Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами хорового пения.
Шестакова Ольга Анатольевна
Педагог дополнительного образования ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
М. Матусовский
Проблема патриотического воспитания является одной из самых актуальных в жизни нашего общества. Ученные разных направлений и отраслей научного знания по-разному подходят к ее изучению и решению, предлагая определенные подходы и методики с целью формирования патриотических установок у молодого поколения. Песенно-хоровое искусство является сильнейшим потенциалом патриотического воспитания, по-скольку оно выступает неотъемлемой частью культурно – исторического наследия общества, приобщение к которому необходимо для формирования любви к своему Отечеству.
К вопросу о значении хорового пения и хорового искусства в целом в воспитании духовно – богатой личности обращались многие выдающиеся педагоги, музыканты, ученые ( Д.Локшин, В.Соколов, А.Свешников и др.).
Хоровое пение – наиболее эффективная доступная и действенная форма музыкального воспитания. Воспитательные возможности хорового пения огромны. Именно в песенно-хоровом произведении , как ни в каком другом произведении литературы искусства, органично сочетаются эмоциональные переживания, навеваемые музыкой, осмысление нравственных понятий, вызываемые содержанием поэтического текста. Передавая образ песни, ее содержание собственными впечатлениями о жизни, учащихся захватывает возможность коллективно выразить чувства и настроения песни, ее основную идею. Успех патриотического воспитания, и воспитания в целом, в хоровом классе во многом зависит от репертуара хора. Поэтому произведения разучиваемые на занятиях являются определенным фактором в практике патриотического воспитания детей.
Репертуар – это творческое лицо коллектива, являющееся идейно -содержательным и ценным в художественном отношении, отвечающее требованиям учебной программы, требованиям мероприятий в которых хоровой коллектив принимает участие. Принцип подбора репертуара – единство воспитания и обучения. Хоровой репертуар должен содействовать не только приобретению музыкальных навыков и умений, сколько общему художественному развитию, эмоциональному обогащению, пробуждению художественного мышления, содействовать патриотическому воспитанию участников хора, а так же слушателей. Выяснив и изучив сущность содержания понятия «патриотизм» мы определяем круг хоровых произведений, исполнение которых способствует воспитанию у учащихся такого благородного чувства, как патриотизм. Исходя из жанрового разнообразия полноценный репертуар включает в себя героические, патриотические, духовные, а также произведения русского фольклора.
Каждый гражданин, патриот своей Родины обязательно должен знать государственную символику, т.е. , как выглядит флаг, герб и конечно же знать гимн своей страны - главную государственную песню, в которой отражены патриотизм и народная любовь. Слова – величавые, музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, передает твердость, оптимизм, свойственные государственной песни, а также присущую русской музыкальной культуре распевность.
Преданность и любовь к своему отечеству можно воспитать, используя в репертуаре песни о войне и произведения военных лет, ведь их патриотическая ценность огромна. Авторы этих песен сумели правдиво выразить чувства и мысли людей, стойкость, мужество, беззаветную преданность Родине. Их песни, в свое время, стали могучей силой в жизни народа и армии. Образы людей, совершающих подвиги, по - настоящему героические поступки, так ярки и убедительны, что могут стать положительным примером. Песни военной поры – это легендарная, героическая страница культурно – исторического наследия нашего народа, летопись истории нашей Родины. Авторами были как уже известные композиторы – песенники – Матвей Блантер, Исаак Дунаевский, Александр Александров, Владимир Захаров, Константин Листов, так и представители более молодого поколения – Василий Соловьев – Седой, Анатолий Новиков, Борис Мокроусов, Никита Богословский и др. Молодое поколение должно быть знакомо с огромным пластом песенного материала, отразившим в себе всю историю нашей страны ( «Священная война», «Вечер на рейде», «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек» , « Дороги» , «День Победы» и др.). Задача хормейстера пробудить эмоциональный и эстетический отклик, а также вызвать потребность у учащихся стать «носителями» этих песен и передавать их по наследству.
Алгоритм занятий хора включает в себя следующие этапы:
. слушание песни и первые впечатления от прослушанного
. знакомство с авторами и историей создания песни, с видами и формами популяризации патриотической песни
. исполнительство
. рефлексия
Особое внимание к слову, первостепенная роль поэтического текста в его синтезе с мелодией – все это вызывает эмоционально – действенный отклик учащихся.
Особую специфику имеет работа с хорами профильных учебных заведений ( «Кадетские школы», «Лицей Государственной службы и правоохранительных органов» г. Самары). Задача хоровых занятий дополнять и расширять гражданско – патриотическое воспитание учащихся. Дети приобретают опыт хорового пения (дирижерский жест, пение по голосам, вокальные навыки ) знакомятся с песенным материалом целевой направленности. Огромное воспитательное значение имеют выступления хора перед Ветеранами, участие в концертах посвященных воинским датам и т.п. мероприятиям. Ни одна самая эмоциональная беседа руководителя хора с учащимися не заменит восторженных и благодарных лиц ветеранов и слушателей выступлений хора. Задача хормейстера – заинтересовать и вовлечь детей в творческий процесс, в конечном итоге увидеть результат, то есть концертное исполнение. Участие в конкурсах, творческих соревнованиях стимулирует и вырабатывает дух сплоченности коллектива и движение к достижению более высоких целей. Подбор правильного репертуара, освоение вокально хоровых навыков, воспитание эстетического вкуса – основные опорные точки в работе хормейстера. Учитывая возрастные особенности учащихся (10-11кл.) можно использовать самый широкий спектр музыкального материала от песенной классики до современных рок – сочинений, несущих любовь к Родине, к Родной земле.
Руководителю хора нужно знать, что гражданско – патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать ценностные ориентации, качества, нормы поведения патриота и гражданина России.
Библиографический список
Свешников А.В. Хоровое пение – искусство истинно народное. М.,1962
Аронов А.А. Воспитывать патриотов
М.1989
Асафьев Б.В. О хоровом искусстве М.1980
Дюкарев
Р.С. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ПЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.