«Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами и ремеслами России»
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По своей сути это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края, страны в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В МБДОУ №465 города Новосибирска в старшей дошкольной группе был реализован проект «Народные промыслы и ремесла России». В рамках проекта воспитанники детского сада познакомились с особенностями русского народного костюма, быта, с народным календарем, с русскими фольклорными праздниками «Осенины», с традиционными ремеслами русского народа, с малыми формами устного народного творчества (загадки, потешки, песенки), с играми, хороводами и плясками, а так же сами попробовали быть мастерами и художниками. Тематический материал подбирался с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывали положительные эмоции, на основе которых формировались образные представления, мышление, воображение. Это пробуждало у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей использовались нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
В ходе проекта познакомили дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, и это позволило нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. А ведь, чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.