Отражение достижений научно-технического прогресса

в творчестве А. П. Платонова

Белая Марина Федоровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 30»

К теме «Отражение достижений научно-технического прогресса в творчестве А. П. Платонова» мы обратились не случайно: как писатель, А. П. Платонов на протяжении долгого времени не был знаком массовому читателю и «открыт» относительно недавно, в 1990-х годах, поэтому он является не до конца изученным и в силу особенностей авторского стиля не до конца понятым. Творчество Платонова отличается языковыми экспериментами, необычным взглядом на действительность, поднимаемыми темами и проблемами. Особую роль в художественном мире Платонова занимает техника.

Мы живём в такое время, когда остро встаёт вопрос о взаимоотношении техники и человека: машины вытесняют рабочих, искусственный интеллект заменяет квалифицированных специалистов, то есть техника проникла во все сферы жизни человека. Этот факт рождает большие надежды и опасения, мечты и страхи у людей. Нам стало интересно, как осмыслялись в литературе отношения человека и техники 100 лет назад? Какую роль играла техника в жизни и творчестве писателя Андрея Платоновича Платонова?

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951 гг.) – русский советский писатель и драматург ХХ века. Также Платонов являлся инженером и изобретателем. Первое официально признанное изобретение Платонова — «Устройство для поддержания напряжения в сети постоянным при переменном числе оборотов генератора» (1924). В 1926 г. он подал заявку «О принципах конструирования первого опытного газового тепловоза» в Комиссариат путей сообщения, получил патенты на изобретения «Прибор для нанесения плана по данным тахиметрической съемки» и «Дальномер». В 1933 г. вместе с братом, Петром Климентовым, получил авторские свидетельства на «Приспособление для подвода электрического тока к электрическому нагревательному элементу» и «Компенсационное устройство к весам, у которых вес тела уравновешивается электромагнитной силой». В 1936 г. А.П. Платонов в соавторстве с братом подал заявку на изобретение «Шестерня». Последнее из известных изобретений А.П. Платонова — «Электрический сверхъемкий аккумулятор на принципе сверхпроводимости» — создано в 1947 г. Оно было направлено на отзыв академику А.Ф. Иоффе.

20-е годы XX века - бурное послереволюционное время. Рождается новое государство - СССР. Страна ускоренными темпами восстанавливается после разрушений Первой Мировой и Гражданской войны. Вводится плановая экономика, ставятся задачи первых пятилеток. Наступает эпоха индустриализации. Государству нужны новые заводы и комбинаты. Требуются люди технического склада. Одним из энтузиастов, разделивших надежды новой Советской власти, стал Андрей Платонов.

При этом литература становится все более зависимой от государственной идеологии. Испытывающая воздействие политических, социально-экономических, общекультурных факторов, литература этого периода в большинстве стран переживала снижение художественного уровня по отношению к началу века.

«Наступление» государства на жизненные интересы своих граждан широким фронтом шло по всем линиям. Эпоха 1930-х годов стала временем беспрецедентного вторжения в духовно-нравственную сферу отдельного человека и общества в целом. Предполагалось, что полноценный гражданин советского государства и член социалистического коллектива в своем сознании не должен иметь ничего, кроме «правильного» мировоззрения, самых «передовых идеалов» и четко ориентированных эмоций.

Подрастающим поколениям внушались чувства превосходства по отношению ко всем другим странам, еще не вставшим на путь социализма, чувство классовой исключительности и пренебрежения ко всем другим классам и социальным группам, историческое высокомерие в отношении к прошлому.

30-е годы ХХ века некоторые литературоведы и культурологи сегодня оценивают, как начало периода упадка современной культуры. Испытывающая воздействие политических, социально-экономических, общекультурных факторов, литература этого периода в большинстве стран переживала снижение художественного уровня по отношению к началу века. Литература 30-х годов рождена временем небывалого подавления личности, тоталитарных режимов, эпохой ортодоксии, страха, экономической депрессии. Происходит почти повсеместная политизация литературы, которая, по мнению Дж. Оруэлла, привела, например, роман к упадку. Искусство романа – это, по сути дела, протестантское искусство, оно продукт вольного ума, независимой личности. За последние полтора века ни одно десятилетие не оказалось так скудно на художественную прозу, как 30-е годы».

Ускорение технического прогресса, кроме весьма распространенной эйфории, воспринимается одновременно как угроза самим основам человеческого существования, а ставшая в конце десятилетия неизбежностью война придала всему новую – трагическую – перспективу. В день ее начала английский поэт У. Х. Оден назвал минувшее десятилетие «низким и бесчестным». «Та же горечь разочарования видна во всех характеристиках 30-х годов, данных М. Маггериджем, Дж. Оруэллом, растерянность и стыд за вчерашние иллюзии выместились в гневные обличения «лживого», «мрачного» десятилетия». Таким образом, 30-е годы ХХ века по крайней мере для европейского мира отмечены знаком катастрофы, апокалиптическими настроениями. Получилось, что Россия не была исключением из всеобщей беды, но это мы видим скорее из нашего сегодня: наряду с общими тенденциями, у нее были и весьма заметные особенности, делавшие ее явлением специфическим.

30-е годы в советской стране стали логическим продолжением революционных катаклизмов. Построение тоталитарного общества происходило неумолимо и по всем направлениям. Первая половина 30-х годов определялась советскими идеологами и историками как «время Великого перелома», что основывалось прежде всего на радикальных экономических преобразованиях. Первая пятилетка, развернувшаяся в 1929 – 1934 годы под знаком индустриализации и коллективизации, принесла, по официальным источникам информации того времени, громадные успехи в строи-тельстве социализма, а на деле стала пиком наступления на права народа, личности – об этом мы можем судить по документам и фактам, открывшимся сравнительно недавно. Система подавления человека в тоталитарном государстве была всеохватывающей и универсальной. Советское государство, помимо тотального террора, опиралось в своей деятельности и на тотальную ложь.

При Сталинском режиме «партия подвергается атакам врагов, но не совершает уже ни одной ошибки, советское государство – безупречно, а любовь народа к власти – безгранична. Государство, ликвидировав все без исключения инструменты общественного контроля над властью, оправдывает свою власть тем, что оно «принципиально» воплощает интересы, нужды и желания трудящихся. Легитимизация носит идеологический характер».

Особую «атмосферу» создавали «контрольные цифры пятилетнего плана», погоня за которыми во многом обусловила, с одной стороны, сверхнапряженный ритм труда миллионов (пресловутые «темпы»!), а с другой – постоянную фальсификацию результатов строительства, которая вскоре станет обязательной частью мифа о советской стране: «Вся страна уходит из мира реальности и начинает жить в мире фантазии, в мираже. Цифры перестают что-либо значить, они становятся лишь символом желания бежать вперед, как воздушный шар, они уносят страну в несущест вующий мир».

«Наступление» государства на жизненные интересы своих граждан широким фронтом шло по всем линиям. Эпоха 1930-х годов стала временем беспрецедентного вторжения в духовно-нравственную сферу отдельного человека и общества в целом. Предполагалось, что полноценный гражданин советского государства и член социалистического коллектива в своем сознании не должен иметь ничего, кроме «правильного» мировоззрения, самых «передовых идеалов» и четко ориентированных эмоций. Подрастающим поколениям внушались чувства превосходства по отношению ко всем другим странам, еще не вставшим на путь социализма, чувство классовой исключительности и пренебрежения ко всем другим классам и социальным группам, историческое высокомерие в отношении к прошлому. В этот период проводится планомерное наступление на церковь.

Претерпевает реформы советская школа. С 1931 – 1932 учебного года вводится 7-летний всеобуч. Отмечая огромную культурную отсталость, отсутствие школ на селе, партия прибегает к жесткому планированию и в этой области: «План ОБОНО по ликвидации неграмотности предусматривает обучение в 29 – 30 году 551 неграмотных ‹…›. Но следует стремиться к большему, к тому, чтобы обучить в текущем году до 800 неграмотных».

На школу также проецируются идиологемы эпохи: повсюду звучат требования классового подхода в деле образования и воспитания кадров, основные направления школьного существования определяются такими лозунгами, как «Отделы народного образования должны стать штабами культурной революции», «За сплошную ликвидацию неграмотности», «На борьбу за коммунистический учебник» и т.д. Новый «коммунистический учебник», появившийся в одно время со сталинской «демокра-тической» конституцией, – «Замечания» Сталина на учебник Истории СССР, – означал «национализацию гражданской истории», «национализацию памяти».

В конце 1920-х годов началась так называемая «культурная революция», охватившая и все виды искусства. Одним из наиболее важных участков идеологического фронта была объявлена литература. Все чаще декларировалась необходимость разработки особого творческого метода новой литературы – как «достаточно жестко определяемой совокупности норм, зафиксированных в четкой дефиниции и составляющих своеобразный «рецепт» творчества». При этом соединялись критерии эстетического и чисто идеологического порядка, что находило отражение в терминах типа «пролетарский реализм», «тенденциозный реализм», «пролетарский гуманизм», «социалистический реализм».

Инженерное творчество А.П. Платонова наложило неизгладимую печать на его художественные произведения. В творчестве Платонова очень часто прослеживается тема взаимосвязи техники и человека. Своеобразное мировосприятие Андрея Платонова, основы которого были заложены уже в детстве писателя, носит технократический характер. Писатель вырос в семье машиниста паровоза, сам работал на железной дороге, водил поезда. «Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона, — читаем мы в одном его юношеском письме, — я любил (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машины, ноющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится, и долго думал, что и детей где-то делают под большим гудком, а не мать из живота вынимает», — пишет писатель. Разделение реальности на природу и создания человеческих рук, на деревню и город, казалось ему искусственным. Он бы ни за что не понял противопоставления одного другому, потому что чувствовал: «Между лопухом, побирушкой, полевою песней и электричеством. Паровозом и гудком, содрогающим землю, есть связь, родство на тех и других одно родимое пятно. Какое – не знаю до сих пор, но знаю, жалостный пахарь завтра же сядет на пятиосный паровоз и будет так орудовать регулятором, таким хозяином стоять, что его не узнать. Рост травы и вихрь пара требуют равных механиков». Для Платонова мир техники и мир человеческой души слиты воедино.

В творчестве Андрея Платонова отражаются достижения современной ему науки и техники. Платонов в своих произведениях показывает читателям научно-технический прогресс и его влияние на человеческую жизнь. Уже с первых строчек рассказа "Фро" можно увидеть, что Платонов одушевляет технику, показывает, что она обладает своим характером и судьбой. Писатель наделяет механизмы чувствами и эмоциями: «...поезд постоял и уехал; хвостовой вагон исчез во тьму, забывая про всех встречных и минувших людей».

Любовь и большая привязанность к машине и к работе, связанной с техникой, прослеживается в данных цитатах: «Механик влез в будку одной холодной машины, сел у котла и задремал, истощенный собственным счастьем, обнимая одной рукою паровозный котел, как живот всего трудящегося человечества, к которому он снова приобщился», «Отец вернулся из рейса, отведя холодный паровоз; он был счастливый, что поездил и потрудился..». Речь идет об отце Фроси, Нефеде Степановиче, который долгое время работал машинистом, теперь ушел на пенсию и не мыслит себя вне трудовой деятельности, скучает по работе. Его спасает только то, что ему разрешили быть запасным, резервным механиком, заменявшим заболевших рабочих. Привязанность Нефеда Степановича проявляется в его каждодневной, постоянной готовности отправиться в рейс, в томительном ожидании какой-нибудь «всеобщей технической аварии»: «Отец спал в кухне, на сундуке, вполне одетый, даже в толстом, зимнем пиджаке и в шапке со значком паровоза: он ожидал внезапного вызова либо какой-то всеобщей технической аварии, когда он должен мгновенно появиться в середине бедствия».

Платонов описывает Федора, героя данного рассказа, который очень сильно полюбил технику, машины и механизмы, так: «Муж Фроси имел свойство чувствовать величину напряжения электрического тока, как личную страсть. Он одушевлял все, чего касались его руки или мысль, и поэтому приобретал истинное представление о течении сил в любом механическом устройстве и непосредственно ощущал страдальческое, терпеливое сопротивление машинного телесного металла», «…своему мужу, человеку, окончившему два технических института, который чувствовал машинные механизмы с точностью собственной плоти».

Писатель использует различные технические термины в произведении «Фро»: «…катушки Пупина, релейные упряжки или расчет сопротивления железной проволоки», «…мостики Уитстона, контракторы, единицы светосилы…». Использование подобных слов в своем творчестве доказывает наличие знаний Андрея Платоновича в области механики. Платонов в одном произведении умел поднять темы и человеческих отношений, и научно-технического прогресса, и становления личности. В рассказе "Фро" Андрея Платонова техника играет важную роль: она является не только элементом фоновой атмосферы, но и важным символом, отражающим философские и социальные аспекты советской эпохи.

Многие творения Платонова связаны с механикой и наукой. В основу рассказа «В прекрасном и яростном мире» лег личный опыт писателя. Он сам был помощником машиниста с 1915 по 1917 год, поэтому смог добиться точности в изображении деталей. Писатель еще в самом начале повествования вводит читателей в ту техническую обстановку, при которой будут происходить действия: «Когда в наше депо прибыл первый мощный пассажирский паровоз серии «ИС», то на эту машину назначили работать Мальцева, что было вполне разумно и правильно». В этом произведении простой взгляд на паровоз у героя вызывает «растроганную радость»: «Машина «ИС» одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления, я мог подолгу глядеть на неё, и особая растроганная радость пробуждалась во мне – столь же прекрасная, как в детстве при чтении стихов Пушкина». При этом важно, что упоминаемая Платоновым в произведении техника не выдумана, она активно использовалась в 30-е годы в СССР. Например, «ИС» или «Иосиф Сталин» — пассажирская разновидность паровоза «ФД» (Феликс Дзержинский), советский магистральный пассажирский паровоз. На момент создания являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе.

«На подъемах я форсировал топку до предельной возможности и заставлял кочегара вручную загружать шуровку, в помощь стоккерной машине, ибо пар у меня садился. Мальцев гнал машину вперед, отведя регулятор на всю дугу и отдав реверс на полную отсечку...» – иногда кажется, что Андрей Платонович пишет языком, понятным только для механиков. Использование терминов, профессионализмов, специальной лексики, профессионального жаргона – является отличительной особенностью творчества А. Платонова.

Мальцев, главный герой, ослеп, когда вел поезд: «Молния […] хотела в нас попасть, да маленько промахнулась». В «В прекрасном и яростном мире» Платонов показывает любовь механиков к своему делу. Главный герой, бывший механик, ослепший во время рейса, всё равно не забывает свою работу, технику, даже не видя, он пытается быть с ней рядом: «…я видел Мальцева, сидевшего на крашеной скамейке. Облокотившись рукою на трость, поставленную между ног, он обращал в сторону паровоза свое страстное, чуткое лицо с опустевшими слепыми глазами, и жадно дышал запахом гари и смазочного масла и внимательно слушал ритмичную работу паровоздушного насоса», «Мальцев сидел молчаливо и слушался меня, наслаждаясь движением машины, ветром в лицо и работой. Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством».

Рассказ заканчивается счастливо, проявлением чуда: «Тогда Мальцев встал с места, протянул руку к регулятору и закрыл пар.

— Я вижу желтый свет, — сказал он и повел рукоятку тормоза на себя». Получается, что механизмы настолько важны, нужны и любимы человеком, что герой, впервые управляя паровозом за долгое время, прозрел, в прямом смысле этого слова. Автор показывает, что техника для Мальцева больше, чем жизнь.

Ещё одно весьма известное произведение Платонова «Усомнившийся Макар» содержит в себе описание отношения людей к технологиям, изобретениям и труду. Главной темой этого рассказа являются перемены, произошедшие в 20-х годах в начале 20 столетия. Техника и наука сильно увлекали главного героя, Макара: «Но все-таки Макар сел не в середине вагона, а на сцепках, чтобы смотреть, как действуют колеса на ходу». Он хорошо понимал технику и ее взаимосвязь с физикой, но не мог объяснить словами свои действия: «Однако Макар ему не внял и через неделю сделал из руды железо в печке, после того как его баба испекла там хлебы. Как он отжигал руду в печке, — никому не известно, потому что Макар действовал своими умными руками и безмолвной головой».

«Трамваи Макару понравились, потому что они сами едут и машинист сидит в переднем вагоне очень легко, будто он ничего не везет. Макар тоже влез в вагон без всякого усилия, так как его туда втолкнули задние спешные люди. Вагон пошел плавно, под полом рычала невидимая сила машины, и Макар слушал ее и сочувствовал ей», – такое мнение о трамвае у главного героя рассказа, простого, сельского мужчины, попавшего в Москву, где много новых технологий, более развита механика и наука, чем в глубинках.

У Макара рождались мысли об упрощении труда, новых изобретениях: «Тогда Макар проснулся и вдруг открыл недостаток постройки: рабочие запаковывали бетон в железные каркасы, чтобы получилась стена. Но это же не техника, а черная работа! Чтобы получилась техника, надо бетон подавать наверх трубами, а рабочий будет только держать трубу и не уставать, этим самым не позволяя переходить красной силе ума в чернорабочие руки». Макар всюду интересуется техникой – «будущим благом для всех людей», однако, новые технические устройства, которые постоянно изобретает Макар, оказываются никому не нужными.

Ганушкин – народный умелец, который интуитивно сооружает разные предметы, не владея теорией их изготовления. Макар сделал народную карусель, которая должна была вертеться от ветра, самоход, который не стронулся с места. В Москве он предлагает идею молочной трубы, по которой нужно отправлять пустые бидоны из-под молока. На стройке дома Макар придумал строительную кишку для бетона. Макар ценит и жалеет механизмы (колёса вагона поезда, механизм трамвайного вагона) наравне с людьми.

Проанализировав несколько произведений Платонова, а именно «Фро», «В прекрасном и яростном мире» и «Усомнившийся Макар» мы заметили, что они так или иначе связаны с техникой. И, в целом, творчество Андрея Платоновича отражает другое его занятие жизни, наравне с писательством, – изобретательство. Механизмы в рассказах А. Платонова занимают особое место. Их изображение, восприятие существенно отличается от предшествующей литературы. Писатель не только отводит технике одно из центральных мест, но и «очеловечивает» её, наделяет способностью чувствовать, мыслить. В течение нескольких лет Платонов работает как инженер-практик, сочетая практическую деятельность с литературой. Теплое – на грани физического ощущения – отношение к технике он передал своим героям: тонкое понимание технического устройства – мерило человеческой ценности во многих его произведениях.

Научное познание, достижения научно-технического прогресса и их художественное восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволило А. Платонову ещё сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту.

Итак, проанализировав несколько произведений Платонова, мы заметили, что они так или иначе связаны с техникой. И, в целом, творчество Андрея Платоновича отражает другое его занятие жизни, наравне с писательством, – изобретательство. Механизмы в рассказах А. Платонова занимают особое место. Их изображение, восприятие существенно отличается от предшествующей литературы. Писатель не только отводит технике одно из центральных мест, но и «очеловечивает» её, наделяет способностью чувствовать, мыслить. В течение нескольких лет Платонов работает как инженер-практик, сочетая практическую деятельность с литературой. Теплое – на грани физического ощущения – отношение к технике он передал своим героям: тонкое понимание технического устройства – мерило человеческой ценности во многих его произведениях.

Научное познание, достижения научно-технического прогресса и их художественное восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволило А. Платонову ещё сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту.

Список используемой литературы

Антология русского советского рассказа, (40-е гг.) / [сост., авт. вступ. ст. и примеч. С.И. Журавлев]. –

Москва :

Современник, 1987. – 701 с. – (Сельская библиотека Нечерноземья). –

Содерж

.:

Одухотворенные люди. Рассказ о небольшом сражении под Севастополем; Неодушевленный враг; Афродита; Возвращение / А. П. Платонов и рассказы др. авт.

Платонов А.П.: Полное собрание романов и повестей в одном томе / А.П. Платонов. — Издательство: Альфа-книга, 2019 г. — 951 с.

Платонов, А.П. Записные книжки. Материалы к биографии / Андрей Платонов; [публикация М.А. Платоновой; сост.,

подгот

. текста

, предисл., примеч., ред. Н.В. Корниенко]; РАН, Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. –

Москва :

ИМЛИ РАН, 2006. – 421 с.

Википедия https://ru.wikipedia.