Педагогические условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

 

 

У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка. Наравне с данной проблемой мы рассматриваем и проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Ведь уберечься от опасности может только достаточно сильный и здоровый человек.

Потребность в сохранении здоровья детей есть у родителей, работников детского учреждения, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Но главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Какие же условия должны соблюдать педагоги по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста:

1е условие: необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Создается развивающая среда для воспитания культуры движения, питания, привычки соблюдения санитарногигиенических требований, режима дня.

Безопасная среда: (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).

Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).

Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.

Маркировка постельного белья и полотенец.

Правильное освещение. Соблюдение режима дня.

Мы должны создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

2е условие: оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей в НОД и в свободной деятельности. Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой, а также эмоционально насыщенную психологически комфортную подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож, электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Прогулка. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам, разговор пройдет более продуктивно. Так же, включаем в прогулку подвижные игры и физические упражнения для развития физической выносливости детей.

Игра. В формировании представлений о безопасности и ЗОЖ игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические и подвижные игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд обогащает социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

Изобразительная деятельность, конструирование позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.

Работа с детьми должна проводиться систематически. Обучение безопасному поведению — это работа на много лет. Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка. Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

оздоровительную жизнедеятельность. Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Для этого мы проводим беседы по профилактике травматизма со всеми детьми, заучиваем имя и фамилию свою и своих родителей, домашний адрес. Играем в различные дидактические и подвижные игры. Для реализации разнообразных занятий у нас имеются картотеки подвижных игр, пальчиковой и дыхательной гимнастик, физкультминуток.

3е условие: сотрудничать с родителями. Так как родители играют важную роль в формировании познавательного интереса ребенка и формировании безопасного поведения в социуме, они должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье. Для этого мы создаем: наглядные пособия, информационные листки, проводятся совместные досуги и спортивные праздники с участием музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Просим родителей участвовать в создании развивающей среды, совместно с детьми создавать познавательные плакаты по безопасности и ЗОЖ. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью.

Для реализации данных условий мы можем использовать самые различные виды деятельности:

Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.

Изучать литературу, посвященную безопасности и здоровому образу жизни детей. Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью,

«бородатые дяди»

или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Чудовище в

«Аленьком цветочке»

оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.

Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что ребенок увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.

Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы

сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении, и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и