Дорога в библиотеку – 
путь к сердцу, душе и добру. 
И этот путь открыт каждому.
 А.И. Герцен

?Пересказ по ролям или …сторителлинг??
Что такое сторителлинг? Очень часто в последнее время мы слышим это слово, но что оно значит для нас, школьных библиотекарей? Что это, новый метод подачи информации? Прорывной дидактический подход? Или хорошо забытый ?пересказ по ролям?? 
Итак, сторителлинг – в переводе с английского – означает ?рассказывание историй, повествование?. Автором этого метода принято считать руководителя американской корпорации Armstrong International Дэвида Армстронга, который разработал собственный инновационный подход к управлению и общению с персоналом своей фирмы.  Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг пришел к выводу, что люди гораздо больше любят слушать истории, нежели директивы, приказы и нравоучения, так как сказки, притчи, анекдоты, байки из жизни обращены не к разуму и логике человека, а к его эмоциям. В связи с этим, человек не только гораздо легче запоминает нужную информацию, подключая свой ассоциативный ряд и фантазию, но и гораздо более склонен поступать нужным руководителю образом, ведь сотрудника не ?заставили?, ?не приказали? ему что-то сделать, а у него складывается впечатление, что он пришел к нужному ?выводу? сам. Правильно и вовремя рассказанная история рождает цепочку ?эмоция–вывод–действие?. Вызвав у слушателей определенные переживания, можно подвести их к необходимым выводам, а затем побудить к поступкам. В этом и заключается ?волшебное? свойство сторителлинга. 
А теперь попробуем спроецировать все вышесказанное на нас, библиотекарей, и на наш повседневный опыт общения с учениками? Разве здесь мы не сталкиваемся с тем же эффектом ?непослушания?, нежеланием следовать ?нравоучениям? взрослого, даже в глубине души понимая, что старшие правы? В этом юношеском бунте нет ничего страшного, ведь все проходят через него, без него не получится полноценной социализации и становления личности? Но как же тогда донести до ученика важные мысли, ценности, которые несет в себе литература (а именно в этом одна из главных задач библиотекаря), но в тоже время и не оттолкнуть его ?нудными нравоучениями?, не отбить желание читать книги в будущем навязыванием школьной программы? Ответить на эти вопросы, как мне кажется, и помогает сторителлинг, новый метод, находящий понимание у учеников и помогающий педагогу.
Основное содержание метода
Сегодня общение?все больше уходит в мир виртуальный. Реальное общение становится предметом роскоши, неким искусством, которому надо снова обучать и к которому необходимо возвращаться. В библиотеках за рубежом рассказывание историй?– популярное событие. Существуют профессиональные сторителлеры. Значит этому можно учиться! Для библиотек, решивших увлечься сторителлингом, есть огромный плюс – для этого не нужно никакого оборудования. 
Для нас, школьных библиотек, с их скромным комплектованием, отсутствием лишнего оборудование, это идеальный способ передачи интересной, познавательной и очень важной информации.
Пересказывать, рассказывать о прочитанном, о лучших произведениях литературы, о новинках литературы, используя имеющиеся в библиотеке возможности не так-то трудно. Главное, следовать основным правилам сторителлинга:
1.Краткость – сестра таланта
2.Всегда нужен яркий герой
3.Нельзя использовать истории с открытым концом
4.Текст для сторителлинга не должен быть скучным
5. И всегда – главное не навязывать свое мнение
6. При любом общении с аудиторией, стараться влиять на ее эмоции
7. Очень важно подстраивать текст под конкретную аудиторию
8.Используйте красивые метафоры в вашей речи  
9.Если используете печатный текст, то обязательно используйте иллюстрации
10.Постараться установить максимально дружеские отношения с аудиторией.
А разве школьный библиотекарь не работает по этим правилам?   
Если попытаться систематизировать задачи, которые ставит перед собой библиотекарь-педагог, используя этот метод, а так же выделить смысловые блоки, то можно заключить, что они сводятся к следующим:  показать связь между сторителлингом и литературой, театром; указать на важность деталей и ситуаций при повествовании истории; научится рассказывать увлекательно, избегая общих слов и чрезмерной описательности; снятие ?зажимов? и стеснения выступления на публике; работа с голосом (звучность, объемность); формирование умения слушать других и т.д. Обязательной частью любого сторителлинга является не только подготовка рассказа о себе, но и разбор ?историй? других учеников, совместная работа в группах и интерактивность. Важно показать ребенку, что здесь основное внимание не на учителя у доски, а на нем самом, на его рассказе, эмоциях и переживании. И тогда любой сторителлинг не будет напоминать ребенку ?скучный урок?, а через объяснение связи сторителлинга с литературой можно увлечь ребенка чтением на многие годы.
Сторителлинг ?на практике? 
или как я обнаружила для себя ?новый-старый? метод
На протяжении всех лет работы в школе я ищу новые методы работы с детьми по пропаганде лучших произведений классической и современной литературы. И вот недавно я открыла для себя новый, ?хорошо забытый? метод работы – метод пересказывания, рассказывания, общения, инсценирования, донесения мысли до аудитории с помощью речи, жестов, мимики, эмоций. Он же сторителлинг. Этот способ я решила использовать при работе с кружком ?Посиделки?, с которым мы регулярно встречаемся в библиотеке для внеклассных занятий. Члены кружка активные участники любых библиотечных мероприятий, выступлений перед учениками в классах, в актовом зале на общешкольных мероприятиях и в детских садах. Вместе с ребятами мы стали учиться рассказывать истории о себе, пересказывать прочитанное, делать небольшие постановки и инсценировки произведений, рассказывать о своем прочтении тех или иных книг, изображать их, фантазировать. Подобная практика очень понравилась членам кружка. Мы решили перенести ее и на общешкольный уровень, задействовав в наших ?постановках? и мероприятиях и другие классы. Практика показала, что младшим школьникам нравится, когда им читают и когда их слушают, любые выступления ребят из кружка становились праздником для малышей, а учащиеся среднего звена, в свою очередь, с удовольствием участвовали в инсценировках произведений, придумывании рассказов и т.п. Не отставали и старшеклассники, становящиеся частыми гостями нашей ?литературной гостиной?. 
Как итог, на протяжении наших занятий и встреч, мы с ребятами попробовали разные формы сторителлинга. Читали вслух, по ролям, пересказывали, играли, придумали рассказы с героями прочитанной книги, писали продолжение истории, историю своей семьи или свои личные приключения. К концу года ребята из кружка ?Посиделки? уже сами могли составить свой собственный увлекательный рассказ, рассказать его и увлечь своих товарищей.  Ведь главное в сторителлинге – рассказать историю правильно, чтобы она подействовала на аудиторию, а не была рассказана впустую.  
Я стараюсь научить читателей и написанию рассказов, ведь навык письма пригодится ребятам в будущем – в учебе и работе. Любой текст начинается с подготовки к самой истории, с выбора события, времени года, мест, эмоций. Успех любой истории в ее краткости и легкости запоминания. В любой истории должна быть одна основная мысль, которую хочется донести. Очень важно рассказывать истории неформально, как бы ?к слову пришлось?, любая беседа с классом не должна выглядеть как заранее спланированный заученный и подготовленный текст. Вот что, я пытаюсь донести до своих ребят.
Говоря о нас, взрослых, никогда не стоит забывать, что самое лучшее воздействие на читателей производят истории про наше прошлое, про то, что случилось именно с нами, особенно если они показывают, что мы тоже когда-то ошибались. И когда в истории вы расскажете, как сами допускали такие же ошибки, дети проникнутся к вам, и будут рады что вы делитесь своим опытом. Но всегда важно помнить и о балансе, о дистанции между педагогом и учеником, но в тоже время стараться не перешагнуть тонкую грань между выводами и нравоучениями, ведь все легко можно испортить тем, что вместо выводов вы будете переходить на личности и напутствия.

Сторителлинг в нашей школе
Например, недавно, у нас в школе проходила неделя творчества Г.Х.Андерсена. Мы с детьми читали произведения, рисовали рисунки, писали отзывы, готовили литературные газеты о творчестве писателя. Я решила предложить ученикам 4-го класса написать свою сказку на сюжеты Г.Х.Андерсена. Меня удивила сказка о похищении мальчика, о выкупе за него и выводе, сделанном автором – нельзя садиться в чужую машину, разговаривать с незнакомыми женщинами и всегда слушаться родных и близких. Рассказали старую добрую сказку на новый лад, преподнесли в нее современные особенности – похищение, выкуп, человеческие пороки и победа добра над злом при помощи сил полиции. Это только один пример из рассказов учеников.
Сторителлинг хорошо себя апробировал и в ходе ежегодного месячника школьных библиотек, который традиционно проходит октябре.  Каждый раз у месячника есть девиз, вот и в этом году он прошел под девизом ?Школьная библиотека – мое счастливое место, где процветают творчество и воображение?.!? В рамках месячника прошел фестиваль ?Классика в театре?. Главная цель фестиваля - нравственное, интеллектуальное и творческое развитие обучающихся, привлечение их к изучению произведений российских писателей, поэтов, драматургов – юбиляров в 2023 году в рамках проведения месячника школьных библиотек, в рамках Года педагога и наставника.  В фестивале приняли участие творческие коллективы обучающихся трех возрастных групп: 4-х, 5–6-х и 7–8-х классов. Учащиеся подготовили отрывки из произведений, в которых старались выразить все свои чувства и эмоции. Для проведения фестиваля создали оргкомитет, в который вошли учителя русского языка и школьные библиотекари. В экспертную комиссию были поданы видеоролики с выступлением учащихся –  сюжетно-художественные  постановки, декламирование прозы, презентации в форме устного краткого выступления –  комментарии с показом слайдов. Все выступления прошли на эмоциональном подъеме, ученики и учителя остались довольны своей работой, а библиотекари достижением поставленной цели.
Вся работа школьных библиотекарей направлена на решение одной важной цели – развить интерес к чтению и литературе, помочь читателям овладеть мастерством познания жизни при помощи лучших произведений классической и современной литературы. Сторителлинг способен помочь учащимся не только полюбить литературу, но и справиться со своей основной задачей – получить хорошее образование, воспитание и культурные навыки.  Сторителлинг легок в применении, доступен любому, не требует затрат и средств, места, а самое главное он способен развить в человеке все самое лучшее что в нем заложено природой.

Болдина Татьяна Виленовна, 
методист МБУ ДПО ИМЦ г.о. Ступино Московской области,
руководитель ММО школьных библиотекарей,
заведующий библиотекой МБОУ ?СОШ №8? г.о. Ступино
 








1