УДК 371
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.
Игнатова Надежда Алексеевна
Научный руководитель: Абраменко Ирина Анатольевна,
старший преподаватель
ФГБОУ ВО «ДонГУ», институт педагогики
г. Донецк, ДНР, РФ
Аннотация: В статье раскрыто формирования и развитие изобретательских способностей младших школьников на уроках технологии. Выделены основные требования к условиям формирования изобретательских способностей среди младших школьников. Раскрыты современные требования к урокам технологии. Определены алгоритмы изучения и реализации педагогической проблемы. Раскрыты виды конструирования и его усложнения, направленные на формирование изобретательства.
Ключевые слова: УРОК ТЕХНОЛОГИИ, УСЛОВИЯ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ.
Изобретательская деятельность – это процесс творческого воплощения детских идей в технические решения. Она же является элементом развития созидательной личности в просоциальной деятельности. А также деятельностью, повёрнутой в будущее, как условие создания новой техники и средство обеспечения высокого научно-технического уровня страны. [5]
Начальное образование является этапом развития личности ребенка, когда он более всего расположен к творчеству и изобретательству. Это объясняется тем, что дети в данном возрасте достаточно любопытны, открыты и восприимчивы к чему-то новому.
Уроки технологии и развитие изобретательских способностей у школьников являются связующим звеном между элементами прогрессии развития техники в истории человечества. Назначение изобретателя – быть первопроходцем в той области, которая его интересует. Он первый способен увидеть, осмыслить и решить проблему. И только со временем она становиться понятна всем. При этом важно так организовать уроки технологии, чтобы среди учащихся начальной школы выделился тот будущий гений, которого ждёт весь мир. [2]
Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова,
Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) подчёркивали, что учебная деятельность имеет важное значение для формирования творческого мышления, познавательной активности и накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности у обучающихся. Важно определить на уроках технологии баланс между свободой замыслов и потребностями в инновациях. [1]
Цель исследования: создать педагогические условия, способствующие эффективному формированию изобретательских способностей у младших школьников на уроках технологии
Гипотеза состоит в предположении, что развитие изобретательских способностей у младших школьников будет зависеть от созданных на уроке технологии условий для их формирования.
Объект исследования – процесс формирования изобретательских способностей у младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия.
Программа начального образования направлена на:
развитие личностных
аналитических и поисковых
качеств, интеллекта и творческих способностей;
формирование представлений о взаимодействии человека с природой
и находить в её законах то, что может стать основой для изобретательского творчества
;
воспитание экологического уважительного отношения к природе, труду и культурному наследию
, к
результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
овладение элементарными трудовыми, технико-технологическими и организационно-экономическими знаниями и умениями
.
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных сферах культуры и производства.
Современные требования к урокам технологии акцентируют внимание на уроках-исследованиях. На таких уроках учитель использует этапы, характерные для исследовательской деятельности:
I. Аналитическая стадия: выбор задачи, определение основного звена задачи, выявление решающего противоречия, определение непосредственной причины противоречия.
II. Оперативная стадия: исследование типичных приемов решений (прообразов) в природе и в технике, поиски новых приемов решения путем изменений в пределах системы, во внешней среде; сопредельных системах.
III. Синтетическая стадия: введение функционально обусловленных изменений в систему; введение функционально обусловленных изменений в методы использования системы.
IV. Проверка и оценка сделанного изобретения, его принципа применимости к решению других технических задач.
Для изобретательских умений младших школьников на уроках технологии используются эвристические методы творчества – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений. Логика обучения предполагает переход от работы под контролем учителя к самостоятельной деятельности.
Анализ реальных объектов и выбор материалов закладывает успех в будущую конструкцию школьника.
Наглядность – условие успешного выполнения всех заданий и развития конструкторских умений. [1]
Из классификации выделяются основные виды конструирования:
1) конструирование по образцу (или по предмету);
2) конструирование по модели;
3) конструирование по заданным условиям.
Целесообразно предлагать ученикам разнообразные задания, демонстрирующие разные способы конструкторской деятельности и разные варианты конструкций.
Эффективна для формирования изобретательских способностей такая классификация (Е.А. Пустов и Э.А. Фарапонова) [4]
1) конструирование из готовых элементов, это процесс искусственного сокращения, ведь ученики не получают представления о том, с чего на самом деле начинается работа над конструкцией;
2) конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися;
3) смешанное конструирование. В основном берутся готовые детали, но по необходимости они дополняются деталями собственного изготовления.
Методика развития изобретательских навыков у младших школьников на уроках технологии базируется на овладении ими через понимание самих процессов труда, активной мыслительной и материальной деятельности. Важно установить систематичность и направленность работы учащихся. Обучение должно быть адаптировано к особенностям возраста и психолого-педагогическим характеристикам детей. [4]
Созданные условия для формирования изобретательской способности развивают личность школьника помогает ему стать более самодостаточными и уверенными в себе, расширяет познавательный интерес к технике, способствует ранней профориентации.
Список литературных источников
1. Абовский, Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. – М.: Синтез, 1998. – 312 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2010. – 287 с.
3. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 2012. – 206 с.
4. Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после - 2016 №11.
5. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2017. – № 5.