Педагогическая статья

Тема « Ознокомление дошкольников с окружающим миром

через экспериментирование»

«Опыт всему учитель»– Юлий Цезарь.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире,

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку

захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

Сухомлинский Е.А.

-Аннотация . В статье говорится о значимости детского экспериментирования, как одного из вида деятельности, который является одним из методом ознокомления и познания окружающего мира. Детское эксперементирование имеет большой потенциал, и оно влияет на психическое развитие ребёнка.

«Ознокомление дошкольников с окружающим миром через экспериментирование »

М. Монтессори отмечала: « Если наблюдать за трёхлетним, ребёнком можно увидеть , что он всегда играет с каким нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то , что его неосознанно разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная , могучая сила ведёт ребёнка, и постепенно он овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».

Ребёнок по своей природе исследователь, он с радостью и удовольствием открывает для себя окружающий мир. Для ребенка все впервые : солнце , дождь , страх и радость. Для поддержки стремления ребёнка к экспериментированию педагоги в дошкольных учреждениях создают условия для исследовательской деятельности.

В наше время есть необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы у них позновательный интерес и привели бы их к открытиям. Экспериментальной деятельность у детей относиться к области детской самодеятельностии основывается на их интерсах , а значит личностно ориентированы на каждого ребёнка.

По многолетним исследованиям творческого коллектива специалистов под руководством профессора академика Н. Н . Поддъякова , дали следующие основные положения.

-Детское эксперементирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования , процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самовыражения дошкольников.

-В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний, на получение продуктов детского творчества– новых построек, рисунков, сказок и т. п.

-Детское эксперементирование является стержнем любого процесса детского творчества.

-Деятельность экспериментирования, взятая по всей полноте и универсальности , является хорошим способом функционирования психики.

Главное при применении детского экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования:

-Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

-Развивается и обогащается речь ребёнка, так как ему надо рассказать и проанализировать об увиденное, сформулировать обнаруженные закономерности и сделать свои выводы.

-Происходит накопление фонда умственных приёмов и операций , которые рассматривают как умственные умения .

-Детское эксперементирование важно и для формирования самостоятельности, целепологание, способности преобразовывать какие– либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Дети учиться искать условия решения поставленной задачи, отыскать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования , тем самым открывать новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности детей заключается в том , что в её процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируется к современным условиям жизни. Экспериментальной деятельность способствует развитию таки качеств личности, как самостоятельность, ответственность, толерантность инициативность, настойчивость и целеустремленность.

После трех лет постепенно у ребёнка начинается их интегрирован. Ребёнок переходит в следующий этап – это любопытство, который при правильном воспитании переходит в период любознательности . Именно в этот период экспериментаторская деятельность , становиться самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять эксперементирование, ставить цели , решать задачи, анализировать, подбирать средства и материал для решения задачи , осуществлять эксперемент. Приобретённые навыки требуют систематически целенаправленно работы , педагога направленньй на развитие экспериментальной деятельности детей.

Эксперементы класифицируется по разным принципам

Характер объектов используемых в эксперементе: растения, животные, живая и неживая природа и т. д

Место проведения опытов: лес, участок, лаборатория и т. д

Опыты могут проводиться одним ребёнком или группой детей.

Опыты могут проводить запланированно или случайно .

Могут быть эксперементы длительным, однократно или цыклические, повторные заключительный и итоговые.

Организация экспериментальной деятельности на занятиях по ознокомлению с окружающим миром.

Основная задача занятий по ознокомлению с окружающим миром состоит в том , чтобы сформулировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей деятельности.

Ознокомление с окружающим миром, обеспечивает существенные сдвиги умственного развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определённую целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознокомление дошкольников с окружающим миром, обогащает чувственный опыт ребенка– учит его быть внимательным к тому , что его окружает: смотреть, видеть, слушать, слышать, ощупывать и обязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связанной развитием чувственного познания– ощущений, восприятие, представления.

Заняти по окружающему миру включают в себя:

-Ознокомление с явлениями социальной жизни.

-Ознокомление с предметным миром, созданный человеком.

-Ознокомление с явлениями живой и неживой природ.

Во время занятий дети знакомятся с определённым типом своиств, связей и отношений.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения , здесь есть свои плюсы и минусы. В повседневной жизни дети часто эксперементируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игр, , могут в сильный мороз языком дотронуться до железной детали. Опасность такого экспериментирования заключается в том , что ребенок не знаком с правилами безопасности . Педагог специально организует эксперемент, который безопасен для ребёнка. Сначала дети учиться экспериментировать в специально организованных видах деятельности по руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов вносятся в предметно– простанственную среду группы для самостоятельной деятельности детей, если это безопасно для детей.

Сделаем выводы, что в процессе развития детей дошкольного возраста позновательный интерес выступает в многозначительной роли: как средство живого увлекающего ребёнка обучения, как сильный мотив к интеллектуальной и длительном протеканию позновательной деятельности и как предпосылки формированию готовности личности и непрерывного образованию.

Список литературы:

1.Короткой Н. А . Познователь – исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребёнок в детском саду 3,4 ,5 2003 ,1 2022

2. Гуриненко Н. А Планированием позновательной деятельности со старшими дошкольниками.

3. Марудова .Е. Е Ознокомление дошкольников с окружающим миром (эксперементирование).