. №11 (152). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-po-vnedreniyu-proektnogo-metoda-v-obrazovatelnyy-protsess-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения:
06
.06.2024).
List of information sources
Vinogradova
N. V. Project activity of senior preschoolers.
Handbook for teachers of preschool institutions. / N.V. Vinogradova - M.: Bibliosphere, 2008. - 112 p.
Kozhevnikova
E. R. The project method in the activities of preschool institutions. / E.R.
Kozhevnikova
- M.:
Arkti
, 2010. - 96 p.
Makovozova
L. D. Features of children's design // A child in kindergarten. / L.D.
Makovozova
- 2012. - No. 3. - pp. 4-8.
Morozova
L. D. What is
«
child design
?
»
// A child in kindergarten. / L.D.
Morozova
- No. 5. 2009. pp. 9-11.
Theory and practice of the organization of design and research activities of students. / T.M.
Turunova
– M., 2005.
Buskina
N. A. Features of the organization of project activities with older preschoolers // Actual research.
2023. No.37 (167). Part II. Pp. 55-58.
URL: https://apni.ru/article/6995-osobennosti-organizatsii-proektnoj-deyatel (date of application: 06/
06
/2024)
The method of projects in the DOW.
Defectology website.
URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/metod_proektov_v_rabote_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_i_ix_rodi
telyami / (date of access: 06/06
/2024)
Project activities in the DOE. MAAM Website URL: https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-v-dou-707111.html (date of application: 06/
06
/2024)
Pyankova
L.A. Organization of work on the implementation of the project method in the educational process of a preschool educational institution // Bulletin of the TSPU. 2014.
№11 (152).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-
raboty-po-vnedreniyu-proektnogo-metoda-v-obrazovatelnyy-protsess-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (date of application: 06/
06
/2024).