Психолог-педагог в системе образования Психолог в системе образования Обычно психологу приходится осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: психодиагностическому, психокоррекционному, психопрофилактическому, методическому. Он выявляет индивидуальные особенности учащихся и условия образовательной среды в целом, предупреждает и устраняет факторы риска, отрицательно влияющие на обучение и воспитание, содействует повышению уровня психологической культуры участников образовательного процесса. Задачи, стратегии и направления работы психолога конкретизируются с учетом специфики образовательного учреждения, научных и практических интересов самого специалиста и запросов его клиентов. Для каждой специальности в системе образования разработаны нормативные, юридически действенные должностные обязанности и полномочия, предусмотрены варианты оформления служебной документации, сформированы требования к распределению рабочего времени, установлены нормативы оплаты труда. Молодому специалисту важно помнить, что высокий уровень профессионализма предполагает как собственно профессиональную компетентность, так и соблюдение установленных нормативных требований. Работа психолога в системе образования предъявляет некоторые требования к личности специалиста. Важнейшими личностными качествами здесь являются высокий уровень эмоциональной устойчивости, терпимость и терпение, уравновешенность, доброжелательность, работоспособность и ответственность. Адаптация в педагогическом коллективе зачастую связана с необходимостью особой социальной компетентности и чуткости специалиста.[, 154] Психолог в детском саду Значимость работы психолога с детьми дошкольного и младшего возраста определяется необходимостью своевременного обеспечения их полноценного психического развития за счет максимального использования возможностей каждого возрастного этапа. Для достижения этой цели должны быть предусмотрены и реализованы следующие задачи: - выявление и изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка; - создание и поддержание в детском учреждении благоприятного развития его воспитанников психологического климата; - оказание своевременной психологической помощи как детям и их родителям, так и воспитателям и другим работникам. В сферу деятельности психолога в детском саду входит тот же круг обязанностей, что и в других образовательных учреждениях. Психолог осуществляет диагностическую деятельность. Важнейшим методом диагностической работы психолога в детском саду является наблюдение. Развивающая и коррекционная формы работы реализуются на индивидуальных и групповых занятиях и предполагают стимуляцию развития способностей детей. Одно из важнейших направлений – формирование психологической готовности к школе. Консультативная направленность деятельности психолога в детском саду имеет в виду прежде всего взаимодействие с воспитателями и родителями и связана с поддержкой и помощью им в коррекционно-развивающей работе, общая цель которой – повышение возможностей развития интеллектуальных и социальных качеств ребенка. Психологическое просвещение предусматривает повышение уровня психологической культуры родителей и воспитателей, а также администрации учреждения, создание у взрослых мотивации к применению психологических знаний в реальном взаимодействии с детьми с целью полноценного и разностороннего их развития. Действия психолога детского сада по психологической профилактике сосредоточены на задаче своевременного выявления и коррекции неблагополучий в развитии ребенка, на обнаружении и устранении факторов риска для обеспечения нормального личностного становления дошкольников. Методическая работа психолога предполагает выполнение нормативных требований по ведению документации, по квалифицированному оформлению и анализу данных проводимых наблюдений и исследований, предусматривает его самообразование и профессиональное совершенствование. Для психолога, работающего в детском саду, важными профессиональными качествами являются высокая ответственность, эмоциональная устойчивость, работоспособность, терпимость, безусловно – доброжелательность. Школьный психолог Психологическая служба как организационная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. В нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба. Стратегической целью школьного психолога является контроль за психическим развитием учащихся, своевременное выявление и коррекция их психологических трудностей, а также обеспечение наиболее благоприятных условий для реализации каждым учащимся интеллектуального и личностного потенциала. Эта цель включает следующие задачи: - участие в совместной работе администрации и педагогического коллектива школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и благополучия всех участников образовательного процесса; - содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для освоения ими будущих профессий, для профессионального роста и достижения успеха в жизни; - оказание помощи учащимся в определении своих возможностей исходя из их способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; - совместная с педагогами деятельность по воспитанию учащихся, формированию у них жизненно важных нравственных принципов – ответственности и уверенности в себе, стремления к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод других личностей, чувства взаимопомощи, толерантности, милосердия. Обозначение работы реализуется через различные формы и направления деятельности, соответствующие основным обязанностям школьного психолога. Психологическая диагностика предусматривает проведение групповых и индивидуальных обследований, направленных на изучение особенностей личности участников образовательного процесса, своеобразия взаимоотношений и взаимодействия внутри школьных коллективов. Результаты психологической диагностики используются при разработке рекомендаций для педагогов и администрации, родителей и учащихся; служат основанием при выявлении учащихся ?групп риска?, учитываются при построении планов работы самого психолога. По итогам психологической диагностики формируются конкретизированные рекомендации об обучении и воспитании того или иного ребенка, о модификации образовательных стратегий и методических приемов учебной работы. Психологическая коррекция осуществляется по отношению к учащимся, для которых характерно выраженное психологическое неблагополучие в обучении или поведении. Коррекционная работа всегда индивидуализирована, т.е. предполагает личностно ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности конкретного ученика, направленный на преодоление нежелательных психологических особенностей и формирование умений, навыков и способностей, предусмотренных образовательным процессом. Психологическое консультирование участников представляет собой очень важный вид деятельности психолога, благодаря которому в индивидуальном взаимодействии достигается активизация внутренних ресурсов личности клиента для самостоятельного преодоления им сложившихся у него психологических трудностей. Если речь идет о консультировании учащегося, психолог, учитывая его психологические особенности и ситуацию его социального развития, содействует преобразованию условий его обучения и воспитания, направленному на повышение уровня его адаптации в школе, в семье, в коллективе класса. При этом психолог никогда не решает проблему за самого клиента, будь то школьник или кто-либо другой, обратившийся за помощью. Он лишь мобилизует его индивидуальные способности для осознанного преодоления возникающих проблем и зрелого саморазвития личности. Психологическое просвещение участников образовательного процесса пронизывает все формы работы школьного психолога. Освещая основные психологические закономерности развития отдельных личностей и коллектива, психолог демонстрирует и раскрывает информацию таким образом, чтобы формировать у слушателей мотивацию на сознательное ее применение в реальной деятельности, во взаимодействии с людьми и, главное, в интересах саморазвития. Методическая работа составляет важную сторону деятельности психолога в школе. Это прежде всего предполагает активное самосовершенствование специалиста по существенным для образования и конкретного учебного заведения вопросам, аналитическую работу с материалами психологического анализа событийной жизни образовательного учреждения и постоянное углубление профессиональных знаний. Важной стороной этой работы является грамотное, квалифицированное ведение исследовательской и служебной документации. Деятельность школьного психолога требует высокой профессиональной мотивации и мастерства обширных теоретических, практически применимых знаний, навыков общения и взаимодействия с разными людьми, ответственности, дисциплинированности, личностной зрелости. Наиболее часто визит к психологу инициируют родители и учителя с определёнными проблемами в поведении ребёнка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, поведении, здоровье и т.д.). Получив консультацию квалифицированного психолога-практика, педагоги и родители далее самостоятельно взаимодействуют с ребёнком, корректируя его развитие. 1.4. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении Психолог в образовательном учреждении – явление все еще новое и непривычное. Не все педагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога. Взаимное понимание зависит прежде всего от самого психолога, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения, благожелательности спокойствия, тактичного отношения ко всем. Первый период работы практического психолога можно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники – к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование приходит в школу и все равно начинает новую деятельность. Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний и прочее. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Содержательную работу лучше содержать с проблемных детей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем, в которых психолог наиболее компетентен. Психологу необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, даже если на этом настаивает администрация. С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в детском учреждении. 1.5. Основные этические требования к работе психологов Существует ряд положений, являющихся универсальными для всех видов и сфер деятельности психолога, которые отражены в этических кодексах психологов разных стран. Главный этический принцип в работе психологов состоит в том, что их действия не должны наносить вред человеку. Важным условием соблюдения принципа ?не навреди? служит компетентность психолога. Психолог отвечает за результаты своих действий – правильное применение методов исследования и обработки данных, достоверность выводов и полезность рекомендаций. Этические кодексы требуют от психолога, чтобы он был в курсе современных достижений в своей области, но в работе пользовался только хорошо зарекомендовавшими себя и освоенными им самим методами и не брался за решение проблем, в которых он не чувствует себя компетентным. Непременным условием соблюдения принципа ?не навреди? в работе психолога является конфиденциальность – соблюдение профессиональной тайны. Не должна разглашаться не только информация, полученная в ходе психологического обследования, но и сам факт обращения к психологу. Если психолог хочет навести справки о клиенте, посоветоваться о нем с кем-то другим или сделать магнитофонную запись либо видеозапись беседы, он обязан получить на это его согласие. Запрещается публиковать данные, по которым личность испытуемого может быть опознана, установлена. Администрация организации, в которой работает психолог, имеет право знать, чем он занимается. Но информация, предоставляемая руководству, должна иметь самый общий характер. Еще одно условие не нанесения вреда человеку в процессе психологической работы – правильная осведомленность клиента о ее целях и особенностях. 1.6. Задачи и функции дошкольного Практического психолога Психолог в детском саду – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребенку. Основные функции психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Работа психолога в детском саду включает, во-первых, участие в педагогическом процессе в целом, его анализ и психологизацию, организацию взаимодействия взрослых и детей; и, во-вторых, индивидуальную работу с детьми, направленную на профилактику отклонений в развитии. К первому пункту относится психологическое просвещение персонала детского сада и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, наиболее типичных трудностях в интеллектуальном и эмоциональном развитии, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общения детей разного возраста между собой и т.п. Второй пункт значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определения особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умственного развития и индивидуальных психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференцированного подхода при обучении и воспитании, выработке рекомендаций для воспитателей и родителей.[,3] Кроме того, выделяется коррекционная работа психолога по предотвращению интеллектуальных и эмоциональных отклонений в развитии детей, а если необходимо – их устранении. Однако психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующим специалистам – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений. Начиная работу в детском учреждении, психолог должен прежде всего познакомить педагогический коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать и в какой помощи нуждается сам для успешной работы. При этом важно учитывать, что среди населения бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывают психологу функции психиатра, психотерапевта, а порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому необходимо объяснить, что детская психология занимается, прежде всего, изучением закономерностей развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, предотвратить и, насколько возможно, исправить возникшие отклонения. Такая работа возможна лишь при взаимном понимании, тесном общении психолога и окружающих взрослых с ребенком.[,4] Список используемой литературы Психолог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[В.А.Фокин, Т.М. Буякас, О.Н. Родина и др.]; под ред. Е.А. Климова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр ?Академия?, 2008. – 208с. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство ?ГНОМиД?, 2002 Педагог-психолог в ДОУ: ответ коллеге. - ?Ребенок в детском саду? №2, 2010. – 86с. Психолог в образовании. - ?Ребенок в детском саду? №6, 2009. – 6с. http://www.allbest.ru/ HYPER13PAGE HYPER15 11
Педагог-психолог в системе образования