* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 11pt;}

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Актуальность: Одной из проблем, развития мелкой моторики в последнее время немало прописано книг и методических пособий. И это не случайно. Мелкая моторика у детей начинает формироваться на первом году жизни и имеет огромное значение в развитие ребенка. Известному педагогу психологу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.

Исходя из этого нами была выбрана данная тема исследования.

Цель исследования: изучение влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Предметом исследования выступают пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Мы предположили, что пальчиковые игры будут являться основой развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, если:

1) воспитателем будут организованы специальные целенаправленные занятия с использованием пальчиковых игр

2) все подобранные занятия будут систематическими. (Гипотеза исследования)

Исходя из поставленной нами цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

Провести анализ учебно-методической литературы по данной теме исследования.

2. Выявить уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

3. Подобрать пальчиковые игры способствующие развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

4. Проверить эффективность подобранных пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) провести анализ научно-методической литературы;

2) педагогическое наблюдение;

3) контрольные испытания (тесты- методики).

Анализ научно-методической литературы позволил нам более глубоко изучить физические и психические процессы ребенка, а так же изучит методику проведения пальчиковых игр.

Педагогическое наблюдение проводилось на занятиях с применением подобранных пальчиковых игр, а так же в процессе самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Контрольные испытания проводились с помощью проведения тестов и методик, выявляющих развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Исследование проводилось в период с 22 апреля – 15 мая 2015 гг. на базе Красноярского края г. Минусинск Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад №19 «Хрусталик» комбинированного вида». В исследовании приняли участие дети подготовительной группы «Рябинка» в количестве 12 человек (6 девочек, 6 мальчиков). Детский сад работает по программе «Детство»

Данная группа занималась на каждом занятии в содержание физминуток мы включали пальчиковые игры, длительность которых не превышала 3 минут. При проведении игр использовали фронтальный метод организации деятельности детей, применяла индивидуальный подход. Пальчиковые игры, которые имели место применению в период исследовательской работы мы сгруппировали по дням и неделям, данный план проведения пальчиковых игр представлен в работе на странице 28 таблица 1. Приведу пример одной из недель 3: в понедельник 5.05.15

Пальчиковая игра

«Упражнения с массажными мячиками»

Цель: развитие мелкой моторики кисти рук.

6.05.15

Пальчиковая игра

« Мышки и часы»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук.

7.05.15

Пальчиковая игра

«Покажи пальцем»

Цель: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Пальчиковая игра

«Бутончик»

Цель: Продолжать учить детей делать "бутончик" ладошками и

Для повышения уровня развития мелкой моторки нами было составлено ежедневное планирование пальчиковых игр влияющих на уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста такие как: «Дикие животные жарких стран», Африка, День Победы, Бойцы молодцы, упражнения с массажными мячиками, Мышка и часы, Бутончик, Пчела. Эти пальчиковые игры мы использовали на занятиях как физминутки, после сна индивидуально с ребенком, а так же со всеми детьми. Данные пальчиковые игры влияют на повышение уровня развития мелкой моторик детей, так как все пальчиковые игры используются для более лучшего формирования мелкой моторики пальцев рук.

В качестве контрольных испытаний мы использовали две методики для определения уровня развития мелкой моторики:

1. «Обследование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», автор Рогов Е.И.

2. «Методика развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», автором которой является Соснин С.П..

Любая из этих методик, отобранных нами для получения сведений о ходе и итогах проводимого нами педагогического исследования, выполнялась в одинаково продуманных условиях и в начале и в конце исследования. Подробно содержание и процедура выполнения методик прописаны в работе в главе 2 стр 29

В результате мы получили следующие данные:

:Обследование мелкой моторики детей дошкольного возраста в начале исследования

Диаграмма 1 Как видно, в начале исследования дети, у которых мелкая моторика развита достаточно хорошо и находится на высоком уровне составили 50%, у которых мелкая моторика развита недостаточно хорошо и находится на среднем уровне – 30%, дети, у которых мелкая моторика развита плохо и находится на низком уровне – 20%. Детей, у которых мелкая моторика сильно отстаёт от возрастной нормы не выявлено.

Диаграмме 2 представлены показатели обследования мелкой моторики детей в конце исследования.

Мы видим, что в конце исследования дети, у которых мелкая моторика развита достаточно хорошо и находится на высоком уровне 50%, дети, у которых мелкая моторика развита недостаточно хорошо и находится на среднем уровне – 40%, дети, у которых мелкая моторика развита плохо и находится на низком уровне – 10%, детей, у которых мелкая моторика сильно отстаёт от возрастной нормы не выявлено.

Диаграмма 3 На следующем слайде для большей наглядности мы отразили уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в начале и конце исследования по первой методике, а также прирост результатов.

Глядя на диаграмму видно, что прирост уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, суммарно в исследуемой группе, составил 70 %.

Диаграмма 4 Уровень развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в начале исследования выглядит следующим образом: дети с высоким уровнем развития мелкой моторики составили 50%, со средним уровнем развития мелкой моторики 70% человек, с низким уровнем развития мелкой моторики - не выявлены.

В результате полученных данных можно сделать вывод, что в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста произошли незначительные изменения. Возможно, незначительность изменений связана с небольшим периодом проведения исследования (4 недели). Однако можно говорить об успешности применения подобранных нами пальчиковых игр для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Необходимо включать воспитателям пальчиковые игры в воспитательно бразовательный процесс детей дошкольного возраста.

Заключение

Проанализировав научно-методическую литературу можно сказать, что с помощью пальчиковых игр ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют доброжелательные взаимоотношения между взрослым и ребёнком. В своей работе я использовала простые пальчиковые игры в качестве разминки для рук во время динамических пауз, а так же включала их в ход занятий. Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики у дошкольников показали, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности дошкольников, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.