ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ПЕТРА I КАК ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЛИФТА В ОБЩЕСТВЕ
ГРИШАЕВА ИРИНА СЕРГЕЕВНА
преподаватель истории и обществознания ГПОУ ТО «Богородицкий политехнический колледж»
THE PATRIOTIC EDUCATION SYSTEM OF PETER THE GREAT AS A PHENOMENON OF THE FORMATION OF A SOCIAL ELEVATOR IN SOCIETY
GRISHAEVA I. S.
Аннотация. В статье раскрывается анализ появления в исторической вехе понятия «патриот», основателем которого был Петр Великий. Приводятся примеры становления данного термина в исследовании источников XVIII и XX-XXI веков для полноты картины исследования. Личный пример Петра I олицетворяет актуальность и необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России.
Ключевые слова: патриот, любовь к Родине, воспитание, образование, социальный лифт, феномен.
Annotation. The article reveals the analysis of the appearance of the concept of "patriot" in the historical milestone, the founder of which was Peter the Great. Examples of the formation of this term in the study of sources of the XVIII and XX-XXI centuries are given to complete the picture of the study. The personal example of Peter the Great embodies the relevance and necessity of patriotic education of the younger generation in modern Russia.
Keywords: patriot, love for the Motherland, upbringing, education, social elevator, phenomenon.
В истории России термин «патриот» появился только в начале XVIII в. в связи с Северной войной в период правления Петра Алексеевича Великого. Об этой войне в своем известном труде - трактате «Рассуждение о причинах Северной войны» в 1716 году рассказал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров, где впервые слово употребил «сын Отечества» как синоним слова «патриот». Проанализировав эту историческую эпоху, можно утверждать, что для петровского времени характерен и рост народного национального самосознания в целом, и государственного начала в нём. Полагаю, что при первом российском императоре патриотизм приобрёл характер государственной идеологии, главным девизом которой стала на тот период формула «Бог, Царь и Отечество». А самого Петра можно считать первым патриотом в современном понимании этого слова. [6, с.109]
Напутствуя воинский состав перед Полтавской битвой, Петр Великий утверждал, что сражаются они за Великое государство, свой род и православную веру. Проанализировав законы Петровкой эпохи, такие как «Артикул воинский», «Морской устав», «Устав ратных и пушечных дел» и «Учреждение к бою», мы видим закрепление патриотизма как нормы поведения (по отношению к воину). Впоследствии великий русский полководец А. В. Суворов использовал в своем диалекте в этом же значении термин «отечественник».[10, с.46]
Безусловно, необходимо упомянуть о становлении системы воспитания в кадетских корпусах, где царила атмосфера товарищества и сплочённости. Простота обстановки и нередко суровый быт кадетской жизни формировали характер, чувство чести и долга, преданности Родине, готовности её защищать вплоть до самопожертвования. Воспитание верности престолу – императору, служение Отечеству, подчинение личных интересов интересам государства, отношение к службе государству и обществу не как к средству, а как к благороднейшей цели своей жизни, готовности ею пожертвовать во имя Царя и Отечества – вот что определяло сущность патриотизма в кадетских корпусах.
В эпоху правления Петра I начали формироваться новые идеологические ориентиры в общественной жизни: издание первой печатной газеты «Ведомости» в 1703 году, открытие Общественной библиотеки в 1714 году, введение обучения иностранным языкам, обучение этикету, знакомство с западноевропейской модой. Все это, безусловно, повлияло на жизнь и сознание граждан. Познание «чужого» не могло не повлиять на изменение подходов к воспитанию и обучению молодежи.
В допетровские времена определяющим социальный статус было происхождение, а не личностные качества и образование. Петр Великий свел к нулю практику распределения постов на основании родовитости. Получение образования стало обязательным условием успешной карьеры. При первом русском императоре молодёжь едет учиться за границу с целью получить образование, вернуться в Россию и послужить Родине. Именно вернуться и послужить Отечеству.
Большой успех реформ и укрепление государственности Петр связывал с изменением традиционных взглядов на воспитание. Подготовку детей к получению профессии и служение отечеству Петр Первый считал первостепенной задачей семейного воспитания как основного социального института. Формируется новая модель человека и гражданина, который готов и способен служить отечеству. Для решения поставленных задач активно развивается светское образование. Его идеи заимствованы из западных стран, где снижено влияние церкви на нравственные идеалы общества, и в то же время государство, как аппарат общественной жизни, влияет на методы и цели воспитания. Таким образом, можно говорить о новой концепции семейного воспитания, которая направлена на формирование личности, ставящей свое общественное предназначение выше личных интересов. Предполагается, что новая государственная идеология воспитания граждан ограничивает интересы родителей, которые не должны противоречить государственным, а государство, в свою очередь, берет на себя функции управления и контроля за тем, какие духовно-нравственные ориентиры и жизненные стратегии закладывает в подрастающее поколение семья. Необходимо отметить, что Петр Первый и его сторонники не ставили своей задачей навязать европейские семейные ценности, не разрушали традиций, а наоборот, пытались интегрировать их с традиционными, исторически сложившимися устоями русского народа. [1]
В качестве примера можно привести сочинение одного из сподвижников царя Федора Степановича Салтыкова «Пропозиции», в котором государственный деятель изложил план развития Русии школьного образования для детей дворян, купцов и мещан, тем самым показывая необходимость образования как базовой ценности современного человека. [7, с.15]
В заключительной части «Букваря» Извекова помещено своеобразное «увещевание к родителям о воспитании детей, где автор дает рекомендации отцам и матерям проявлять всяческую заботу об их чадах, любить их и наставлять, ибо и «птицы защищают птенцы своя от всеядия противности». [9, с. 115]
Книга знаменитого соратника Петра I - Феофана Прокоповича « Первое учение отроком» (1720), которая пользовалась колоссальной популярностью на тот момент и не раз переиздавалась, написана по прямому указанию Петра. По словам Прокоповича, царь «начал прилежно рассуждать, как бы установить в России действительное и необходимое правило отроческого воспитания, и обращался к родителям, указывая на необходимость коренного изменения подготовки юношества, подчеркивая особую роль правильного воспитания в раннем возрасте – «каков отрок есть, таков и муж будет». [2, с. 264]
Для олицетворения Петра Великого как государственного деятеля необходимо упомянуть еще одну важнейшую дату - октябрь 1721 года, исторический момент, когда Сенат и Синод в лучших античных трaдициях препoднесли Петрy I титул императорa. В исторических источниках об этом сказано: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены». [8]
4 февраля 1722 года, Петр I ввел Табель о рангах — таблицу, в котрой содержится перечень соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными по 14 классам. Этот документ считают одним из главных в российской истории, ведь он формировал общество до 1917 года и стал первым в России юридически закрепленным социальным лифтом (личные, основанные на природном таланте и счастливом случае «подъемники» существовали всегда) и открывал простолюдинам путь в офицеры, а затем и в дворянское сословие. При этом указ Петра I не разрушал установившуюся систему общества, но давал возможность легально подняться вверх по феодальной лестнице способным и достойным людям незнатных родов. [5]
Табель не только систематизировала государственную и военную службы, но и давала возможность проявить себя всем грамотным людям независимо от их происхождения, за исключением крепостных крестьян.
Историки 20-21 веков: Уткин Анатолий Иванович, Павленко Николай Иванович, Покровский Михаил Николаевич, Аниисимов Евгений Виикторович и Светенко Андрей Сергеевич отметили, что Табель о рангах помогала и делала возможным переменить индивиду свою социальную участь за счет службы. Например, простой солдат за храбрость мог быть произведен в офицеры, а ведь первый же, самый маленький чин в армии — прапорщик — уже давал право на личное дворянство. «Это был просто прекрасный инструмент, чтобы социум изменил свои параметры. Раньше вся эта кадровая, должностная и служебная политика строилась на том, что люди доказывали претензии на должность своим происхождением, званиями и чинами предков, а личные качества, умения и таланты в расчет не принимались».[4]
То есть, «Табель о рангах» несомненно стала своего рода всесословным пряником, вкусить от которого мог практически любой. [5]
Одними из первых, кто воспользовался «социальным лифтом» Петра Великого, «взлетев» по нему на самый верх были А. Д. Меншиков и П.И. Ягужинский, а также сюда отнесем всеми известную династию Демидовых.
Необходимо отметить личный пример Петра I в воспитании русского общества. С XVIII в. стремление правителя посвятить себя Отечеству стало традицией и важным средством патриотического воспитания. Из школьного курса мы помним строки А.С. Пушкина: «То академик, то герой, // То мореплаватель, то плотник, // Он всеобъемлющей душой // На троне вечный был работник». Образ царя-труженика, царя-полководца и царя-просветителя стал примером служения государя Родине и для верховной власти, и для простых людей. Посредством патриотического воспитания Пётр I смог дать ответ на вызовы времени. Православная вера и любовь к Отечеству как духовные стержни укрепили своё положение.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Всё выше сказанное свидетельствует об актуальности и необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения в современной России.
Важность патриотического воспитания в России была актуальна всегда. С 2020 г. в Российской Федерации сделано несколько важнейших шагов, усиливающих патриотическое воспитание в российских школах, ссузах и вузах: приняты поправки к закону «Об образовании в РФ», закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», изменения в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и др. Необходимость поправок была увязана с новой ст. 67.1 Конституции РФ, в которой говорится «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создаёт условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». Таким образом, очень важно понимание того, что патриотизм является фактором развития государственности и фундаментом будущего России.
Список используемой литературы.
Козырев, С. А. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России / С. А. Козырев, В. С.
Олейников // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 1(69). – С. 166-170. – EDN WHSQMT.
Корзо
, М. А.
Катехетические
сочинения Феофана Прокоповича / М. А.
Корзо
// Славянский альманах. – 2014. – Т. 2013. – С. 263-280. – EDN SEHPOB.
Левашов, В. К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В. К. Левашов // Вестник РАН. – 2015. – №2.
ISSN: 0869-5873
Орлов И. Б. Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Центр научной политической мысли и идеологии; Редакционно-издательская группа: С.С.
Сулакшин
(руководитель), В.Э. Багдасарян, В.Н. Лексин. 2014. С. 107-114 109.Издательство: Наука и политика. ISBN: 978-5-906673-09-1
Павлов-
Сильванский
Н.П. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. Опыт изучения русских проектов и неизданные их тексты. СПб
.:
Тип. В.
Киршбаума
, 1897. IV, 141, 86 с.
ББК 63.3(2)511-06
Походная канцелярия вице-канцлера Петра Павловича Шафирова: Новые источники по истории России эпохи Петра
Великого
:В
3 ч. / Изд.
подгот
. Т. А. Базарова, Ю. Б. Фомина; сост., вступ. ст.,
коммент
. Т. А. Базаровой. Ч. II: 1714 год. - 454 с.
ISBN: 9785988460688
Пропозиции Федора Салтыкова: Рукопись из
собрания П.Н. Тиханова. СПб
.:
Общество
любителей древности, 1891. [2], XXVII, [3], 36 с., 2 л. ил. (Памятники древне
й письменности и искусства; 1892
,
вып
. 83).
Российское законодательство X—X
Х
веков. В девяти томах Т. 4. Законодательство периода расцвета абсолютизма
.
/
р
ед.: Маньков А.Г., Под общ. ред.: Чистяков О.И. Издательство:
Юрид
. лит. — М.:
Юрид
. лит. , 1986.
ISBN не
найден
— 512 с.179 181
Серов Дмитрий Олегович. Строители Империи
:
Очерки гос. и
кримин
. деятельности сподвижников Петра I / Д. О. Серов. - Новосибирск
:
Изд-во
Новосиб
. ун-та, 1996. - 262 с. : факс.; 22 см.; ISBN 5-7615-0385-9 (В пер.)
:
Б. ц.
Халий
, И. А. Патриотизм в России: опыт
типологизации
/ И. А.
Халий
// Спасибо прадеду за Победу…
:
Материалы IV этапа мониторинга "Российское студенчество о Великой Отечественной войне" (2005-2010-2015-2020 гг.). – Екатеринбург
:
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. – С. 45-52. – EDN ARHCEI.