Курсовая «Особенности взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях»

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Сущностная характеристика понятия «взаимодействия педагогов и родителей» в образовательном процессе………………………………………….6
1.2. Проблемы взаимодействия педагогов с родителями………………………9

Выводы по первой главе…………………………………………………………...14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Анализ особенностей взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях в России и за рубежом…………………………………………………..16
2.2. Практические мероприятия, направленные на взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях…………………………………………....20
Выводы по второй главе…………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….34

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья является главным и первоначальным институтом, где ребенок изначально учится взаимодействовать с обществом и получает базовые навыки, необходимые для успешного общения со своим окружением. Взрослым следует быть внимательными и помнить, что в отношении к ребенку необходимо использовать мягкие методы воспитания, добрые слова, теплоту и заботу, так как это играет важнейшую роль в формировании его личности.

Современный педагог, обучающий и воспитывающий детей, наряду с родителями становится значимым взрослым для ребенка, поэтому его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования личности ребенка.

Взаимодействие педагогов и родителей определяется как основа педагогического процесса. Правильно организованный процесс общения позволяет обеспечить психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом, детьми и родителями. Сотрудничество между педагогами и родителями важно в образовательном процессе, так как для обеспечения полноценного развития и воспитания ребенка зависит от качественного общения взрослых.

Согласно ФОП нового поколения от 2023 года одной из важных задач образования является реализация взаимодействия учебных заведений и семьи как двух социально значимых институтов становления и развития личности. Принципиально важно, чтобы процесс сотрудничества был двусторонним, хотя его организация оставляет за собой некоторые вопросы, но государственные программы направлены на обновление стратегий и подходов. Это подразумевает использование вариативных методов и форм взаимодействия с родителями, направленных на тесное сотрудничество.

Вопросы взаимодействия образовательного семейного воспитания актуальны, но, к сожалению, единого подхода взаимодействия на сегодняшний день нет. Именно поэтому, выбор методики эффективного взаимодействия педагогов и семьи стал определяющей проблемой данной исследовательской работы.

При выявлении проблем, которыми характеризуется процесс взаимодействия педагогов с родителями детей разного возраста, а также при решении поставленных задач, мы опирались на работы О.И. Давыдовой, Т.Н. Дороновой, О.Л.Зверевой, Г.А.Урунтаевой, А.А.Николаевой, Т.К. Ким и других авторов.

Актуальность нашего теоретического исследования определяется тем, что проблема взаимодействии педагогов и родителей в образовательном процессе является приоритетной. Главной задачей на сегодняшний день является правильное построение отношения образовательного учреждения и семьи, то есть субъект-субъектные отношения между педагогами и родителями.

Нам необходимо изучить особенности взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях для выстраивания дальнейшей работы для улучшения качества взаимоотношений.

Цель работы: изучить особенности взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях

Объект исследования: педагоги и родители

Предмет исследования: взаимодействие педагогов и родителей

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования формируем следующие задачи:

1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

2. Провести системный анализ проблем взаимодействия педагогов с родителями

3. Провести психолого-педагогический анализ особенностей взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях

4. Описать практические мероприятия, направленные на взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях

Методы исследования: теоретические методы – анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по теме исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке методологии формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей как цели педагогического процесса. 

Практическая значимость исследования заключается в разработке практических мероприятий, направленных на взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях для реализации педагогами-психологами в образовательных учреждениях.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, 2 таблиц, заключения и списка использованной литературы в количестве 40 источников, в том числе 3 на иностранном языке. Объем работы - 33 страницы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях
1.1. Сущностная характеристика понятия «взаимодействия педагогов и родителей» в образовательном процессе.

В Российской педагогической энциклопедии педагогическое взаимодействие трактуется как «процесс, происходящий между обучаемым и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности» [30].

М.И. Рожков, Л.В. Байбородова под взаимодействием понимают общезначимую форму развития, через которую реализуются причинно-следственные связи и происходит взаимное изменение сторон [4]. И.В. Кощиенко отмечает, что взаимодействие педагога и родителей представляет собой связь субъектов и объектов образования, обусловленной образовательной ситуацией, которая приводит к преобразованию всего педагогического процесса. Изменения в результате взаимодействий могут носить как развивающий, так и разрушающий характер [23]

L. G. Christian подчеркивает, что эффективное взаимодействие родителей и педагогов образовательного учреждения возможно лишь в том случае, если воспитатели знакомы с социализационным пространством и возможностями семьи [38]. По оценкам зарубежных исследователей, на уровень доверия к педагогу влияет образовательный статус родителей. Так, родители, имеющие высшее образование, меньше доверяют педагогическим работникам и осуществляют более высокий уровень контроля. Как считает D. J. McMillan, именно на педагогическое сообщество возлагается роль инициатора и организатора согласованной с семьей воспитательной деятельности, предписывающей ответственность за ее реализацию на практике [40].

О.Л. Зверева определяет педагогическое взаимодействие с родителями как необходимое условие социализации и развития детей и важное психолого-педагогическое условие реализации программы по вопросам образования [15].

Исследования И.А.Зимней, Т.К.Ким, Л.Е.Осиповой указывают на то, что семья, не смотря на свой большой воспитательный потенциал на всех этапах развития, нуждается во взаимодействии со специалистами [17, 19, 28].

Взаимодействие, по мнению В.Н. Мясищева, представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от благорасположения людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, и при этом не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения [26].

Т.К. Ким описывает цели взаимодействия педагогов и родителей через интеграцию семьи родителей в педагогический процесс образовательного учреждения путем создания социально-психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе. Автор указывает, что достижение этой цели определяется постановкой и решением таких задач взаимодействия, которые направлены на планирование и реализацию системы мероприятий, обеспечивающих взаимодействие педагогов и родителей. К ним относятся: проектирование мероприятий, способствующих выстраиванию отношений с семьей и вовлечению родителей в диалоговое общение в ситуациях принятия решений на разных этапах взаимодействия; разработка структурной системы контроля качества взаимодействия педагогов с семьей[19].

Взаимодействие педагогов и родителей, по мнению Л.В. Байбородовой, В.В. Белкиной, определяется как совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач[4].

Е.В.Коротаева[22] выделяет типы межличностного взаимодействия между педагогами и родителями, особенности которых представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Типы межличностных взаимодействий между педагогами и родителями

(Е. В. Коротаева)

Тим межличностного взаимодействия

Особенности типа

Сотрудничество

Активная помощь субъектов в достижении результата. Может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.

Противоборство

Выраженная конфликтная форма взаимодействия. Субъекты активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности.

Уклонение от взаимодействия

Оба субъекта избегают ситуаций, предполагающих участие в общей работе.

Компромисс

Обе стороны коммуницируют в форме сотрудничества, либо противоборства.

Пассивное принятие

Активные действия одного субъекта принимаются другим без активного подключения в совместную деятельность.

Данную классификацию дополняет И. А. Зимняя, выделяя конфликт как итог взаимодействия, к которому приходят противоборствующие стороны в результате усиливающихся конкуренции, противоборства, противодействия[17].

Т.К. Говорушина описывает позитивное взаимодействие между педагогами и родителями через совокупность компонентов, таких как:

1) эффективность технологии взаимодействия и контроля за процессом взаимодействия;

2) включенность администрации в вопросы взаимодействия с семьей;

3) профессиональную компетентность педагогов и руководителей учреждений;

4) педагогическую культуру родителей;

5) уровень воспитанности детей[11].

Взаимодействие педагога и родителей важно на всех этапах школьной жизни, но особенно в первые несколько лет обучения, когда дети еще находятся в тесном контакте со своими семьями и не приобрели необходимые навыки самостоятельного управления своими эмоциями и поведением.

Сегодняшние школьники стремятся добиться успеха в жизни, и задача педагогов и родителей - поддержать детей на этом пути. Сотрудничество родителей и образовательного учреждения в интересах ребенка позволяет лучше узнать его, увидеть его в разных ситуациях, что дает возможность взрослым понять индивидуальность ребенка, развить его способности, сформировать ценные жизненные ориентиры. Для этого необходимо создать пространство совместной деятельности, конструктивных отношений и совместного существования.

В нашей работе под педагогическим взаимодействием мы будем понимать взаимовлияние и воздействие всех участников образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие определяется задачами воспитания и обучения детей. Мы считаем, что общие позитивные тенденции общественного развития образовательных учреждений способствуют ориентированию их на личностную направленность, открытость содержания, форм, методов работы.

1.2. Проблемы взаимодействия педагогов с родителями

Отсутствие сотрудничества между образовательными учреждениями и семьями сказывается на воспитании и поведении детей: взаимопонимание, терпение и готовность выслушать и понять друг друга очень часто отсутствуют.

Отношения между педагогами и родителями не всегда нормальны, а их поведение не всегда гармонично. Они часто выступают как "противники", конкурируя за влияние на детей. Родители все больше отстраняются от участия в жизни образовательного учреждения. Формы совместной деятельности педагогов и родителей разнообразны, но не всегда обеспечивают необходимое качество.

Традиционное требование к родителям "отчитаться" об успеваемости, проступках и плохом поведении ребенка и одновременно "принять меры", указывая только на недостатки в воспитании ребенка без психолого-педагогического анализа причин, наблюдений и педагогических рекомендаций, становится недостаточным в современных реалиях.

Педагоги могут предъявлять родителям претензии в том, что их дети не ухожены, не обучены элементарным нормам поведения, обделены вниманием в семье, неуважительно относятся к ним. Не все родители откликаются на просьбы педагогов о сотрудничестве и проявляют интерес к участию в образовательной деятельности своих детей. В связи с этим педагогу важно терпение, по возможности избегать авторитарности и дидактизма, искать целенаправленные способы взаимодействия с родителями.

Образовательные конфликты обусловлены неудовлетворенностью родителей образованием и воспитанием своих детей, организацией учебного процесса, положением учащихся в школьной системе или отношением педагога к ученику или родителям. Следовательно, необходим психолого-педагогический анализ проблем взаимодействия педагогов и родителей. Анализ причин, приводящих к неэффективному взаимодействию педагогов и родителей, поможет избежать повторения допущенных ошибок и рационально спроектировать последующие изменения[17].

Российские и зарубежные исследователи отмечают, что в реальности между субъектами образовательно-воспитательного процесса нередко отсутствует взаимопонимание. Причинами тому, на взгляд А. В. Копытовой, могут быть низкая педагогическая культура педагогов и/ или родителей, рассогласованность их действий, конфликтность и агрессивность какой-либо одной или обеих сторон, которая проявляется в категоричности, безапелляционности, общении, выстраиваемом на взаимных претензиях [20].

Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Педагоги сталкиваются с незаинтересованностью родителей включаться в обсуждение проблем ребенка в стенах образовательного учреждения, оставляя решение вопросов на педагогический состав и администрацию[12].

На основании трудов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко условно можно выделить проблемное поле взаимодействия педагогов и родителей:

1) права и обязанности родителей и неумение ими пользоваться;

2) потребность родителей на образовательные услуги и отсутствие условий их предоставления;

3) стремление родителей к активной деятельности в образовательном учреждении и строго регламентированный характер деятельности учреждения;

4) компетентность родителей и отсутствие просвещения в образовательных учреждениях[25,34].

Э. А. Уткин указывает, что в конфликтной ситуации важную роль играет образ самого педагога, его поведение, коммуникабельность и степень конфликтности, поскольку именно эти качества личности влияют на умение разрешать конфликты конструктивным способом[35].

О. Л. Зверева считает, что педагогам важно иметь углубленные представления о семье каждого ребенка, расширения взглядов о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней[15].

О. И. Домащенко, Т. И. Слезкова, Е. И. Щукина различают конфликты между педагогами и родителями:

1) по времени протекания (длительный или кратковременный);

2) по степени проявленности (явный или скрытый);

3) по степени осознанности (адекватно или неадекватно осознанные); типу целей (конструктивные и деструктивные);

4) по степени однородности участников (гомогенные и гетерогенные);

5) по способам регулирования (управление, согласование, разрешение)[32].

В своем исследовании А.А. Николаева делает следующий вывод: школьные конфликты между родителями и учителями носят как долгосрочный, так и краткосрочный характер. Родители говорят о нерешенных проблемах, даже после неоднократных визитов к педагогу, что указывает на постоянные конфликты в системе отношений[16].

Исследование В.В Волчек показало прямую связь между конфликтностью педагога (как черты личности) и продолжительностью, а также интенсивность конфликтов между ним и родителями. Это показывает, насколько важно для педагогов брать на себя инициативу по урегулированию конфликтов из-за социального положения и профессиональных обязанностей[9].

Важно отметить, что трудности взаимодействия с родителями могут возникать по причине эмоционального выгорания педагогов. Педагог испытывает сильный стресс во время учебной работы, так как находится в постоянном контакте с людьми разного возраста и социального статуса. Педагог пытается соответствовать образу успешного человека, независимого, уверенного в себе, быть примером для подражания для учащихся и нести ответственность за их физическое и психическое здоровье. Но для этого нужно обладать большими внутренними ресурсами и постоянно их восполнять, в другом случае это приводит к нервному перенапряжению и эмоциональному истощению.

И.И. Петрова предлагает свою классификацию факторов, которые влияют на возникновение эмоционального выгорания у педагогов[31], отраженные в таблице 1.2

Таблица 1.2

Факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания у педагогов (И.И.Петрова)

Факторы

Содержание

Внешние

- ответственность за жизнь и здоровье детей, необходимость сопереживания, эмпатии;

- эмоционально напряженный характер работы, загруженность рабочей недели, низкая оплата труда, служебные неприятности, отсутствие связи между процессом обучения и получаемым результатом, однополый состав коллектива, нововведения в системе образования.

Внутренние

- отсутствие необходимых навыков коммуникации и умений выходить из трудных ситуаций общения с родителями, коллегами, детьми, администрацией;

- неумение контролировать собственные эмоции, чувства;

- финансовые затруднения, отсутствие нормальных жилищных условий;

- плохие взаимоотношения между супругами, недостаток поддержки, со стороны родных/

Мы можем сделать вывод, что педагогам важна поддержка и помощь в преодолении и профилактике эмоционального выгорания на рабочем месте. В таком случае мы можем рекомендовать педагогу обратить внимание на пять категорий: физическая активность, внимание психологическому благополучию, тайм-менеджмент, повышение квалификации, освоение техник самопомощи. Данные рекомендации могут использоваться психологами в образовательных учреждениях для снижения риска возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Мы можем выделить основные приоритетные задачи, которые стоят перед педагогами образовательных учреждений в вопросе взаимодействия с родителями детей:

1) изучение особенностей семьи, воспитания ребенка и установление контакта с семьей;

2) участие родителей к решению проблем по вопросам самообразования и самопознания;

3) привлечение родителей к решению трудностей образовательного учреждения;

4) выявление семейных проблем, связанных с воспитанием ребенка и пути решения;

5) обогащение опыта родителей специальными знаниями и повышения уровня психолого-педагогической компетентности. Данная задача должна быть направлена на расширение и углубление представлений членов семьи о современных учебных заведениях, роли возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в его развитии.

Уровень решения этих и других вопросов говорит о профессиональной педагогической компетентности коллектива в целом.

Можно сделать вывод, что родители и педагоги заинтересованы в детях, в их совместном, осуществляемом в ходе сотрудничества воспитании. Таким образом, сотрудничество образовательного учреждения и семьи является необходимым условием полноценного развития детей. Для того чтобы данные сферы были согласованы, педагогам необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы, связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.

Выводы к первой главе

В первой главе мы рассмотрели характеристику понятия «взаимодействие педагогов и родителей» в образовательном процессе. Под педагогическим взаимодействием мы будем понимать взаимовлияние и воздействие всех участников образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие определяется задачами воспитания и обучения детей. Мы считаем, что общие позитивные тенденции общественного развития образовательных учреждений способствуют ориентированию их на личностную направленность, открытость содержания, форм, методов работы.

Также нами были проанализированы основные проблемы взаимодействия педагогов с родителями, к которым можно отнести отсутствует взаимопонимания, конкурирующую позицию, нехватку времени и нежелание работать в сотрудничестве, низкий уровень педагогической компетентности у педагогов и родителей, эмоциональное выгорание педагогов.

Мы можем сделать вывод, что родители и педагоги заинтересованы в детях, в их совместном, осуществляемом в ходе сотрудничества воспитании. Таким образом, сотрудничество образовательного учреждения и семьи является необходимым условием полноценного развития детей. Для того чтобы данные сферы были согласованы, педагогам необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы, связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием.

ГЛАВА 2. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях
2.1 Анализ особенностей взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях

Согласно исследованиям, более 80% успешного развития ребенка зависит от семьи, остальной процент от педагогов и влияния окружающего мира детей. Таким образом, сотрудничество является необходимым условием, при этом первый шаг должен совершаться со стороны образовательного учреждения: ОУ должно быть открыто, то есть, родитель должен быть в полной осведомленности и иметь представление о жизни ребенка, его успехах, проблемах.

По мнению Е. В.Самойленко, Е. А. Костюниной, существует три вида взаимодействия педагога с родителями:

1) сотрудничество, когда родители и педагоги работают совместно, принимая позицию друг друга;

2) равнодушие, когда родители безразлично относятся к организации учебно-воспитательного процесса своих детей;

3) конфликт, а именно, когда родители категорически не хотят сотрудничать с педагогами [31].

На основании исследования С. В. Весманова, М. А. Ивановой, Д.С. Весманова, в котором приняли участие 508 педагогических работников из 24 образовательных организаций, а также 504 родителя обучающихся были получены следующие результаты: почти 86 % учителей взаимодействуют с родителями. Мотивация к взаимодействию заключается в понимании того, что качественное образование детей является результатом совместных усилий школы и родителей. Также важно отметить, что учителя вместе с родителями определяют индивидуальную траекторию обучения ребенка, основываясь на информации от родителей о возрастных особенностях ребенка. На первом месте среди предметов взаимодействия родителей и школы (как в ответах родителей, так и учителей) были оценки ребенка и критерии их выставления (42,5 %), далее следует расписание занятий (38,7 %) и внеклассные мероприятия (34,6 %). Это исследование позволило нам выявить перспективные планы: учителям нужно привлекать недостаточно активных родителей к процессам формирования индивидуальных траекторий обучения, поскольку успех ребенка в жизни - это результат усилий семьи и школы[8].

Исследовательская работа В.В. Фетеску по оптимизации педагогического взаимодействия с родителями строилась с учетом специфики родителей (отсутствие свободного времени) показала, что родители проявляют высокую готовность к участию в жизнедеятельности группы своего ребенка[36].

В настоящее время в России наблюдается экономический и социальный кризис, усугубляющий разрушение морально-нравственной составляющей нашего образования и воспитания молодого поколения, что приводит к отсутствию целенаправленных усилий родителей и педагогов по развитию личности ребенка. Сейчас становится актуальным невысокая степень включенности родителей в различные виды совместной деятельности. Коллективные мероприятия выполняют исключительно информационно-развлекательную функцию. Педагоги объясняют это большой занятостью родителей; родители также подтверждают отсутствие у себя свободного времени для активной деятельности по подготовке и проведению мероприятий.

Нам важно обратиться к опыту зарубежных стран на примере Франции, где психологи говорят, что тесное сотрудничество между школой и семьей является предпосылкой гармоничного развития личности ребенка. Во Франции функционирует Федерация родителей, которая занимается вопросами школьной жизни, такими, как стипендии, комиссии по контролю за юридическими вопросами учебного процесса, финансирование дополнительных программ подготовки, организация внешкольных мероприятий[24].

В Германии образовательное учреждение ставит цель в организации интеграции семьи в сферу образования. Взаимодействие определяется взаимными интересами семьи и учебного заведения. Эффективность взаимодействия также обеспечивается следующими психологическими и педагогическими принципами:

н

аучность

, упор на педагогические знания;

единство действий

;

включенность в жизнь и отношения;

диагностические мероприятия;

выбор оптимальных форм, с

редств и методов взаимодействия.

  Бурдыкина Н. Н. приводит главные направления работы школы с родителями в Германии:

- повышение педагогической компетентности родителей в период всего обучения детей в школе;

- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы и согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

- организация социально-педагогической помощи семье, а также совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования и воспитания подрастающего поколения [6].

В Австрии образовательные учреждения совместно с комерческими организациями осуществляют программы, включающие различные виды деятельности для семьи: спорт и отдых, культурные и досуговые мероприятия, совместное творчество[3].

В Швейцарии родителям бесплатно рассылаются консультативные письма с целью повышения образовательного потенциала семьи. В этих письмах описаны психолого-педагогические особенности развития ребенка определенного возраста, ребенок и конфликты, семейный климат, вопросы взаимоотношений со сверстниками и педагогами[27].

Недвецкая М.Н., Овчарова А.А. описывают ситуацию в США, где практикуются родительские ассоциации, в которых регулярно осуществляется приём и консультирование родителей, собираются представители родительской общественности, школой отслеживаются проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в школьной жизни. Также на базе образовательных учреждений создаются «горячие линии», экстренный телефона доверия для родителей, которые нуждаются в срочной беседе с учителем, консультации психолога или социального педагога[27].

Мы рассмотрим педагогический опыт Азии. В Японии существует тесная связь между родителями и образовательным учреждением. Если ребенок болеет, мать буквально учится за него. У нее есть школьная парта, она делает уроки и сдает домашние задания. Родители никогда не критикуют учителей в присутствии своих детей. В Японии существует четкое разделение ролей между родителями и педагогами. Семья выполняет функцию воспитания, прививая моральные качества характера, а педагог является ретранслятором научных знаний[22].

Анализируя опыт Европы, США и России важно выделить общую проблему: современное взаимодействие школы и семьи требует эффективной организации, чтобы достичь качественных результатов, позитивных изменений в личностной сфере всех субъектов взаимодействия.

Для повышения эффективности сотрудничества с родителями педагогами должны применяться:

1) мотивация, программирующая родителей на конкретный положительный результат их взаимодействия с педагогами и активное участие в жизни образовательного учреждения;

2) различные способы информирования родителей: стенды, содержащие интересующую родителей информацию, просмотры видеороликов с различными фрагментами из жизни образовательного учреждения;

3) педагогическая рефлексия, которая предусматривает обмен впечатлениями об участии родителей в жизни образовательного учреждения, размышление родителей о своей роли и миссии педагога.

Для педагогов становится важным осознавать необходимость формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цель и критерий эффективности воспитательного процесса. При этом педагогу важно иметь высокий уровень коммуникативных умений; способность к эмпатии и рефлексии, что приведет к эффективной реализации взаимодействия с родителями.

2.2. Практические мероприятия, направленные на взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях

Основная цель внедрения формы сотрудничества - установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединить их в коллектив, создать потребность делиться проблемами друг с другом, решать их сообща. Традиционными формами организации сотрудничества между учебным заведением и родителями являются: индивидуальные, групповые, коллективные.

Основной формой коллективной работы были и остаются совместные родительские собрания, которые позволяют родителям ознакомиться с темой воспитания детей, выстроить конструктивные отношения с семьями.

Наиболее распространенной формой индивидуальной работы с семьей являются консультации и беседы, которые позволяют объективно выяснить педагогическую позицию семьи, ознакомиться с условиями, в которых живет ребенок, тактично помочь семье понять и исправить ошибки или принять решительные меры по их устранению.

Для групповой работы рекомендуется объединять семьи с похожими проблемами в воспитании ребенка. Стоит разработать для них конкретные рекомендации, советы, которые помогли бы исправить ситуацию (предоставление соответствующей методической литературы, построение конкретной и посильной модели действий, проведение тренингов, консультаций, ознакомление с лучшим опытом и т.д.)[13].

На сегодняшний день получило широкое распространение онлайн-общение между педагогами и родителями. Современные технологии позволяют родителям задавать вопросы и оперативно получать на них ответы педагогов. Важно учитывать, что родителям тяжело находить свободное время для живого общения с педагогом. Поэтому педагогу предлагается освоить методы активного интерактивного социально-психологического обучения с использованием мультимедийных технологий, проводить открытые уроки и семинары, демонстрируя индивидуальный и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка, вести специальную документацию и консультировать родителей в использованием современных технологий.

Л.Е. Осипова предлагает использовать два формата взаимодействия между педагогами и родителями:

1) индивидуальные (вступительное анкетирование, предыдущие визиты родителей с детьми в садик, собеседования, консультации, посещение педагогами своих воспитанников дома, телефонная связь, создание сайта для родителей);

2) наглядно-письменные (родительские уголки, тематические стенды, ширмочки, планшеты, папки-передвижки, доска объявлений, информационные листы, тематические выставки, анкетирование, ящик предложений и т.д.)[28].

И.А. Щипанова в исследовании приводит следующие данные: 42 % педагогов систематически проводят встречи по педагогике, психологии, гигиене, этике; 63 % считают, что уровень психолого-педагогической компетенции родителей в настоящее время не вырос, а 72 % считают, что родители не умеют адекватно пользоваться психолого-педагогической информацией. В том же исследовании 79 % опрошенных родителей доверяют учителям; 73 % считают их профессионалами; 49 % родителей всегда предлагают свою помощь. В качестве основных мероприятий, которые используют педагоги можно выделит: 57 % используют беседу как основную форму взаимодействия с родителями, 43 % – родительское собрание, 32 % – индивидуальные встречи, консультации, а 16 % – разговор по телефону. Индивидуальная работа с родителями требует гораздо больше, но и эффективность выше[37].

Девятьярова, Т. В. предлагает алгоритм создания доверительно-делового контакта с родителями:

1 этап - трансляция родителям положительного образа ребенка, благодаря этому с самого начала между педагогом и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.

2 этап - трансляция родителям знаний, которые могут быть полезными.

3 этап - ознакомление родителей с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителям.

4 этап - совместные исследования и формирование личности, всестороннее воспитание и развитие ребенка. Данные этапы позволят создать особенную фигуру общения между родителями и педагогами, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт[13].

Изучение семьи является неотъемлемой частью работы педагога, направленной на установление тесного взаимодействия с родителями и создание благоприятной среды для развития и воспитания детей. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность можно вести по четырем направлениям:

1. Информационно – аналитическое. Целью данного направления является сбор и анализ информации о родителях и детях, изучение состава семей, установление контактов с их членами, выяснение образовательных потребностей опекунов, их трудностей и запросов. Понимание специфики семейного воспитания позволяет педагогу лучше ориентироваться в педагогических потребностях отдельной семьи, учитывать ее индивидуальные особенности и разрабатывать собственную тактику общения с каждым родителем. Для получения необходимой информации используются различные формы взаимодействия между ОУ и родителями, такие как опросы, анкетирования, индивидуальные беседы, наблюдения и анализ деятельности детей и родителей. На основе собранных данных анализируются особенности структуры семейных связей каждого ребенка, особенности семьи и семейного воспитания. Педагог оценивает социально-экономическое положение семьи, уровень образования родителей, их отношение к воспитанию детей, психологический климат в семье, бытовые и бытовые условия проживания. Изучение семьи позволяет своевременно выявлять детей из неблагополучных семей и оказывать им необходимую помощь и поддержку. Педагог может консультировать родителей по вопросам воспитания и развития детей, организовывать совместные мероприятия и привлекать родителей к участию в жизни детского сада.

2. Познавательное направление имеет задачи на повышение психолого-педагогической компетентности родителей и доведение до них необходимой информации по определенному предмету. Оно включает родительские собрания, лекции, семинары, консультации и другие формы работы. Его цель - формирование моральных ценностей, представлений о здоровом образе жизни у детей, развитие их познавательных и творческих способностей, подготовка к школе.

Иными словами, познавательное направление – это взаимообогащение родителей в вопросах воспитания детей. Совместная работа специалистов ОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, создает родителей действительно ответственными участниками образовательного процесса.

3. Наглядно – информационное направление. Может включать в себя родительские уголки; папки-передвижки на различные темы; семейный и групповые альбомы; фотовыставки, например, «Папа, мама, я – дружная семья»; «копилка добрых дел. Данное направление дает возможность донести до них любую информацию в доступной форме, напомнить тактично об родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Совместно можно проводить праздники, например, «День матери», спортивные досуги, совместные проекты, выставки семейных коллекций, совместные походы или экскурсии [14].

Психологическая служба образовательного учреждения может выступать тем самым сторонним органом, который позволит наладить сотрудничество между родителями и образовательным учреждением. В этом случае можно предложить формат родительских (семейных) клубов. Заседания семейного клуба могут быть направлены на решение таких психокоррекционных задач, как:

1) формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

2) развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров, помогающих полному самовыражению;

3) формирование позитивных установок в сознании родителей;

4) формирование навыков адекватного общения с окружающим миром[15]. На заседаниях семейного клуба родители могут совместно с педагогами обсуждать интересующие их темы, свои проблемы, искать выходы из разных ситуаций. Включение в расписание клуба различных видов лекций (лекция-диалог, лекция-презентация), семинаров-практикумов, моделирование педагогический ситуаций могут стать эффективными методами с опорой на профессиональный опыт педагогов.

В.С. Знамина уделяет внимание использованию способа игрового моделирования педагогической деятельности в условиях подготовки педагога к взаимодействию с семьей посредством индивидуального и совместного решения проблем, анализа педагогических ситуаций, профессиональные и деловые игры, социально-психологический тренинг, интервью, «мозговой штурм[18].

Для развития психолого-педагогической компетентности родителей необходимо учитывать различные аспекты этого процесса и определять основные направления этой компетентности. Условно можно выделить три основных направления:

1) изучение методов родительского воспитания. Родителям важно получить информацию о том, как правильно воспитывать, чтобы ребенок был успешно социализирован. Педагог должен передавать знания о методах, подходах и средствах воспитания и учить родителей эффективно использовать эти методы.

2) просвещение в области обучения детей. Социальная компетентность ребенка должна включать в себя знание социальных норм и правил, а также способность следовать им и использовать соответствующее поведение. Чтобы выполнять эти обязанности в семейном воспитании, родители должны обладать педагогическими навыками. Поэтому педагог должен информировать родителей о том, как донести до ребенка информацию об обществе, научить его принимать нормы и правила поведения.

3) просвещение в области сотрудничества с педагогом и образовательным учреждением в целом. Родители должны понимать важность сотрудничества между всеми участниками психолого-педагогической деятельности и быть мотивированными на активное участие в процессе социализации своего ребенка, в котором участвуют педагоги коллектива[10].

Важно при взаимодействии с семьей полагаться не только на рекомендации родителей, но и на создание условий, которые наилучшим образом способствовали бы активному решению проблем. Активное вовлечение родителей во все аспекты деятельности образовательного учреждения и создание родительского комитета способствуют более эффективному сотрудничеству между администрацией, педагогами и родителями.

В качестве нетрадиционных мероприятий Корнилова О.В., Суханова А.П. предлагают ведение «Родительских дневничков». В результате такой работы педагог может дать каждому родителю совет и поделиться полезной информацией и рекомендациями по вопросам воспитания и развития своего ребёнка с учётом его специфических особенностей. «Дерево пожеланий» - это волшебное дерево, на котором родители оставляют свои благодарности педагогическому составу. Для его оформления педагоги заранее заготавливают шаблоны дубовых листиков из цветной бумаги. На групповой консультации родителям предлагается записать на листочках их благодарности к педагогам. После этого они должны наклеить свой листик на любое место на дерево[21].

Практические мероприятия, направленные на взаимодействие педагогов и родителей приносят пользу только тогда, когда проводятся планомерно и целенаправленно, когда обе стороны, осуществляющие взаимодействие, заинтересованы в эффективности и результативности своей работы. Для этого становится актуальным проведение мероприятий со стороны педагога-психолога. Использование интерактивных форм распространения инновационного опыта (мастер-классы, педагогические мастерские, семинары-практикумы, деловые игры), помогут актуализировать знания и получить практический опыт в поиске вариативных моделей по педагогическому взаимодействию с родителями.

В целях реализации данных рекомендаций нами было составлено занятие с элементами тренинга с педагогическим коллективом «Как взаимодействовать с родителем?» (Приложение 1)

Целью тренинга стало формирование коммуникативной компетентности педагогов по взаимодействии с родителями.

Задачи, которые реализует наше занятие: 1) актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями; 2)отработать навыки невербального и вербального взаимодействия, активного слушания; 3)развить способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

В основу занятия мы включили теоретический материал, диагностику, технику мозгового штурма, отработку навыков коммуникации и рекомендации педагогам.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие системы образования в нашей стране направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка. Для решения этой задачи необходимо создание взаимного сотрудничества между педагогами и родителями на всем протяжении развития ребенка с учетом особенностей каждой конкретной семьи.

Вывод ко второй главе

Во второй главе мы провели особенностей взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях в России и за рубежом, где определили общую проблему: современное взаимодействие школы и семьи требует эффективной организации, чтобы достичь качественных результатов, позитивных изменений в личностной сфере всех субъектов взаимодействия.

Для решения этой задачи необходимо создание взаимного сотрудничества между педагогами и родителями на всем протяжении развития ребенка с учетом особенностей каждой конкретной семьи путем проведения практических мероприятий. Основная цель внедрения формы сотрудничества - установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединить их в коллектив, создать потребность делиться проблемами друг с другом, решать их сообща.

Для этого мы можем использовать традиционные и нетрадиционные мероприятия, такие как просвещение, классные часы, стенды с информацией, заседания родительского клуба, внешкольную досуговую деятельность.

.

 

Заключение

Целью нашей исследовательской работы было изучение особенностей взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях.

В первой главе мы рассматривали теоретические аспекты исследования взаимодействия родителей и педагогов, а также основные проблемы их общения. Под педагогическим взаимодействием мы будем понимать взаимовлияние и воздействие всех участников образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие определяется задачами воспитания и обучения детей. Мы считаем, что общие позитивные тенденции общественного развития образовательных учреждений способствуют ориентированию их на личностную направленность, открытость содержания, форм, методов работы.

Также нами были проанализированы основные проблемы взаимодействия педагогов с родителями, к которым можно отнести отсутствует взаимопонимания, конкурирующую позицию, нехватку времени и нежелание работать в сотрудничестве, низкий уровень педагогической компетентности у педагогов и родителей, эмоциональное выгорание педагогов.

Во второй главе мы провели анализ взаимодействия педагогов и родителей в современных условиях в России и за рубежом, где определили общую проблему: современное взаимодействие школы и семьи требует эффективной организации, чтобы достичь качественных результатов, позитивных изменений в личностной сфере всех субъектов взаимодействия.

Для решения этой задачи необходимо создание взаимного сотрудничества между педагогами и родителями на всем протяжении развития ребенка с учетом особенностей каждой конкретной семьи путем проведения практических традиционных и нетрадиционных форм мероприятий, такие как просвещение, классные часы, стенды с информацией, заседания родительского клуба, внешкольную досуговую деятельность.

Мы можем сделать вывод, что для создания оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, необходимо создавать пространство для взаимного сотрудничества между педагогами и родителями на всем протяжении развития ребенка с учетом особенностей каждой конкретной семьи.

В качестве обобщения теоретического анализа особенностей взаимодействия педагогов и родителей и практических мероприятий, направленных на их общение, нами было разработано занятие с элементами тренинга с педагогическим коллективом «Как взаимодействовать с родителем?». Целью данного занятия стало формирование коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями. В основу занятия мы включили теоретический материал, диагностику, технику мозгового штурма, отработку навыков коммуникации и рекомендации педагогам.

Подведя итог, мы можем выделить актуальность данной проблемы в социуме и необходимость создания комплексных практических мероприятий для повышения качества взаимодействия между образовательным учреждением и семьей. Таким образом, цель нашего исследования была достигнута.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Агавелян

, М.Г., Данилова, Е.Ю., Чечулина, О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]/ М.Г.

Агавелян

, Е.Ю Данилова; под ред. О. Г. Чечулина. – М.; Издательство Сфера, - 2009. - 128с.

Алиев,

М.Ш.Особенности

современной перспективы дошкольников [Текст]/

М.Ш.Алиев

// Известия ДГПУ.

Психологопедагогические

науки. - 2008. - №4. - С.7-13.

Анненкова, Н.В. Педагогическая поддержка родителей как стратегия социальной политики[Текст] /Н.В. Анненкова// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2009. - №91. - С.64-70.

Байбородова

, Л.В., Белкина, В.В. Педагогические средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса / Л.В.

Байбородова

, В.В. Белкина //Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №1. – С.18-25.

Белоногова, Г.Е., Хитрова Л.А. Педагогические знания – родителям [Текст] /

Г.Е.Белоногова

,

Л.А.Хитрова

// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 82 - 92.

Бурдыкина Н. Н. Педагогическое взаимоотношение семьи и школы – залог успешности в воспитании и развитии подростков в Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 29–32.

Венгер

, А.Л.,

Цукерман

, Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста[Текст] / А.Л.

Венгер

, Г.А.

Цукерман

. - Томск, - 1993. - 69с

Весманов

С. В., Иванова М. А.,

Весманов

Д. С. Исследование аспектов профессиональной деятельности и социальных перспектив участников образовательных отношений в контексте изменений и нововведений в системе московского образования. М.: Профсоюз работников народного образования и науки РФ, 2020. 176 с.

Волчек, В. В. Конфликтная компетентность преподавателя / В. В. Волчек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). С. 494-499.

Григорьева, Н.С., Козлова, Л.А. Как мы работаем с родителями [Текст] /

Н.С.Григорьева

,

Л.А.Козлова

//

Дошкольноевоспитание

. – 1998. - № 9. - С. 23 - 31.

Говорушина

, Т.К. Концептуальные основания управления качеством взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей / Т.К.

Говорушина

// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – №1. – С.68-72.

Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей[Текст]/ Т.А. Данилина// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С.86-89.

Девятьярова

Т. В.

Взаимодействие педагогов с родителями как условие повышения психолого-педагогической компетентности.

УрГПУ

, 2017.

Доронова

, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] /Т.

Н.Доронова

// Дошкольное воспитание. - 2004. -№ 1. - С. 60 - 68.

Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О.Л. Зверева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.

Зеленский Н.Д., Николаева А.А. Влияние ожиданий на выбор стратегии поведения в ситуации конфликта «родитель-педагог» // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 9. С. 328-332.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. : Феникс, 1997

Знамина

, В.С. Подготовка педагогов дополнительного образования к взаимодействию с семьей воспитанника / В.С.

Знамина

// Педагогическое образование и наука. – 2008. – №11. – С. 34-37.

Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким.–М.: Прометей, 2013. – С.49-51.

Копытова А. В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). С. 51–53.

Корнилова О.В., Суханова А.П. Направления взаимодействия педагогов и родителей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения (из опыта работы

гуо

"витебский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации") // Территория науки. 2018. №6.

Коротаева

Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа. Екатеринбург :

УрГПУ

, 2008. 276 с.

Кощиенко

И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема. – URL:

https://zaimodeystvie-pedagogovi-roditeley-kak-sotsialnaya-i-psihologo-pedagogicheskaya-problema.pdf

Лукьянова, Г. В. Система социальной защиты во Франции (пути реформирования) / Г. В. Лукьянова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ieras.ru/

journa

/4.2013/article6. – Дата доступа: 03.09.2016.

Макаренко А.С,

Педагогическая поэма. Полное издание.

АСТ, 2024 г

Мясищев В.Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142–155.

Недвецкая

М.Н.,

Овчарова

А.А. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: от теории к практике. – М., 2008

Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей[Текст] / Л.Е. Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 72с.

Рожков М.И.,

Байбородова

Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ.

высш

. учеб. заведений,

обуч

. по спец. 031000 «Педагогика и психология». – М.:

Владос

– Пресс, 2004. – 384 с

Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I[Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008. - 1160с.

Петрова, И. Проблема профессионального выгорания и пути её решения / И. Петрова. – Бирск :

БашГУ

, 2015. – 62 с.

Самойленко Е. В., Костюнина Е. А. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 735-738

Слезкова

Т. И.,

Домащенко

О. И., Щукина Е. И. Извечная проблема: семья и школа // Теория и практика образования в современном мире: материалы II

Междунар

. науч.

конф

. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. С. 210-212. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2858/

Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — М., 2014

.

Уткин, Э. А.

Конфликтология

. Теория и практика / Э.А. Уткин.-М.: Ассоциация авторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2016. 120 с.

Фетеску

В.В. Оптимизация процесса взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в условиях частной образовательной организации (ЧДОО) // МНИЖ. 2018.

№1-4 (67).

Щипанова

И.А. Современные особенности педагогического взаимодействия учителей и родителей // Педагогическое образование в России. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-osobennosti-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-uchiteley-i-roditeley (дата обращения: 15.01.2024).

Christian L. G. Understanding families: applying family systems theory to early Childhood practice // Young Children. 2006. № 61 (1). P. 12–20.

Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. Approaching Trust and Control in Parental Relationships with Educational Institutions // Studia paedagogica. 2017. № 22 (2). P. 97–115.

McMillan D. J. Close encounters: Issues in pre-school parental involvement in Northern Ireland // Child Care in Practice.

2005. № 11 (2). P. 119–134

.

Приложение 1

Конспект занятия с элементами тренинга с педагогическим коллективом «Как взаимодействовать с родителем?»

Цель тренинга: формирование коммуникативной компетентности педагогов по взаимодействии с родителями.

Задачи:

актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

отработать навыки невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

развить способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Оборудование: мини-презентация, памятка «Эффективное общение»

Аудитория: до 12 человек

Продолжительность: 35-40 минут

Ход занятия

Приветствие, вступительное слово

Целью нашего семинара будет улучшение взаимоотношения педагогов с родителями и понимание четких механизмов избегания конфликтных ситуаций.

Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами – это глобальная проблема самой системы образования. Даже при очень хорошем педагоге и замечательном устройстве образовательного учреждения множество причин порождают сложные отношения.

При этом лучший выход состоит вовсе не в отстаивании своих позиций или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом взаимодействии.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Кто должен первый идти на контакт? Конечно педагог. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Но ведущая роль в воспитании ребенка лежит на семье. А педагог может подсказывать и направлять развитие ребенка.

Предлагаю перейти к практической части и обсудить эту тему:

Упражнение «Мозговой штурм»

Давайте найдем как можно больше ответов на следующие вопросы:

В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

Назовите причины при которых может снизиться компетентность педагога? 

Как педагог может решить эти проблемы?

Какие формы работы и взаимодействия с родителями вы знаете и используете?

Как думаете, в чем заключается эффективность взаимодействия между педагогом и родителями?

Рефлексия: сколько у нас собралось ответов! Я думаю, некоторые из них стоит записать!

Предлагаю провести небольшую диагностику и оценить наличие качеств педагога для эффективного взаимодействия с родителями

ДИАГНОСТИКА «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

Открытость

Отзывчивость

Доброта

Внимательность к людям

Умение решать конфликты

Тактичность

Вежливость

Готовность к сотрудничеству и др.

Обсуждение результатов: Что выделили на первое место? Что на последнее?

Упражнение «Отработка навыков общения»

Произнести следующие фразы

«Мне не безразличны успехи вашего ребенка»

«Мне хотелось бы, чтобы вы не опаздывали на занятия»

«Вам стоит уделить ребенку больше внимания»

с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности.

Обсуждение: По ходу произношения педагоги могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.

В завершении нашего занятия предлагаю вам памятки, где вы можете изучить психологические рекомендации по эффективному взаимодействию с родителем

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Обращайтесь к собеседнику по имени

Обязательно указывайте на достоинства и хвалите собеседника

Демонстрируйте свою готовность к общению

Берите паузы, если чувствуете, что ситуация накаляется

Если не миновать конфликта, приглашайте психолога (или стороннего человека) к решению ситуации

Подведение итогов:

Эффективное взаимодействие между педагогами и родителями зависит прежде всего от того, как складывается взаимоотношение взрослых.

Родители и педагоги - это партнеры в воспитании и обучении одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут на одну сторону.