* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Revision {margin-bottom: 0pt;}

УДК 371

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

Игнатова Надежда Алексеевна

Научный руководитель: Абраменко Ирина Анатольевна,

старший преподаватель

ФГБОУ ВО «ДонГУ», институт педагогики

г. Донецк, ДНР, РФ

Аннотация: В статье раскрыто формирования и развитие изобретательских способностей младших школьников на уроках технологии. Выделены основные требования к условиям формирования изобретательских способностей среди младших школьников. Раскрыты современные требования к урокам технологии. Определены алгоритмы изучения и реализации педагогической проблемы. Раскрыты виды конструирования и его усложнения, направленные на формирование изобретательства.

Ключевые слова: УРОК ТЕХНОЛОГИИ, УСЛОВИЯ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ТРЕБОВАНИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ.

Изобретательская деятельность – это процесс творческого воплощения детских идей в технические решения. Она же является элементом развития созидательной личности в просоциальной деятельности. А также деятельностью, повёрнутой в будущее, как условие создания новой техники и средство обеспечения высокого научно-технического уровня страны. [5]

Начальное образование является этапом развития личности ребенка, когда он более всего расположен к творчеству и изобретательству. Это объясняется тем, что дети в данном возрасте достаточно любопытны, открыты и восприимчивы к чему-то новому.

Уроки технологии и развитие изобретательских способностей у школьников являются связующим звеном между элементами прогрессии развития техники в истории человечества. Назначение изобретателя быть первопроходцем в той области, которая его интересует. Он первый способен увидеть, осмыслить и решить проблему. И только со временем она становиться понятна всем. При этом важно так организовать уроки технологии, чтобы среди учащихся начальной школы выделился тот будущий гений, которого ждёт весь мир. [2]

Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова,
Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) подчёркивали, что учебная деятельность имеет важное значение для формирования творческого мышления, познавательной активности и накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности у обучающихся. Важно определить на уроках технологии баланс между свободой замыслов и потребностями в инновациях. [1]

Цель исследования: создать педагогические условия, способствующие эффективному формированию изобретательских способностей у младших школьников на уроках технологии

Гипотеза состоит в предположении, что развитие изобретательских способностей у младших школьников будет зависеть от созданных на уроке технологии условий для их формирования.

Объект исследования – процесс формирования изобретательских способностей у младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия.

Программа начального образования направлена на:

развитие личностных

аналитических и поисковых

качеств, интеллекта и творческих способностей;

формирование представлений о взаимодействии человека с природой

и находить в её законах то, что может стать основой для изобретательского творчества

;

воспитание экологического уважительного отношения к природе, труду и культурному наследию

, к

результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

овладение элементарными трудовыми, технико-технологическими и организационно-экономическими знаниями и умениями

.

расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных сферах культуры и производства.

Современные требования к урокам технологии акцентируют внимание на уроках-исследованиях. На таких уроках учитель использует этапы, характерные для исследовательской деятельности:

I. Аналитическая стадия: выбор задачи, определение основного звена задачи, выявление решающего противоречия, определение непосредственной причины противоречия.

II. Оперативная стадия: исследование типичных приемов решений (прообразов) в природе и в технике, поиски новых приемов решения путем изменений в пределах системы, во внешней среде; сопредельных системах.

III. Синтетическая стадия: введение функционально обусловленных изменений в систему; введение функционально обусловленных изменений в методы использования системы.

IV. Проверка и оценка сделанного изобретения, его принципа применимости к решению других технических задач.

Для изобретательских умений младших школьников на уроках технологии используются эвристические методы творчества – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений. Логика обучения предполагает переход от работы под контролем учителя к самостоятельной деятельности.

Анализ реальных объектов и выбор материалов закладывает успех в будущую конструкцию школьника.

Наглядность условие успешного выполнения всех заданий и развития конструкторских умений. [1]

Из классификации выделяются основные виды конструирования:

1) конструирование по образцу (или по предмету);

2) конструирование по модели;

3) конструирование по заданным условиям.

Целесообразно предлагать ученикам разнообразные задания, демонстрирующие разные способы конструкторской деятельности и разные варианты конструкций.

Эффективна для формирования изобретательских способностей такая классификация (Е.А. Пустов и Э.А. Фарапонова) [4]

1) конструирование из готовых элементов, это процесс искусственного сокращения, ведь ученики не получают представления о том, с чего на самом деле начинается работа над конструкцией;

2) конструирование из деталей, проектируемых и изготавливаемых самими учащимися;

3) смешанное конструирование. В основном берутся готовые детали, но по необходимости они дополняются деталями собственного изготовления.

Методика развития изобретательских навыков у младших школьников на уроках технологии базируется на овладении ими через понимание самих процессов труда, активной мыслительной и материальной деятельности. Важно установить систематичность и направленность работы учащихся. Обучение должно быть адаптировано к особенностям возраста и психолого-педагогическим характеристикам детей. [4]

Созданные условия для формирования изобретательской способности развивают личность школьника помогает ему стать более самодостаточными и уверенными в себе, расширяет познавательный интерес к технике, способствует ранней профориентации.

Список литературных источников

1. Абовский, Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. – М.: Синтез, 1998. – 312 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2010. – 287 с.

3. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 2012. – 206 с.

4. Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после - 2016 №11.

5. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2017. – № 5.