* {font-family: PT Sans; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

ОЗНАКОМЛЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ПРАВИЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

Одной из важнейших задач в дошкольном воспитании на современном этапе является умение педагога правильно адаптировать ребенка к дошкольному учреждению. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Именно от воспитателя зависит, как пройдет процесс адаптации. Важно знать не только физиологические и психологические особенности ребенка, но и владеть искусством общения с ним.

С каждым годом открываю для себя все новые и новые стороны этой проблемы. Как же помочь ребенку быстро и легко привыкнуть к детскому саду? Поиск новых путей решений этой проблемы является для нас, воспитателей, основной задачей, ведь детский сад для ребенка – это новое окружение, новая обстановка, новые люди и жизнь ребенка кардинально меняется.

Этапы адаптации.

Подготовительный этап. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Его задача – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Основной этап. Главная задача – создание положительного образа воспитателя. Родители должны постараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Им следует подробно рассказать об особенностях своего ребенка. Имея полную информацию о ребенке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.

Заключительный этап. Ребенок посещает детский сад по 2-3 часа в день. Затем его можно оставить на сон. Но следует помнить, что у каждого ребенка процесс адаптации происходит по-разному. Кто

-

то быстро привыкает к детскому саду, а у кого-то этот процесс затягивается на длительное время. Важно научить ребенка общаться с

о

взрослыми и детьми.

На начальном этапе знакомства предлагаю родителям заполнить анкету.

Ознакомлены ли

с условиями

воспитания в ДОУ?

Готовили ли вы ребенка к поступлению в ДОУ?

Кто в основном занимается воспитанием ребенка?

Посещал ли раньше ребенок ДОУ?

По какой причине вы отдаете ребенка в ДОУ?

Соблюдается ли режим дня ребенком в семье?

Есть ли у ребенка какие-нибудь привычки при засыпании?

Охотно ли ребенок вступает в общение?

С кем лучше всего идет на контакт: с взрослыми, сверстниками или незнакомыми людьми?

Как ребенок относится к режиму дня?

Какие навыки самообслуживания имеет ваш ребенок?

Как вы называете своего ребенка дома?

Есть ли у ребенка любимая игрушка?

Наказываете ли вы своего ребенка?

Есл

и

«Д

а

»

,

то

как

?

15. Что вам больше всего нравится в вашем ребенке?

16. Чем больше всего любит заниматься ваш малыш?

17. Чем вашему ребенку можно доставить радость?

18. Какая информация вам интересна о ДОУ больше всего?

Анализ анкет дает первые впечатления о ребенке и его семье, о взаимоотношении ребенка и взрослого.

Продолжая работу в этом направлении, оформляю уголок для родителей. Здесь размещены тексты с рекомендациями по успешной адаптации детей: «Роль семьи в подготовке ребенка к ДОУ», «Авторитет семьи для успешной адаптации», «Ваш ребенок поступает в ДОУ», «Задачи воспитания детей в младшей группе», «Как воспитывать уважение к старшим», «Игра – основная форма воспитания детей», «Крепкое здоровье – залог успешного роста ребенка» и др.

Ещё одной важной формой работы с родителями в период адаптации, с моей точки зрения, является родительские собрания. Темы оговариваются с родителями заранее. В группе весит почтовый ящик, в него родители опускают записки с интересующими их вопросами. Такая форма общения очень удобна, на многие вопросы приходится искать ответы совместно. В дальнейшем семье предлагаю посетить групповую комнату, спальню, раздевалку, чтобы родители увидели, что все предусмотрено для комфортного пребывания ребенка. В групповой комнате видят игрушки, пособия, книги. Обязательно поясняю, в какие игры будут играть дети, что рисовать, лепить. Посещая спальню, у родителей есть возможность выбрать кроватку для своего ребенка. В туалетной комнате у каждого ребенка есть свое полотенце, индивидуальная расческа. Знакомлю родителей с режимом дня. Вместе с ними обсуждаем, как можно помочь ребенку привыкнуть к новому пространству. Затем знакомство родителей со вторым воспитателем и няней для того, чтобы родители были спокойны за пребывание своего ребенка с другими людьми. Детский сад – это открытая система. В любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным.

В период адаптации прошу родителей, по возможности, оставаться в группе, если ребенок чувствует себя неуверенно без их присутствия, но на это время они становится «общими» родителями, играя не только со своим малышом, но и с другими детьми. Стараюсь приложить максимум усилий, чтобы процесс привыкания прошел безболезненно. Еще не посещая детский сад, родители могут приводить ребенка на совместные прогулки. Встречая их, предлагаю любимую игрушку и называю ласково по имени. По возможности, стараюсь отвлечь внимание ребенка от родителей совместными играми. Особенно, вновь пришедшим детям, нравятся хороводные игры. Целью этих игр служит привлечение детей к коллективу. Они сближают вновь поступивших детей с другими детьми, воспитывают привычку играть дружно. Не менее популярны подвижные игры. Они привлекают задором. Их целью служит умение играть в коллективе, уступать другому ребенку, подчинять свои интересы, интересам других детей. Для большего интереса к играм использую маски животных. Каждому ребенку хочется их примерить. Но главное – это эмоциональный настрой, который, несомненно, передается каждому ребенку. Не менее актуален подбор выносных игрушек для игр на улице. Всегда выбираю яркие, красочные игрушки, чтобы они выглядели привлекательно и притягивали взгляды детей. Такие игрушки привлекают детей, заставляя на время забыть про родителей. А в дальнейшем ребенок ждет встречи с игрушкой и с удовольствием идет в детский сад.

Если идет прием нескольких детей, и он происходит в группе, то прикладываю максимум усилий, чтобы первый их день в детском саду был для них особенно интересным, и в дальнейшем им захотелось бы прийти в детский сад вновь и вновь. Для этого проводится «Праздник знакомства». Целью праздника служит знакомство детей друг с другом, формирование умения общаться с незнакомыми детьми, взрослыми. Результат – дети с огромным желанием идут на следующий день в детский сад.

Далее продолжаю знакомить их с игровыми уголками. Особенно им нравятся игровые уголки, оборудованные для сюжетно-ролевых игр. Как правило, дети в младшем возрасте еще играют в одиночку, но появляются первые объединения детей в играх по 2-3 ребенка. Когда дети немного освоятся в группе, провожу игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом и другими воспитанниками. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры провожу фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Используя различные игры, ни в коем случае насильно не заставляю ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Нужно заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи.

Для успешного развития детей в период адаптации использую куклу-помощницу Пуговку. Она сделана в рост ребенка из ткани. Пуговка – лучший друг для чувствительных и впечатлительных детей, ее успокаивающее прикосновение передает тепло, любовь и уверенность в своих силах. На каждое занятие кукла приходит, принося волшебный рюкзачок, содержимое которого меняется в зависимости от цели игры или занятия. Дети любят эту игрушку, они всегда рады ее приходу. А ведь это так необходимо малышам, чтобы уверенно переступить порог незнакомого для него мира, найти новых друзей, научиться играть, открывая удивительные свойства привычных вещей.

В своей работе часто использую малые формы фольклора, когда ребенок неохотно идет в группу, капризничает.

Не плач, не плач.

Куплю калач.

Не вой, не вой.

Куплю другой.

Во время адаптации ребенку нравится, когда ему уделяют больше внимания. Для этого тоже есть потешка.

Киска, киска,

Киска брысь,

На дорожку не садись.

А то Ваня наш пойдет,

Через киску упадет.

Так же использую потешку во время укладывания спать.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И укусит за бочок,

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчонок, не ходи,

Нашу Аню не буди.

В режимных моментах использую художественное слово. Дети с удовольствием привыкают к общепринятым нормам и правилам поведения.

А водичка булькает,

А водичка пениться,

Машенька умоется,

Причешется, оденется.

Знаем, знаем да, да, да.

Где тут прячется вода.

Выходи, водица.

Мы пришли умыться.

1, 2, 3, 4, 5.

Одеваемся гулять.

Одеваем Катеньке

Шарфик полосатенький.

Работа по адаптации детей младшего дошкольного возраста дает неплохие результаты. Главное – дети довольно быстро привыкают к детскому саду, перестают плакать, проситься домой, у детей появились друзья среди сверстников. Это главное, к чему должен стремиться педагог, работая над адаптацией ребенка в дошкольном учреждении.

Список литературы:

Ватурина

Н.Д.

Ребенок поступает в детский сад.

М.:

Просвещение

, 1983. 80 с.

Виноградова Н.Ф.

Воспитателю о работе с семьей.

М.: Просвещение,1990. 192 с.

Заводчикова

О.Г.

Адаптация ребенка в детском саду.

М.:

Просвещение

, 2007. 79 с.

Игра в коррекции психического развития детей / под ред. О.А.

Карабановой

. М.: Рос.

пед

. агентство, 1997.

190 с.

Калинина Р.В.

Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ // Дошкольное воспитание.

1998. № 4. С. 2-9.

Крайг

Г.О.

Психология развития. СПб; М.; Харьков; Минск: Питер, 2005.

917 с.

Лисина М.И.

Генезис форм общения у детей.

М.:

Просвещение

, 1978. 142 с.

Мухина В.С.

Детская психология.

М.: Просвещение,1985. 163 с.

Отношение между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / под ред.

Т.А.

Репиной

. М.:

Журнал

«

Педагогика

» 1978. С. 4-8.

Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмид-

Кольтмер

, А.

АтасовойБуковой

.

М.: Просвещение, 1980. 95 с.

Якушев М.А.

Сенсорное воспитание детей.

М.:

Сфера

, 2009. 120 с.

Ярославская Л.А.

Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

М.:

Просвещение

, 2007. 87 с.