ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

Белякова К.Ю., слушатель 5 курса Белгородского юридического института МВД России на транспорте

Аннотация. Данная работа посвящена административно-правовой характеристике и особенностям квалификации правонарушений, связанных с незаконной реализацией товаров на объектах транспорта. В статье описывается существующая проблематика выявления административных правонарушений в данной сфере деятельности, и ответственность за правонарушения, связанные с незаконной реализацией товаров на объектах транспорта.

Ключевые слова: квалификация, административные правонарушения, реализация товаров на объектах транспорта, таможенная граница.

 

Под перемещением товаров вне установленных мест пересечения таможенной границы помимо непосредственного пересечения границы за территориальными пределами пункта пропуска, следует понимать и перемещение товаров через пункт пропуска не предназначенный для такого перемещения. Например, перемещение товаров через двухсторонний пункт пропуска, лицом, не являющимся резидентом сопредельных государств; перемещение через неспециализированный пункт пропуска товаров, перемещение которых допускается только через специализированный пункт пропуска (биологических, химических и радиоактивных веществ и других грузов, представляющих опасность для человека).

Сокрытие перемещаемых товаров от таможенного контроля представляет собой любые действия, затрудняющие обнаружение товаров при проведении таможенного контроля, а также действия, направленные на сокрытие их фактического количества, реальных характеристик и свойств. Способ сокрытия товаров не имеет значения, однако условно их можно поделить на два типа:

физическое сокрытие;

‒ придание одним товарам вида других.

При физическом сокрытии создаются условия, когда затрудняется возможность обнаружения товаров путём обычного визуального осмотра, без применения технических средств таможенного контроля, либо их расположение в местах, не предназначенных для хранения или транспортировки.

Для придания одним товарам вида других у ввозимых товаров осуществляется изменение внешних характерных признаков (изменение вида самого товара или его упаковки и тары), таким образом, чтобы придать им внешнее сходство с другими товарами – «товарами прикрытия».

Административные правонарушения могут быть совершены умышленно или по неосторожности. Кроме того, совершаемые административные правонарушения в сфере незаконной торговли, зачастую неразрывно связаны с уголовно-наказуемыми деяниями.

Практика выявления правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС или Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС показывает, что только незначительная часть преступлений выявляется непосредственно в ходе осуществления контроля в пунктах пропуска.

Таким образом, эффективность противодействия незаконной торговли находится в зависимости от своевременности и качества получаемой первичной информации, а также возможности ее быстрой обработки и проверки. В данном ключе особое значение приобретает построение системы по сбору, обработке, интерпретации информации и выработке на ее основе мер реагирования. По мнению исследователей, данная система должна включать следующие элементы:

‒ анализ оперативной обстановки;

‒ система сбора, регистрации и учета сообщений о признаках противоправной деятельности;

‒ система идентификации признаков противоправных деяний и противоправных схем;

‒ система оперативно-розыскных и иных мер реагирования и проверки информации.

В связи с информатизацией всех сфер деятельности, увеличением объемов накапливаемой информации необходимо формирование системы по сбору первичной информации (сообщений о признаках противоправной деятельности) с последующей ее обработкой и представлением в формате пригодном для изучения и принятия решений. При этом для минимизации искажений информации при передаче от уровня к уровню необходимо обеспечить внесение первичных данных непосредственно на том уровне, где они получены, без обобщения и объединения со сведениями, полученными из других источников.

В настоящее время функции по противодействию преступлениям в данной сфере в той или иной степени помимо оперативных подразделений таможенных органов осуществляют соответствующие подразделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, система по обработке первичной информации, включающая ее сбор, обработку и выработку мер реагирования позволит повысить качество процесса выявления, преступлений, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС или Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС. При этом включение в процесс оперативного поиска подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль, будут способствовать рациональному использованию имеющихся сил и средств при выявлении, предупреждении и пресечения указанных преступлений.

Список используемой литературы

1. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

2. О транспортной безопасности [Электронный ресурс]: федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 28.06.2022) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 32.

4. Морозова Н.А. Механизм достижения целей административного наказания при привлечении к ответственности юридических лиц // Административная ответственность: вопросы теории и практики. - М.: Право и Закон, 2014. - 616 с.