Ковальчук Валерия Сергеевна,

Учитель начальных классов

Процесс адаптации младшего школьника к условиям современного образования, в контексте идей Я.А. Коменского

Коменского называют основоположником педагогики, наставником народов. Он создал бессмертные педагогические и философские труды. Все, к чему стремился великий педагог и философ, это ликвидировать сословные привилегии, уничтожить угнетения человека человекам; пытался привить людям пламенную любовь к отчизне, оптимистическую веру в будущее
Многие известные педагогики и философы обращали внимание на необходимость ранней социальной адаптации ребенка. Одним из таких и был Я.А.Коменский.

Идеи Я.А. Коменского активно внедрились в педагогику и претерпели множество изменений. Вот и рассмотрим представление об адаптации в современной педагогике.

Процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии - это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощённой и самостоятельности, не закомплексованности и инициативности. [2]

Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей.

Адаптация в педагогике - это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям. В целом данное понятие является одним из основных рассматриваемых при научных исследованиях организма. Дело в том, что механизмы данного процесса вырабатывались у человека на протяжении всей его эволюции. Они позволяют нашему организму существовать в постоянно меняющихся условиях. [1]

Под адаптацией исследователи понимали только лишь одни функциональные изменения анализаторов и органов чувств. Но постепенно, по мере развития науки, понятие адаптации стало выходить за рамки теории эволюции. Оно стало проникать в медицину, социологию, социальную психологию, кибернетику. Встретить данный термин можно и в других сферах познания.

Таким образом, адаптация - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды, что в свою очередь становится эффективным условием в рамках обучения ребенка в контексте классно-урочной системы.

Список использованных источников:

Ульянова И.В. Статья «

Педагогическая адаптация обучающихся к образовательному процессу в контексте воспитательной системы формирования гуманистических

смысложизненных

ориентаций личности

»

. Электронный источник:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-adaptatsiya-obuchayuschihsya-k-obrazovatelnomu-protsessu-v-kontekste-vospitatelnoy-sistemy-formirovaniya

Адаптация в педагогике. Электронный ресурс:

https://fb.ru/article/436342/adaptatsiya-v-pedagogike---eto-opredelenie-ponyatiya-rol-suschnost-i-usloviya