«Ознакомление старших дошкольников с профессиями как одна из форм трудового воспитания в ДОУ»
(из опыта работы)
"Труд становится великим воспитателем,
когда он входит в жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества,
развивает пытливость и любознательность,
рождает новую красоту в окружающем мире,
пробуждает первое гражданское чувство -
чувство созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека".
В.А.Сухомлинский
В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и дают возможность ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.
На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.
Сейчас в ФОП ДО в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей на каждый дошкольный возраст.
То есть трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование бережного отношения к любому труду и четкое представление о трудовой деятельности взрослых.
Важные задачи трудового воспитания:
-формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитывая ребенка в аспекте труда и творчества.
-развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность. Трудовое воспитание в ДОУ осуществляется через различные виды труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд).
Роль труда в формировании личности дошкольников:
Труд удовлетворяет потребности ребенка в
самоутверждении
, в познании
собственных возможностей, сближает его
со
взрослыми (так воспринимает
деятельность
сам
ребенок).
В
труде
дети
овладевают
разнообразными
навыками
и
умениями
,
необходимыми
в
повседневной
жизни:
в
самообслуживании,
в
хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не
состоит
только
в
том,
что
ребенок
начинает
обходиться
без
помощи
взрослых.
У
него
развивается
самостоятельность,
умение
преодолевать
трудности,
способность
к
волевым
усилиям.
В
процессе
труда
дети
практические
познают
свойства
окружающих
вещей,
наблюдают
за
ростом
и
изменениями
растений,
рассматривают
животных,
знакомясь
с
условиями
их
обитания.
У
них
развиваются
любознательность,
познавательные
интересы.
Труд
становится
важным
средством
умственного
развития
детей.
В
трудовой
деятельности
осуществляется
эстетическое
воспитание
и
эмоциональное развитие.
У детей формируется умение выполнять любое
дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются,
замечая
при
поливке
растения
новый
бутон,
осматривая
аккуратно
прибранную
комнату,
чисто
выстиранные
кукольные вещи.
Труд
закаливает
детей
физически
,
так
как
многие
его
виды
они
выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил,
преодолению
трудностей.
Особое
значение
трудовая
деятельность
имеет
для
формирования
нравственных
качеств
.
Выполняя
несложные
обязанности,
связанные
с
сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети
учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность
приходить
на
помощь
тому,
кто
в
ней
нуждается,
охотно
выполнять
посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к
порученному
делу,
старательность
и исполнительность.
Но не только сформировать навыки выполнения каких-либо трудовых поручений должен педагог, но и грамотно объяснить детям, что такое труд, профессия, зачем они нужны для людей и общества в целом. Важно уже в старшем дошкольном возрасте начинать профориентационную работу, чтобы в дальнейшем, ещё больше узнавая об особенностях той или иной сферы деятельности, детям было легче сориентироваться в выборе своей будущей профессии.
На этапе дошкольного образования подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Поэтому осознать значимость труда, войти во взрослую жизнь с уже сформированными представлениями о труде и уметь ориентироваться в мире профессий, ему должны помочь взрослые, которые находятся рядом с ним (родители, воспитатели). Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Поэтому воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще.
Мы с вами знаем, что в дошкольном возрасте ведущей для ребенка является игровая деятельность.
Через игру мы и знаком ребят с различными профессиями, трудовой деятельностью людей. Ведь главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
Педагоги ДОУ через с/р игры постоянно знакомят детей с работой парикмахера, повара, продавца, учителя. Но нам этого показалось недостаточно. Это так называемые «стандартные», наиболее знакомые детям профессии. В 2022-2023 учебном году мы решили расширить этот перечень, и предоставить ребятам информацию и о других менее известных, но не менее важных и значимых профессиях.
А для того, чтобы ребенок усвоил полученную информацию важно, чтобы она была ему интересна. А как замотивировать, заинтересовать детей? Мы решили, что знакомить ребят с новыми профессиями мы будем исходя из их собственного желания.
Для этого в начале учебного года был проведен опрос среди воспитанников старшей и подготовительной к школе группы. Детям предлагались вопросы: «Какие профессии ты знаешь», «Кем работают твои мама и папа», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь», «О какой профессии ты бы хотел узнать». В результате, мы получили целый перечень профессий, с которыми хотят познакомиться дети: экскурсовод, художник, актер, пожарный, спасатель, эколог, экономист, модельер, визажист, фотограф.
Был составлен план работы по ознакомлению детей с профессиями, в который была включена и работа с родителями, как участниками образовательного процесса в ДОУ.
В течение всего учебного года педагоги не только беседовали с ребятами об особенностях этих профессий, обращая внимание на специфику каждой из них, раскрывая особенности трудовых действий, какие навыки, знания и умения необходимы людям данной профессии, но и проводили специальные занятия, организовывались «Встречи с интересными людьми», «Мастер-классы от профессионала», дети участвовали в совместных мероприятиях с родителями.
Так воспитанники старшей группы познакомились с профессией «Актер», узнали много интересных фактов о театре. Вместе с воспитателями и родителями показали для ребят младших групп спектакль по сказке «Рукавичка».
В роли актеров были сами дети и родители, а художниками-декораторами – воспитатели группы.
А ребята подготовительной к школе группы, подготовив инсценировки сказок, не раз показали их детям 2 младшей группы. И в роли ведущего-рассказчика, и в роли актеров выступили сами воспитанники/
Для ознакомления с работой пожарных ребята побывали на экскурсии в музее пожарной охраны. Где им рассказали об этой важной профессии, показали спецодежду пожарных, познакомили с необходимым оборудованием при тушении пожара, напомнили правила пожарной безопасности.
Также с целью знакомства с профессией «Спасатель» и формирования знаний детей о безопасном нахождении на водоемах в ДОУ были приглашены представители «ВОСВОД». В рамках недели безопасности проводились инструктажи по теории и практике безопасности на воде (в разное время года). Детям было рассказано много интересных фактов о службе спасателей, о том, какими умениями и навыками должен обладать спасатель. Ребята внимательно рассматривали одежду и оборудование у спасателей, с увлечением отрабатывали на практике приемы «спасения» людей из воды.
После каждого мероприятия, в группах, проводилось обсуждение, где дети делились впечатлениями, задавали интересующие вопросы о профессиях, с которыми познакомились, слушали мнения других ребят.
Знакомя ребят с профессией экскурсовод, Марина Владимировна, воспитатель подготовительной к школе группы, кроме беседы и показа картинок по теме, провела необычное по форме занятие – виртуальную экскурсию по Вологде, где в роли экскурсоводов выступили сами дети этой группы. Данное занятие было показано коллегам в рамках методической недели ДОУ.
В рамках «Встреч с интересными людьми» в группу была приглашена мама воспитанника, которая работает сотрудником уголовно-исполнительной системы. Мария Сергеевна рассказала, какими умениями и качествами должны обладать сотрудники правоохранительных органов. Дети узнали (а также наглядно увидели в альбоме с изображениями) о разных специалистах, которые работают в этой сфере.
Воспитатели старшей группы в рамках тематической недели «В мире прекрасного» не просто знакомили ребят с различными жанрами живописи, но и пригласили в гости вологодскую художницу, Ольгу Карпачёву. Ольга Владимировна познакомила ребят со своей интересной, творческой профессией, рассказала особенности работы с различными материалами: карандашами, красками для создания картин, показала детям несколько своих работ и ответила на вопросы.
Ребята так заинтересовались этой творческой темой, что вместе с родителями посетили в библиотеке им.Бабушкина мастер-класс по живописи «Рисуем рыжую лисичку», который провела художник декоративно-прикладного искусства Юлия Захарова.
Мастер-класс показала мама воспитанницы старшей группы, которая работает фитнес инструктором. Анна Леонидовна провела веселую зарядку для наших ребят и рассказала о своей профессии.
А папа воспитанницы, Артем Сергеевич познакомил с профессией «Тренер», показал приемы работы с мячом у футболистов, дал важные советы по ЗОЖ. Артем Сергеевич тренер в спортивной школе.
Можно просто поиграть в повара, а лучше пригласить в гости настоящего профессионала. Сергей Николаевич, папа нашего воспитанника, работает шеф-поваром, он рассказал ребятам особенности своей «вкусной» профессии и провел мастер-класс по приготовлению полезного завтрака для дошколят. Дети также узнали несколько секретиков приготовления салатов.
Детям очень понравились такие «мастер-классы с профессионалами», поэтому в этом учебном году мы также планируем приглашать к нам в гости родителей-представителей других увлекательных профессий.
В конце учебного года все наработки были объединены в «Атлас профессий», который было решено продолжить и в 2023-2024 учебном году, занеся в него новые странички-профессии.
Основные итоги 22-23 учебного года вы видите на экране.
Наступил новый 2023-2024 учебный год. И наши уважаемые педагоги с новыми силами продолжают вводить ребят в удивительный мир профессий.
Накануне нашей встречи было проведено занятие-знакомство с профессией «Эколог», которое вы могли заранее посмотреть. Экологическое воспитание дошкольников важный и значимый процесс. Мы практически ежедневно с ребятами затрагиваем тему экологии: уход за комнатными растениями в уголке природы, бережное отношение к деревьям на участке, посадка цветов и саженцев, ребята с педагогом и родителями участвуют в экологических акциях и конкурсах, а кто такой эколог не знают. Поэтому занятие называлось «Эколог - защитник природы». Дети не только узнали отличительные особенности этой профессии, но и повторили правила поведения в природе, закрепили знания о сортировке мусора, важности чистого воздуха, воды и почвы для всех живых организмов на планете.
А недавно воспитатели старшей группы организовали настоящий банк у себя в группе, и знакомят ребят с профессией «Экономист». Педагоги не только беседуют об этой сложной профессии, но и формируют основы финансовой грамотности ребят. Дети «зарабатывают» звездочки, совершая добрые поступки в течение дня, и приносят на хранение в свою «банковскую ячейку». В конце недели идет подсчет звездочек и выбирается «Экономист недели». Заработанные звездочки дети могут подарить другу (у которого мало или вообще нет звезд), потратить в магазине, купив необходимый товар. Получение звезд стимулирует ребят на примерное поведение и добрые поступки.
Педагоги данной группы очень инициативные, творческие, они изготовили декорации не только для данной с/р игры, но и для игры «В космосе далеком» (ракета), атрибуты для инсценировки сказки «Рукавичка», помогли в организации фотозоны к 1 сентября. В процессе создания данных декораций воспитатели знакомили ребят с профессией «Художник-декоратор».
После знакомства с любой профессией мы подводим детей к пониманию того, что это труд. Для достижения каких-либо результатов необходимо приложить усилия, применить определенные умения и навыки. Любая профессия важна и нужна. И нужно уважать чужой труд и бережно относится к результатам этого труда.
Работа по данному направлению продолжается. Нам предстоит еще немало удивительных открытий в мире профессий (остались неизученные нами: модельер, визажист, фотограф). Но мы уже сейчас видим, что выбранные формы знакомства с профессиями эффективны. Дети замотивированы на получение знаний о новых профессиях, с увлечением примеряют на себя «новые роли», да и родители с азартом подхватывают увлекательные идеи своих педагогов, участвуя в различных мероприятиях.
Главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена только при правильно организованной совместной работе «педагог-ребенок-родитель».
Закончить свое выступления мне бы хотелось словами Василия Александровича Сухомлинского: "Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим".