«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой через познавательно-исследовательскую деятельность»
Актуальность:
Ребенок по природе - исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и исследовать, самостоятельно искать новую информацию – важнейшая черта детского поведения. Исследование - естественный процесс для ребенка, он изучает все, что происходит вокруг. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно- образное мышление. Самые в ознакомление с природой – это видеть её, чувствовать и наслаждаться ею. Чем разнообразнее интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В дошкольном возрасте одним из видов детской деятельности, является познавательно-исследовательская деятельность, которая является способом познания мира. Главное достоинство этого вида деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе познавательно-исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния познавательно- исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, получать определенные знания в области экологии – это главные задачи экологической работы в детском саду.
Цель:
Разработать систему работы для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, и развитию познавательного интереса к миру природы.
Задачи проекта:
1. Воспитывать эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе.
2. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природе.
3. Воспитывать привычку заботиться о растениях, беречь их.
4. Познакомить с разнообразием растительного мира: деревьями, кустарниками, травами; их характерными признаками, частями растений (корень, ствол, листья, ветки, плод, цветок, семена).
5. Сформировать представления о растении как о живом существе, зависящем от света, тепла, воды и почвы; о жизненно важных признаках растений (питание, рост, размножение).
6. Дать представление о сезонном развитии растений, связях растений с животным миром и человеком, лекарственных растениях.
7. Познакомить с влаголюбивыми и засухоустойчивыми, теневыносливыми и светолюбивыми комнатными растениями.
8. Развивать у детей познавательный интерес к комнатным растениям, путем коллективных и индивидуальных наблюдений, организации трудовой деятельности, слушания рассказов воспитателя, делать зарисовки в «Дневнике наблюдений», развивать умение чувствовать растение, как живое существо.
9. Создать условия для наблюдений, экспериментирования. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь.
10. Организовать совместную познавательно-исследовательскую
Деятельность(наблюдение) детей и педагога в режимных
моментах.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1.У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
2.Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней.
3.У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
4.Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Воспитатели: Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника. Понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Продукт проектной деятельности: стенгазета с фотографиям, выставка детских рисунков, кормушки для птиц (сделанные совместно с воспитателем).
Этапы проекта:
Подготовительный этап
• Сбор методической литературы по теме проекта.
• Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно - развивающей среды
• Подбор игр по данной тематике.
Основной этап
• Пересадка комнатных растений.
• Проведение опытов («С какой стороны листа в растение проникает воздух?», «Почему растения тянутся к свету?», «Как влияет солнечный свет на растение?»).
• Знакомство с лекарственными растениями.
• Наблюдения на прогулке.
• Труд в уголке природы.
• Изготовление кормушек совместно с воспитателем.
• Выращивание саженцев(цветов) для клумб.
Завершающий этап
1. Проведение выставки изображений и поделок, созданных детьми в ходе проекта.
2. Организация беседы о значимости сохранения природы и рационального использования ее ресурсов.
3. Проведение занятий по экологической тематике, где дети смогут поделиться полученными знаниями и опытом.
4. Оформление стенгазеты с фотографиями растений и дикой природы, на которых дети могут рассказать о своих наблюдениях и открытиях.
5. Продолжение заботы о комнатных растениях и участие детей в их уходе.
Вывод: В результате проекта ожидается формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, развитие их познавательного интереса к миру природы, а также приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Создание эколого-развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Таким образом, данный проект поможет развить у детей интерес к природе, укрепить экологическую культуру и научить их бережному отношению к окружающей среде. Кроме того, дети получат возможность активно участвовать в исследовательской и творческой деятельности, обогатить свои познания и умения.