ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ МАТЕРИАЛОМ»

Автор:

Буравлева Ирина Михайловна, старший воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 440»

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Д.Дидро

ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с технологией продуктивного чтения, как средства формирования основ читательской грамотности.

Задачи:

дать понятие

«технология продуктивного чтения»

, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

дать рекомендации педагогам по использованию

технологии в воспитательно-образовательном процессе

активизировать деятельность педагогов по использованию технологи

и

в работе с детьми в речевом развитии.

Планируемый результат:

Освоение педагогами технологии продуктивного чтения, мотивация коллектива на системное использование данной технологии в работе с детьми, способствующей формированию у них читательской и коммуникативной компетенции.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Рефлексия для педагогов в начале мероприятия «Чемодан, мясорубка, корзина».

Присутствующим предлагается выбрать одну из трёх картинок на которых изображены - чемодан, мясорубка, корзин, отображающие отношение педагогов к информации, полученной в ходе мероприятия.

Чемодан – информация, которая пригодится в дальнейшем, то, что возьму с собой.

Мясорубка – всё обдумаю, переработаю информацию.

Корзина – выброшу, это мне не нужно.

Уважаемые коллеги, нашу встречу мне хочется начать с притчи:

Когда-то у одного великого учителя было много учеников. Один из них как-то подошел к нему с вопросом: «Для чего я читаю? Ведь большую часть из того, что я прочел, я попросту забыл».

Учитель в тот момент ничего не ответил своему ученику. Но спустя несколько дней он вручил ему очень грязное сито и попросил принести в нем воды из протекавшей неподалеку реки. Ученику эта мысль не понравилась, но он не посмел сказать об этом учителю. А потому отправился выполнять поручение. Понятно, что у юноши ничего не получилось: он набирал в сито воду, но уже через несколько шагов обнаруживал, что она вся вытекла. В конце дня ученик пришел к своему учителю и сказал, что он не смог выполнить задание.

Однако учитель не был так категоричен. Он улыбнулся и попросил молодого человека внимательно посмотреть на сито: оно очистилось от грязи и выглядело как новое. Это случилось благодаря тому, что юноша в течение всего дня, несмотря ни на что, старался выполнить задание.

Затем учитель дал ответ на вопрос по поводу книг: в прошлый раз ты спросил меня, какова цель чтения, если ты не помнишь, что читаешь. Теперь посмотри на сито. Сито - это разум. Вода - знание. Река - книга. Даже если ты не помнишь все, о чем прочитал, ничего страшного! Ведь чтение делает ум острым.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Как вы думаете, о чём сегодня мы будем размышлять и над чем работать? (ответы-размышления педагогов)

Действительно, сегодня мы будем говорить о речевом развитии дошкольников, о формировании основ читательской грамотности. У вас может возникнуть вопрос: «Почему мы выбрали данное направление?»

Ответ прост - значимость речевого развития дошкольников подтверждается ФГОС ДО, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие», включающая 7 компонентов:

овладение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Я не открою вам секрет, сказав, что развитие речи дошкольников в век компьютерных технологий становится все более актуальной проблемой. Родители стали меньше читать художественную литературу детям, а это, на наш взгляд, создает прямую угрозу развитию языковой культуры. Отсюда возрастает огромная ответственность и значимость работы педагогов-дошкольников, направленная на формирование грамотной речи и основ читательской грамотности у подрастающего поколения.

Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого условия, т. е. речевую развивающую среду. Что это такое? (ответы педагогов)

Это не только предметное окружение, но и роль взрослого в организации воздействия на становление различной стороны речи дошкольника. Но, а помогут в этом методические средства. Какие? (ответы педагогов)

общение взрослых и детей, формирование коммуникативных навыков;

культурная языковая среда, речь

педагога

;

обучение на занятиях;

художественная литература, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр)

;

современные технологии и методы.

Сейчас я предлагаю вам вспомнить что такое «читательская грамотность» и как она связана с речевым развитием детей? (ответы педагогов)

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Основы читательской грамотности в младшем дошкольном возрасте закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем).

Как правило старшие дошкольники на этапе перехода в школу умеют читать. Но, к сожалению, научиться читать знаки с определенной скоростью, ещё не всё. Ка к говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и ка к понимать прочитанное вот в че м главное». Исходя из этого, задача ДОУ – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Недооценка или игнорирование данного направления деятельности на уровне дошкольного образования нередко приводит к тому, что ребёнок на этапе поступления в школу умеет читать, но не умеющий запомнить, истолковать, объяснить и пересказать прочитанный текст

Компоненты читательской грамотности:

нахождение и извлечение информации;

интегрирование и интерпретирование информации;

осмысление и оценивание информации, то есть способность понимать, использовать и анализировать.

Для углубления понимания художественного текста дошкольниками применяются различные технологии, методы и формы. Перечислите мне их пожалуйста (ответы педагогов) (беседа, повтор, вопросы, рассматривание иллюстраций и пр.)

Сегодня мы хотим познакомить вас с образовательной технологией, которая обеспечивает активную читательскую позицию, как к тексту, так и к автору и полноценное восприятие и понимание текста ребёнком. Это - технология продуктивного чтения.

Данную технологию разработала Наталья Николаевна Светловская (кандидат филологических наук, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, профессор), а адаптировала Ольга Васильевна Чиндилова (доктор педагогических наук, профессор кафедры НиДО АПКиППРО, Заслуженный учитель РФ, автор (в соавторстве) учебников по литературе и русскому языку, а также пособий для дошкольников, методических рекомендаций, тетрадей по литературе и литературному чтению).

Что такое технология и как она работает? (ответы педагогов) (технология – это последовательность этапов работы).

Что значит продуктивное чтение? (ответы педагогов) (продуктивное – от слова «продукт»).

Что может быть продуктом чтения? (ответы педагогов) (результат)

А какой результат может быть по окончании чтения текста? (ответы педагогов) (понимание, объяснение, комментирование смысла прочитанного).

Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Но не только это. Понимание невозможно без другого результата чтения - восприятия прочитанного текста. Восприятие – это включение человека в чтение. При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.

Продуктивным чтением также является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведётся перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.

Данная технология предполагает несколько этапов работы с текстом.

Работа с текстом до чтения.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Дети

могут по

листа

ть

,

рассмотр

еть

книгу,

иллюстраци

и,

зада

ть

вопросы взрослому; затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

Взрослый может задать детям вопрос в отношении автора книги, по названию произведения или по какому-то понятию, которое будет встречаться в тексте

.

II. Работа с текстом во время чтения.

Читайте текст медленно, используя выразительные средства.

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения:

диалог

-

э

то вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения,

например,

«

Чем

это можно объяснить?»

,

«

Что из этого следует?

»

,

«

Что сейчас случится?

»

,

«Почему именно так?»

,

«

Для чего?

»

,

«

Кто такой?

»

. В процессе чтения –

слушания эти вопросы задает взрослый. Вопросы предполагают появление ответов-предположений и проверку п

о ходу дальнейшего чтения;

чтение с остановками

непременное условие для работы – повествовательный текст в котором нужно найти оптимальный момент для остановки. Э

ти остановки своеобразные «шторы»: по одну сторону находится педагог, который владеет известной

информацией, а по другую – ребёнок, который не знает, что будет дальше, но, его размышления могут повлиять на дальнейшую оценку событий;

комментированное чтение

-

это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того, чтобы обеспечить "погружение" в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только тогда эта р

абота становится мотивированной;

словарная работа

 

- комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, каки

е слова нуждаются в толковании.

III. Работа с текстом после чтения.

Обсуждение

:

педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Вопросы к детям:

Назовите главных героев рассказа?

Кто из них вам больше понравился? Почему?

Как чувствовал себя герой?

А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть?

Краткий пересказ текста

.

Если

детям

трудно

справиться с этим заданием

, можно

помочь им сформулировать мысль с использованием игры «Правда – неправда», «Дополни предложение», «Вставь нужное слов» и т.д.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям

.

Как бы вы сейчас назвали рассказ?

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

Воспроизвед

ение

прочитанно

го

с помощью специальных заданий.

обсуждение

;

составление синквейна

;

в

оспроизведение

:

р

азыгрывание произведения с помощью пальцев,

и

нсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор.

н

арисуй

обложку

;

викторины

;

«Меняем сюжет» (время года, страну, волшебный предмет)

, рассказ по схемам, мнемотаблицам,

п

ридумай другой конец произведения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Присутствующим педагогам предлагается на время перевоплотиться в детей, чтобы на практике посмотреть, как работает технология.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами прочтём очень интересный рассказ Виктора Астафьева, который называется «Белогрудка». Подумайте внимательно и скажите, какое животное вы назвали бы Белогрудка? (ответы детей). А кто хочет описать свою Белогрудку? Какая она? (ответы детей).

У вас у всех прекрасные Белогрудки! А хотели бы вы узнать, о той самой Белогрудке, о которой написал Виктор Астафьев? (ответы детей).

Чтение первой части рассказа.

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти и не суются туда.

Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.

Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду, неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета металась она возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли котятки.

Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Как вы думаете, как отреагировали мальчишки на совет охотника? (ответы детей).

Чтение второй части рассказа

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

— Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили на огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

— Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Ребята, какие чувства у вас возникают к Белогрудке? И почему? Вспомните и опишите, как вела себя куница и почему? (ответы детей).

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

А сейчас я предлагаю вам придумать собственную версию окончания рассказа. Подумайте и расскажите, что случилось с Белогрудкой? (ответы детей).

Чтение авторской концовки рассказа.

Пришёл хозяин, он был охотник, и, когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с большим гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Ребята, а сейчас я предлагаю вам выразить свои чувства, выбрав цветной лепесток и рассказать нам почему вы выбрали именно его? (ответы детей).

А если бы у вас была возможность, что бы вы изменили в рассказе? (ответы детей).

В дальнейшем можно продолжить работу с текстом, используя мнемотаблицы, карты Проппа; на занятиях по изобразительной деятельности можно предложить детям нарисовать обложку.

В заключении хочется сделать вывод: технология продуктивного чтения с учетом ее многоэтапности, не настолько сложна, как кажется, но и не настолько проста, чтобы её не стоило изучать, модернизировать и обмениваться опытом ее применения в педагогическом сообществе.

Эффективность данной работы, во многом, за висит от педагога, если он будет заинтересованным и интересным соучастником процесса работы с текстом.

Тогда вы уверенно можете сказать словами И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»