Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Крутинская гимназия» Крутинского района Омской области
«Отличия литературных классиков от современных писателей»
Автор: Побежук Анастасия Семёновна
Руководитель: Конторина Вероника Васильевна
учитель истории и обществознания
Аннотация: Данная статья посвящена тому, как писатели в течение веков рассматривали различные проблема общества и их разрешения, каким образом менялся жанр и какое влияние оказывал на повествование.
Цель: Анализ и раскрытие конкретных различий между классическими и современными писателями на основе выделенных критериев.
Введение: Классическая литература характеризуется строгой структурой, высоким стилем и часто имеет моральный или философский подтекст. Произведения таких авторов, как Гомер, Вергилий, Шекспир, Толстой и Достоевский, затрагивают вечные темы любви, войны, верности, человеческой слабости и стремления к духовному совершенству. Их произведения написаны в эпоху, когда литература играла важную роль не только в развлечении, но и в воспитании и образовании, формируя мировоззрение своих читателей. Классические тексты часто полны символизма, аллегорий и глубоких размышлений о природе человека и его месте во вселенной.
Современная литература, напротив, нередко стремится к разрушению традиций и к созданию новых форм и смыслов. В этом отношении она является более экспериментальной и разнообразной. Ориентируясь на динамичное и быстро меняющееся общество, современная литература вводит больше свободы в выборе тематики и стилистики. Она поднимает острые социальные, политические и экологические вопросы, используя подчас язык провокации и шокирующих образов для привлечения внимания читателей. Работы таких авторов, как Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Харуки Мураками и Маргарет Этвуд, демонстрируют использование потока сознания, фрагментации и нелинейного повествования, что становится отличительной чертой модернизма и постмодернизма.
Основная часть.
Несмотря на различия, классическая и современная литература имеют и общие черты. Обе эпохи искали и продолжают искать ответы на фундаментальные вопросы бытия, человеческих взаимоотношений и моральных ценностей.
Многое что изменялось по истечению времени в творческих направлениях и литературные жанры произведений не были исключением. Жанры изменялись, развивались и дополнялись с каждым новом поколением и каждый из них видел и воспринимал значение жанров по-своему.
Из-за нестатичности выбора жанров писателями, как пишет Е. Е. Баринова, создать единую чёткую жанровую классификацию крайне непросто. Однако современные исследователи выделяют жанры в следующие группы:
Эпический жанр - род литературы, главной особенностью которого является сюжетное повествование о событиях. Эпос появился в литературе не для того, чтобы загонять новейшие идеи авторов в рамки. Идейный размах тут простирается от грозных мифов вроде «Старшей Эдды» и сказаний об эллинских богах до рыцарей Круглого стола и былин о русских богатырях. При этом объем эпического произведения может быть совсем небольшим.
Лирический жанр - род литературы, который воспроизводит субъективное чувство, настроение автора или лирического героя. В лирике важны личные переживания и впечатления автора. Лирики не только изобретательны в плане образов и метафор, но и субъективны в выражении мыслей и оценок. А значит, не так уж романтично-безобидны - {А. С. Пушкин и его эпиграммы}.
Драматический жанр - один из родов литературы (см. эпический и лирический жанр), построенный в форме диалога и предназначенный в частности для исполнения на сцене. Произведения драматических жанров считаются самыми динамичными, но и самыми непростыми среди всех классических жанров.
Лироэпические жанры - новый род литературы, соединившись черты лирики и эпоса. Если же в классической эпике и автор, и читатель лишь созерцают события со стороны, то в лиро-эпических произведениях автор внедряет в повествование лирического героя. Окружённый колоссами эпического сюжета, он не теряется, а наоборот, добавляет в сюжет эмоциональную субъективную оценку.
[
1
]
Жанровые требования выступают в произведении как основными стилеобразующим факторами в направлении своего построения сюжета и расстановкой персонажей. И тем не менее в творчестве больших писателей всегда найдутся свои жанровые формы с индивидуальными особенностями. Хорошо об этом сказано у Л.Н. Толстого в своём эссе про многочисленные теории об эстетическом искусстве, где он упоминал, что произведение «Война и мир» не имеет особого конкретенного жанра, а скорее как некую смесь из различных жанров, что понемножку дополняло всю структуру романа, выходя из привычных рамок представления о жанров в целом:
«Что такое "Война и мир"? - спрашивал он. - Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Такое заявление о пренебрежении автора к условным формам прозаического художественного произведения могло бы показаться самонадеянностью, ежели бы оно было умышленно и ежели бы оно не имело примера. Начиная от "Мёртвых душ" Гоголя и до "Мёртвого дома" Достоевского, в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести»[2]
Как мы видим, жанровые черты и соответствующие им требования выступают в качестве неоспоримости своей значимости во всей литературной сфере. Профессиональный анализ, оценка и совершенствование рукописи произведения невозможны без учёта его жанровой определённости. Важно уяснить простую, но очень необходимую мысль: каждое литературное произведение принадлежит к какому-то жанру. Оно, конечно, может и выходить за рамки конкретных жанров, но тогда нужно уметь видеть его обоснованное уклонение от нормы и объяснить конкретную причину изменения жанров.
Также, одним из главных отличий классических и современных писателей является сама тематика произведений. Как уже говорилось в введении, классическая литература отличается от современной тем, что она больше зациклена на мировых проблемах или же на распространённые вопросы среди всего населения, тем самым обобщая сам тон повествования. Современная литература же стремится к большим разнообразиям в литературной сфере от того и различных книг в наше время стало бессчётное количество. И мы рассмотрим с вами сейчас некоторых из них и какая же проблема преобладала у писателей и поэтов разных эпох.
Как например, в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», писатель, от лица всех главных героев, демонстрирует нам, казалось, довольно обыденную жизнь у крестьян и через что им пришлось пройти для того, чтобы прокормить свои семьи. Смотря на такую печальную правду тех времён, мы невольно начинаем сравнивать их повседневную жизнь с нашей и тем самым отгораживая себя от подобных представлений, так как нам всё это покажется очень чуждым. Но поэма нам утверждает обратное, что такая нелёгкая жизнь вполне устраивает простых крестьян. Если есть крыша над головою, работа и кров, то о чём ещё можно мечтать? Разве что выпить для поднятия духа.
Таким образом Некрасов не только внёс посыл о том, каково это - жить простым людям из разных слоёв общества во времена переворотов, но и ещё показал обыденные дни этого заурядного народа и отобразил саму тенденцию XIX века.
У писателя Леонида Николаевича Андреева произведения обстояли немного иначе. Писатель в одном из своих книг под названием «Красный смех» затронул очень важную тему и в весьма абстрактном сюжете, что передавал читателю всё происходящие в более ярких эмоциональных красках и в необычной манере повествования, словно бы оказались в чьих-то воспоминаниях, переживая все ужасы этой войны от лица главного героя. В последующих главах происходит неописуемый хаос и ужас. На последних страницах этого рассказа оканчивается тем, как кроваво-красное небо заполоняет собой всё солнце и уже давно непросветный, чистый небосвод. И всё пространство заполонялось бесчисленным количеством трупов, что и напоминали собой все последствия от самого образа Красного смеха, что являлось воплощением первобытной агрессии
Таким образом писатель высказывался против войны, которая обычным людям могла принести только смерть, разрушения и конец.
Также, хотелось бы упомянуть ещё один рассказ от Л.Н Андреева под названием «Губернатор», чей сюжет был основан на реальном историческим событием: убийство великого князя Сергея Александровича в 1905 году.
В начале XX века теракты в Российской Империи происходили всё чаще и чаще - в те времена социал-революционеры почти ежедневно убивали государственных чиновников. И что примечательно, так это то, что в покушении убийства Сергея Александровича непосредственно принимал участие и сам Андреев. По просьбе одного из террористов, Бориса Савинкова, писатель узнал у князя Шаховского расписание выездов московского генерал-губернатора, чтобы спланировать его убийство. Во многом написание произведения «Губернатор» — это было, своего рода, попыткой исправиться Андрееву, после своего участия в теракте. И сюжет рассказа имеет довольно схожие черты с настоящим событием, что неудивительно.
В этом произведении писатель старался очеловечить власть, объяснить, что под давлением обстоятельств люди совершают ошибки и после раскаиваются в этом, даже в непоправимых ситуациях. Смерть предстаёт для губернатора единственным способом освободиться от чувства вины - и он мужественно принимает свою долю, потому что хочет получить прощение народа. Отчасти ему это удаётся.
Главный герой расплачиваться по счетам тем же образом в качестве кармы за свой проделанный проступок и является самим воплощением сожаления Андреевича, что и сам совершил столь непростительный поступок в своей жизни.
Фёдор Михайлович Достоевский чаще всего затрагивал интересную и довольно сложную тему. И это именно религия. Достоевский был истинным християном и в своих произведениях он высказывал свои убеждения о веровании через художественные образы своих главных героев.
Практически во всех своих романов, писатель тем или иным образом упоминал эту тему, но в каком произведении он лучше всего и раскрыл тему, так это в романе «Братья Карамазовы». Тема религии является составной и одной из главных фигурирующих в сюжете. Произведение Достоевского поднимает вопросы скорее не на мировом уровне, а больше о духовном мире и как вера может влиять как на душу человека, так и на всё общество подражателей в целом.
Таким образом, практически все произведения Ф.М Достоевского произвели фурор среди всех людей того времени, меняя переосмысление о христианстве в целом и в нёс свой истинный «символ веры» в основу которого и легло народное чувство Христа с иной точки зрения. А для нас, благодаря его гениальным мыслям, что легли в историю мировой литературы, представление о самой природе человека и главной сути моральной ответственности.[3]
Сейчас, конечно, проблемы никуда не делись и будут они сосуществовать до тех пор, пока человечество, как объект формирования этих бед, будет процветать на этой планете. Но и это, вовсе не означает, что развитие общества не может не изменять конструкцию международных кризисов, что приобретаются со временем своих предшественников и также могут потерять свою значимость при убывании его потенциальных источников.
Для примера, современная русская писательница, Вера Богданова, чаще всего затрагивала в своих произведениях тему справедливости и насилия и всегда интересовалось тьмой внутри человека и что она могла скрывать в своих мутных зарослях (путах).
Оксану Васякину - время и то, как оно влияет на людей. Она не раз размышляла, какие бывают последствия от воспоминаний и одаривают ли они самого человека, пока тот провожает свой последний путь.
Темой для книг у Михаила Турбинина чаще всего оказывалась именно сочувствие и сострадание, исходя из своих знаний в области понятия чувств и переживаний внутри человека, и каждая для него новая изданная книга является накопленным опытом, что он изучил и запомнил во время её написания.
Вы видите связь между ними? Сейчас, каждый автор отталкивается не только между всеми принятыми кризисами на мировом уровне, но и исходя из своего восприятия и виденья в нескольких похожих или в одной конкретной проблеме, что может не давать покою не только самому обществу, но и внутри человека, на котором и строиться вся наша социальная система, как это и было сказано ранее.
Одним из отличий также является для современных писателей отсутствие единой травмы, как у предыдущих поколений, - оттого все они и фокусируются на личном, на пережитом опыте и что чаще всего, в первую очередь, беспокоило их самих и долгое время не могли отыскать ответы на свои дерзающие вопросы.
В наше время проблемы рассматривают больше на психологическом уровне и проблемы что раньше лишь оставляли на второй план,
таким путём мы сможем понять саму природу человека и его, свойственный лишь ему, образ мышления. Именно благодаря психологии, мы можем смело предположить, на каком основании может сложиться та или иная ситуация и в какие последствия оно может обернуться. Из последствий рождаются новые непредвиденные ситуации для нас, а посевом им служит не кто иной как сам человек и его единомышленники.
Если же мы сейчас начнём прислушиваться к друг другу и если же мы сейчас мы будет больше изучать наше психологическое строение, то сколько же ссор и ненужных споров мы сможем предотвратить? Сколько же наших проблем мы сможем решить, как только начнём понимать, каково нам и что же может ощущать или думать наш собеседник с нами?
Увы, всё это произойдёт явно не через ближайшие пару веков, пока человечество будет стремиться к знанию, закрывая глаза на то, что уже имеет. Но если же в наше время уже существуют такие хорошие книги и новое поколение авторов, что дало своё маленькое начало к большим переменам, то о чём ещё можно мечтать?
Заключение:
В данной статье мы с вами рассмотрели лишь только самые основные аспекты в литературе, которые являются лишь маленькой верхушкой айсберга, но для писателей и различных авторов своих рукописей является как одной из важных составляющих при написании различных произведений. Благодаря жанрам и темам мы смогли отчётливо увидеть их различие и исходя из исторических фактов, поняли почему же они имели такое большое влияние на писателей и большие различия произведений.
И в завершении мне хочется сказать, что классическая литература - она не для всех, и наврядли кого-то сможет заинтересовать, учитывая наши сегодняшние представления о жанрах и книг как таковых. Многие слова для нас кажутся чем-то неизвестным, а сложные предложение теряют для нас всяких смысл для нашего понимания. Думаю, не стоит нас винить лишь из-за того, что нам порой невнятны многие стилистики и даже смысл в самих классических произведениях. Многое что меняется из года в год и этнические представления в различных отраслях не является исключением.
Однако, несмотря на такие небольшие недопонимания, эти произведения жили и будут продолжать жить как одни из главных культур нашей страны и в будущем обязательно найдутся те люди, что поймут смысл классических произведений, даже если большинство из них будут воспринимать эти книги лишь значимым объектом из прошлого.
Список литературы:
Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм //Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. М., 1964. С.25
Толстой Л.Н. Что такое искусство? М., 1985. С. 61
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. С. 142.
Редактирование отдельных видов литературы : [Учеб. для вузов по спец. "Журналистика" / Абдуллин Р. Г., Антонова С. Г., Кастрюлина Л. Н. и др.]; Под ред. Н. М. Сикорского. - Москва : Книга, 1987. - 396, с.