Особенности воспитательной работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты  воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Она разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию.

 Концепция определяет:

·        характер современного национального воспитательного идеала;

·        цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

·        систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

·         основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретноисторических социокультурных  условиях.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей  страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 Систему базовых  национальных   ценностей составляют:

·        Патриотизм (любовь к родине, своему народу, служение Отечеству)

·        Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость)

·        Гражданственность  (долг перед Отечеством, законы, обязанности, свобода совести, вероисповедания)

·        Семья (любовь, верность, здоровье, достаток, почитание  родителей, забота о младшем, о продолжении рода.)

·        Труд и творчество (творчество, созидание трудолюбия)

·        Наука (познание,  истина, сознание)

·        Традиционные российские религии

·        Искусство и литература  (нравственный  выбор, смысл жизни)

·        Природа (жизнь, планета, земля)

·        Человечество (Миру-мир, международное сообщество).

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе  сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и государства.
Целью воспитательной работы со школь­никами в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства.

Основные задачи:

1. Скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи самих учащихся по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы в условиях учреждений образования.

 2. Формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для учащихся формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо страны, своей семьи.

3. Развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях учебного процесса, внеклассной и досуговой деятельности учащихся.

4. Развитие навыков межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции.

5. Толерантность поведения.

6. Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.

Направления воспитательной работы в школе:

- идеологическое воспитание;

- идейно-политическое воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- идейно-нравственное воспитание;

- национальное и интернациональное воспитание.

Идеологическое воспитание подрастающего поколения должно быть ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строится идеология России, принятие национальной идеи.

Идейно-политическое воспитание должно ориентироваться на осмысление молодежью политики экономического и социально-политического развития, позволяющего занять достойное место в сообществе других государств; гражданского согласия; формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принципах демократии, социальной справедливости и защиты, заботы государства о каждом человеке.

Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Родины, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни.

Идейно-нравственное воспитание призвано сформировать у подрастающего поколения моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам. Оно направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого и инициативного отношения к труду и общественной жизни, на развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей. Нравственность усваивается через уважение прав и свобод другого человека, его ценности и уникальности. Важную роль играет развитие у молодежи навыков здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам, насилию, негативному влиянию средств массовой информации и рекламы. Цель идейно-нравственного воспитания – духовное оздоровление формирование физически здорового, образованного, профессионально подготовленного и социально активного человека.

Национальное и интернациональное воспитание учащихся способствует осознанию ими российской государственности, ознакомлению с традициями, идеями и культурой России, приобщению к ее национальному наследию. У россиян ярко проявляются качества толерантности, терпения, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощь и сердечность. Национальными чертами, вызывающими уважение и признание других народов, являются трудолюбие, дисциплинированность, стремление к порядку, справедливость, солидарность. Проблемой данного направления идейно-воспитательной работы является формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, территориальной целостности и отвержение идеи национализма, приоритета над другими нациями и народами. Интернациональность сегодня – это уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, умение вести диалог и отстаивать собственные интересы, вера в общечеловеческий разум и возможность мирного урегулирования конфликтов.

Из опыта работы.

 «Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» (Аристотель). Образование не должно отделяться от духовного воспитания ребенка…

 Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телевидения. И поэтому моя главная задача как учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Учитель словесности - это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

Цель уроков литературы заключается не только в изучении программных произведений, но и в познании законов Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, Справедливости. Важно установить духовный контакт с детьми, в основе которого лежит принцип гуманизации обучения, что созвучно понятиям человечность, личность, нравственность, духовность.

Лучшие русские писатели задавались важнейшими человеческими вопросами: что такое истина? кто я? так ли я живу? для чего пришёл в этот мир? То есть наша литература поднимает как раз те вопросы, которые непременно задаёт себе любой думающий подросток. Все герои русской литературы (Онегин, Печорин, Базаров, Обломов, Безухов) мучительно искали своё предназначение, свой путь в этом мире. Моя задача— сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.

В основу урока литературы ставлю активную деятельность самих учащихся. Стимулирую самостоятельность суждений, решительно отказываюсь от навязывания однозначных оценок. В средних классах ребята уже вполне могут рассуждать о многих нравственных вопросах, отталкиваясь от произведений, включённых в программу.

Изучая басни или сказки, стихи или рассказы, обязательно с учениками беседуем о том, какие человеческие качества, жизненные ценности важны с точки зрения автора. Например, при изучении рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого ученики 5 класса, работая в группах, создают и заполняют кластеры по теме «Качества характера, помешавшие Костылину и помогшие Жилину освободиться». Сначала участники групп выбирают важные для характеристики персонажей эпизоды, затем анализируют поведение одного и другого персонажа, после этого перечисляют качества характера, проявленные героями рассказа в этих эпизодах.

На этапе демонстрации образовательного продукта ученики обсуждают получившиеся кластеры, отмечают удачи каждой группы, а затем, переходя к этапу систематизации полученной продукции, совместно делают выводы о том, какие качества характера нужно воспитывать в себе. Заканчивая изучение сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», провожу урок-беседу по теме «Нравственные проблемы в произведении». В начале урока нацеливаю шестиклассников на то, что итогом сегодняшней беседы станет домашнее сочинение. Поэтому предлагаю ученикам фиксировать главные моменты нашей беседы, нужные цитаты, для этого раздаю листы с вопросами в свёрнутом виде (в ходе беседы ученики будут «открывать» вопрос за вопросом, вписывать понравившиеся ответы в оставленное после вопроса место).

Система вопросов: 1. Что такое нравственность? Обсудив варианты ответов, обязательно обращаемся к Толковому словарю С. И. Ожегова: «НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». 2. Нужно ли придерживаться правил поведения, соблюдать этические нормы? Ответы учащихся сводятся к мысли: да, потому что мы живём в обществе. 3.         Какое поведение можно назвать нравственным? Приведите примеры из жизни. Ребята, анализируя примеры из жизни, приходят к выводу, что это такое поведение, которое не причиняет вреда человеку или обществу в целом, а наоборот, приносит определённую пользу. 4.         Докажите, что Настя и Митраша, оставшись без родителей, вели себя нравственно, приведите подтверждения из текста. Ученики вспоминают о том, что брат и сестра трудились, помогали соседям, участвовали в общественной жизни, жили дружно. Зачитываются фрагменты текста. 5.         Какие нравственные ошибки совершили герои произведения? («Поссорившись, разошлись», «Митраша не обратил внимания на подсказки мудрой природы», «Настя забыла о брате, её обуяла жадность») 6. С помощью какой художественной детали писатель «подсказывает» нам, что ребята неправы оба? (Тропа, которая разошлась у Лежачего камня, в лесу вновь соединилась) Можно предложить ученикам составить варианты совместного маршрута Насти и Митраши. 7.         Как ребята исправили свои ошибки? (Митраша смог «договориться» с собакой, стать для неё хозяином, избавил лес от опасного хищника, Настя отдала всю собранную клюкву детям из блокадного Ленинграда) 8. Имеет ли человек право ошибаться? Примерные выводы учеников: «Допустить ошибку может каждый. Главное, уметь раскаяться в совершенной ошибке, постараться её исправить. Только нужно помнить, что ошибка может привести к непоправимым последствиям». Дома ученики пишут сочинение на тему «Имеет ли право человек на ошибку?» (на материале произведения или на личном опыте). Над этими же вопросами ребята задумаются после изучения рассказов «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Уроки французского» В. Г. Распутина. На основе этих двух рассказов ученики тоже пишут сочинение. Предлагаю ученикам две темы: 1. «Нравственный выбор героев рассказов «Конь с розовой гривой» В. Астафьева и «Уроки французского» В. Распутина». 2. «Уроки доброты (по рассказам Астафьева «Конь с розовой гривой» и Распутина «Уроки французского»)».

Произведения Николая Васильевича часто заставляют читателя задуматься о духовно-нравственных проблемах. Предательство и любовь Андрия  вызывают живой отклик у обучающихся. Предлагаю ребятам письменно прокомментировать поступок Андрия. Мне радостно отметить, что большинство ребят всё же осуждают его предательство ради любви. Но всегда звучит и другая точка зрения: плохо, что Андрий предал отца, брата, товарищей, мать, Родину, но он это сделал во имя любви, поэтому его можно понять. Выслушав такое мнение, предлагаю поразмышлять над этим поступком под другим углом: «Давайте посмотрим, как ведёт себя прекрасная панночка при встрече с Андрием в осаждённом Дубно. Она плачет, говорит, что у их любви нет будущего: «знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, Отчизна, а мы — враги тебе». Она могла бы сбежать с ним? Почему у неё даже мысли об этом не возникает? Какое слово ключевое в этой её фразе? «Мы». Она не отделяет себя от своего отца, от Родины. Что она выбрала для себя — любовь или предательство? Какие понятия для неё важнее любви? Долг, завет, отец, товарищи, Отчизна. Сопоставьте её мировоззрение с мировоззрением Андрия. Чья позиция заслуживает уважения?» Важные духовно-нравственные аспекты становятся предметом дискуссий на уроках литературы в средних классах: взаимоотношения отцов и детей («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Телеграмма» К. Г. Паустовского), милосердие и жестокость («В дурном обществе» В. Г. Короленко, «Юшка» А. П. Платонова, «После бала» Л. Н. Толстого), честь и бесчестье («Капитанская дочка» А. С. Пушкина), храбрость и трусость («Тихое утро» Ю. П. Казакова).

В старших классах вопрос духовно-нравственного воспитания выходит на новый, более высокий уровень. Использование на уроках литературы в старших классах интерактивных форм, инновационных технологий позволяют старшекласснику стать полноправным участником образовательного процесса, со-творцом урока. Такие уроки позволяют ученику глубже понять и прочувствовать своё личностное «я». Например, урок-исследование в старших классах подразумевает значительную самостоятельность, инициативу учащихся. Чтобы ученики проявили на таком уроке максимум творчества, самостоятельности, я готовлю систему проблемных вопросов. Приведу в пример один из таких уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Прошу ребят письменно, одним предложением, ответить на вопрос: «В чём юридическая и в чём нравственная вина Раскольникова?» (Ответ на этот вопрос покажет, насколько мои ученики проникли в философские глубины романа; очень внутри себя радуюсь, когда получаю ответ: нравственная его вина в том, что он разрешил себе убить.) Далее: на какие собственные имена опирается Раскольников, строя свою теорию? (Ликург, Магомет, Наполеон и др.) Затем центральный вопрос урока: какое одно-единственное имя опрокидывает эту теорию и почему? Предлагаю ребятам произвести анализ нескольких эпизодов. К концу урока совместно приходим к ответу: это имя — Христос, единственный в истории человечества Учитель, не требовавший жертв, пожертвовавший собой. Во имя чего? Во имя любви к человеку. Кто так же поступает в романе? Софья. И итоговый вопрос урока: какова позиция автора? (Есть только одна истина — великая христианская любовь к человеку.)

Завершая работу над романом И. А. Гончарова «Обломов», в прошлом учебном году мои 10-классники работали над созданием исследовательского проекта-презентации «Обломов и Штольц: за кем будущее России?» Предварительно был проведён мозговой штурм, сами ребята выдвинули проблемный вопрос, ставший темой проекта. Второй этап работы: класс разделился на 2 группы, каждая группа выбрала свой аспект проблемы, провела свою часть исследования. Заключительный этап: защита проекта — демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся. Далее — поиски ответа на проблемный вопрос. В процессе дискуссии активно обсуждались очень важные вопросы: Какие качества характера необходимы современному человеку? Что такое толерантность? Какие проблемы современного общества требуют немедленного решения? В конце урока ученики пришли к выводу, что для успешного будущего стране нужны люди, сочетающие в себе лучшие черты Обломова и Штольца. Я: «Так за кем же будущее России? Гончаров дал ответ на этот вопрос в романе. Там есть персонаж, на который и возлагает Гончаров надежды на прекрасное будущее России». В классе общее замешательство, и тут на экране появляются последние кадры художественного фильма Н. С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» — бегущий по широкому русскому полю мальчик. всеобщий ответ: это же сын Обломова, выросший в семье Штольца! В конце урока у ребят радостные лица, оттого что успешно справились с работой, оттого что их выводы совпали с мнением кинорежиссёра, да и самого Гончарова.

 

Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, учитель стремится научить их жить по Законам Добра, настойчиво формируя систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Эти традиции станут прочной основной духовной-нравственной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, «люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».

Нынешние ученики — ближайшее будущее нашей страны. Уроки литературы — прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности, о верности и предательстве.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests