Понятие 

кейс

метода

  Название кейс-метода произошло от латинского

casus

– запутанный необычный случай; а также от английского

case

– портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Студенты получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Кейс-метод - это инновационный метод обучения в вузе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод направлен на решение определенной проблемы, однако данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется преподавателем, исходя из условий реальной учебной ситуации. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений Предлагаемые студентами решения могут быть оценены по степени эффективности, по степени риска, по обоснованности решения, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, соответствующими заданию. Таким образом, учебный материал подается студентам в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала: кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений; кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников. Здесь можно выделить: практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. 8 Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить

жизненную ситуацию. По сути,

этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному. Во-первых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т.е. как метод переподготовки профессионалов.

Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффек

тивно использовать его в научно-

исследовательской деятельности. В зависимости от объема кейса, величина которого прямо зависит от его назначения, выделяют: мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц (рассчитан на то, что займет часть двухчасового занятия); кейс средних размеров, занимающий обычно двухчасовое занятие; объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц (может использоваться в течение нескольких занятий). Традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться на лекциях. Эта технология может использоваться и самостоятельно, и как часть традиционных методов обучения или деловых игр и тренингов. Метод кейс-

стади

основан на следующих положениях: 9 1. метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых

плюралистична

, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя - активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле. 2. акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя.

Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы. 3. результатами применения кейс-

стади

помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миро

 

преобразования. 4. здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, не

 

эмоционал

ьностью изложения материала.

Основные цели метода кейс-

стади

: 1. развитие навыков анализа и критического мышления 2. соединение теории и практики 3. демонстрация различных позиций и точек зрения 4. представление примеров принимаемых решений и их последствий 5. формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности Кроме того, при решении задач формируются различные компетентности: - отрабатываются коммуникативные навыки – точно выражать свои мысли; уметь слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию и пр.; - развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации; - вырабатывается уверенность в себе и в своих силах; - формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем; - приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала; - осуществляются самооценка и на ее основе

самокоррекция

индивидуального стиля общения и поведения; - осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т.д. К технологиям, активизирующим учебный процесс, построенным на анализе ситуаций, относятся и другие методы: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций (ситуационные задачи, ситуационные упражнения); метод кейсов,

метод(ы) «инцидента» др.

2.1 Задача ‌ситуация как содержательное ядро   педагогического кейса 

Задачный подход в педагогической деятельности стали использовать сравнительно недавно. Занимаясь исследованием проблемы в 70-е годы ХХ века, педагоги (Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин, М.А.Степинский, П.В.Конаныхин, Г.Л.Павличенкова) выявили условия успешного применения педагогических задач в вузовском преподавании. Во-первых, решение задач должно являться неотъемлемым компонентом педагогической системы, учитываться во всех видах учебных занятий, как теоретических, так и практических. Во-вторых, успешное применение педагогических задач возможно при наличии учебно-информационного обеспечения данного процесса (УМК: соответствующие пособия, эвристические обучающие программы, методические рекомендации, технологии). «Задачный» подход интенсивно развивает интеллектуальную сферу сознания, и прежде всего, логическое мышление. Развивается ориентировочная сторона учебной деятельности, когда студент активно занимается поиском правильного решения, самостоятельно добывает новые знания. Кроме того, возрастает роль аналитико-поисковой деятельности по определению последствий учебных действий, сокращается набор «проб» и «ошибок», появляется стремление найти все возможные для данной задачи решения, возрастает вариативность действий. При этом существенно развиваются волевая и мотивационная сферы учебной деятельности и в некоторой степени эмоционально-чувственная. Для достижения вышеперечисленных целей, целесообразным и эффективным считается объединение различных видов задач-ситуаций в педагогические кейсы. В обучающей практике используются разнообразные виды ситуаций. Стандартная ситуация - в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах; имеет одни и те же источники, причины; может носить как отрицательный, так и положительный характер. Критическая ситуация - нетипична, как правило, застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы; грозит нарушить установленные нормы, режимы, системы правил, ценностей; может наносить материальный и моральный ущерб, быть вредной для здоровья, экологии; требует немедленного и радикального вмешательства, пересмотра критериев, положений, нормативов. Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) - уникальна, не имеет в прошлом аналогов; приводит к негативным, а порой и разрушительным изменениям каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений; влечет за собой материальные, физические и нравственные потери; 11 требует привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов; побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям, обращению за помощью, например: землетрясение, пожар, наводнение, буран, извержение вулкана, сход лавины. По характеру освещения, подачи материала могут быть использованы ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения. Ситуация- это пример из практики (как позитивный, так и негативный) и способ решения ситуации. Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно. Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-психологической деятельности препарирован таким образом, чтобы его решение требовало каких-либо стандартных действий, на пример: расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т. д. Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. При решении задачи-ситуации педагог и студенты преследуют разные цели: для студента – найти решение, соответствующее данной ситуации; для педагога – освоение студентами способа деятельности и осознание его сущности. Задачи-ситуации могут быть использованы и в учебной и во вне учебной деятельности, так как применительно к целям общего образования ситуационные задачи могут выступать как метод реализации любой из этих целей, как справедливо отмечает О.Е.Лебедев

Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Эти ситуации могут быть новыми не только для студентов, но и для педагога, что изменяет характер отношений между педагогом и студентом. В обычной учебной практике педагог «знает», а студенты «не знают». При решении задачи педагог и студент выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы.

2.2Таким образом, возможности ситуационных задач состоят в способствовании изменению отношений педагог – студент в направлении их равноправного взаимодействия, когда педагог выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый. Процесс решения ситуационной задачи всегда предполагает «выход» студента за рамки учебного процесса, в пространство социальной практики. То есть создаются условия включения студентов в активную общественную деятельность. Включение студентов в активную деятельность позволяет развить практические компетентности – базовые умения, навыки и готовность к действию.