Патриотическое воспитание обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Колесников А.В., учитель географии

ГБОУ ЛНР Новороссошанская СШ

Закон РФ «Об образовании» ставит перед нами задачу патриотического воспитания учащихся. Задача трудная, так как современная действительность не всегда является поводом для гордости за свою страну, а люди, окружающие детей, часто безучастные и равнодушные.

Нравственные и патриотические чувства формируются в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Этот процесс проходит не только в семье, в окружении ребёнка, но и в стенах школы. Многовековая история наших народов доказывает, что без патриотизма и нравственных чувств немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского и человеческого долга и уважения к законам. Поэтому от того, что каждый педагог вложит в своих ребят сегодня, зависит завтрашний результат.

Воспитаем патриотов, добрых, здоровых людей, — значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы [2] .

Патриотическое воспитание школьников проходит:

- в процессе обучения;

- во внеурочной деятельности;

- во внешкольной деятельности.

Воспитание в процессе обучения происходит на уроке, который был и остаётся главной формой учебно-воспитательного процесса. И здесь, среди важнейших школьных дисциплин, которые могут показать величие страны, можно выделить географию [1] .

География соединила в себе естественные и общественные науки и изучает взаимодействие общества и природной среды. Дети должны гордиться своей страной и содержание предмета позволяет показать величие природы России, знакомит их с героями своей страны, с её великой историей. В процессе изучения курса географии возможно патриотическое воспитание.

В целях осуществления патриотического воспитания решаются задачи: - раскрытие разнообразия и богатства природы РФ,

- воспитание бережного отношения к природе страны,

- знакомство с отечественными учёными, путешественниками, их самоотверженным трудом на благо Отечества,

- развитие любви и уважения к своему народу, традициям и культуре.

На уроках физической географии 6 класса мы ежегодно ведём свои наблюдения за погодой, сравниваем погоду нашей местности прошлых лет, это ребятам интереснее, чем пользоваться готовыми данными другой территории.

При изучении темы «План и карта» предлагаю задания на определение расстояния от С.-Петербурга до мыса Дежнёва, а затем определить, за какое время можно преодолеть это расстояние и сравнить с расстоянием до Воронежа. Ребята осознают, как же велика наша страна.

Изучая тему «Литосфера» обязательно подчёркиваю исключительное богатство России полезными ископаемыми, на практической работе мы рассматриваем полезные ископаемые своей местности.

О милосердии и отзывчивости рассказываю в теме «Землетрясения», о том, что наши люди всегда придут на помощь в трудную минуту. В курсе «географии материков и океанов» 7 класса возможности воспитания патриотизма есть в темах «История открытия и исследования материков», где показана роль наших выдающихся путешественников, исследователей Ф. Ф. Белинсгаузена, М. П. Лазарева, В.Беринга, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. И. Вавилова, Н. М. Пржевальского, которые беззаветно и преданно служили своей стране.

При изучении материка Евразия на карте дети видят географические объекты, названные в честь русских мореплавателей, путешественников, исследователей и слышат рассказы об этих мужественных, самоотверженных людях.

Каждая тема курса «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класса носит воспитательный характер. «Россия на карте мира» показывает в сравнении с другими странами и даже материками, площадь страны и как не возникнуть чувству гордости за огромные просторы своей Родины!? Изучая границы, обязательно говорю о долге защищать их. Предлагаю изучить на карте их ландшафты с точки зрения пограничника, и учащиеся отмечают, как трудно патрулировать рубежи Родины в горах, в океане, в суровом климате, понимают, насколько это тяжело, значит служить идут люди мужественные, подготовленные профессионально и эта служба достойна мужчин.

Гордость за уникальную природу своей родины вызывают уроки о могучих реках России, об озере Байкал, о крупнейших равнинах мира, расположенных в нашей стране. В этом курсе рассматриваются вопросы сохранения окружающей среды, рационального природопользования [3].

На этих уроках мы говорим о личной ответственности каждого из нас за чистоту своего дома, о практическом участии ребят в охране природы. В теме «Численность населения», рассказывая о потерях населения, говорим о тяжёлых для страны голодных годах, когда помогали выживать милосердие и сострадание людей, которые делились друг с другом последним.

В теме «Этнический состав населения», изучая многонациональный состав населения страны, о терпимом отношении к другим религиям, традициям, привожу пример участия всех народов в Великой Отечественной войне, где они проявили мужество и победили, а затем все вместе восстанавливали разрушенную страну.

Очень важным условием нравственно-патриотического воспитания учащихся является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Поэтому в теме обязательно рассматривается демографическая ситуация в семье учащегося. Большие возможности воспитания патриотизма даёт краеведение. На уроках мы ближе узнаём природу своего края, а в конце изучения я провожу урок-игру, на котором предлагаю ребятам составить проект туристического маршрута по республике. Вот тут они начинают спорить, куда же пригласить туристов и называют множество достопримечательных, на их взгляд, мест!

Наш предмет позволяет воспитывать патриотизм не только на уроках, но и во внеурочное время.

Воспитанию патриотизма способствует внеурочная краеведческая работа. Мы изучаем птиц нашего села, степень загрязнения реки в пределах села, степень заражения деревьев грибами-трутовиками, проводим мониторинг использования новогодних ёлок жителями села.

Мы считаем практическое участие в деле охраны природы своего села самым результативным методом воспитания.

Важно, чтобы патриотизм был конкретен, направлен на конкретные дела и поступки. Работа в данном направлении включает следующее:

- помощь ветеранам войны и труда.

- работа краеведческого клуба (поиск исторических сведений о родном крае, составление истории села, сбор воспоминаний старожилов, сбор экспонатов для музея).

- проведение встреч с ветеранами и их родственниками.

- уход за памятниками.

Наша школа сельская и детям легче изучать природу в непосредственной близости к ней. По пути в школу они проходят вдоль реки и оврага, идут по лугу или по роще, встречают не только синичек, но и диких уток. И общение здесь тесное- все знают друг друга, соседи- почти родственники. Дома дети участвуют в работе на приусадебных участках, ухаживают за домашними животными.

Поэтому и в сельской школе нужно прилагать много усилий для воспитания духовности, любви к Родине, уважения к окружающим, чтобы перерастало это в благородное служение Отечеству, своим близким.

Литература:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 29 с.

2. Мусина, В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-мето-дическое пособие / В. Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.

3.Кабернюк, Т. П. Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности / Т. П. Кабернюк. // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 169-171. — (дата обращения: 21.11.2024).