Певческий голос дошкольника

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глу-боко выразить свои чувства, переживания.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребёнка появляется заинтересованное отноше-ние к музыке, эмоциональная отзывчивость на неё. Пение развивает у детей музы-кальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимо-отношения, чувство коллективизма.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-4 лет. У детей этого возрас-та голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тон-кие, короткие. Гортань ребёнка боле чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (по-лость трахеи и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребёнка 3-4 лет очень не-сильный, дыхание слабое, поверхностное.

Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличать-ся доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие обра-зы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скач-ков; доступный певческий диапазон (ми – си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребёнка.

Важно создать благоприятную атмосферу для слуха. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио- и телепередач, магнитофонных записей.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет. На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя всё ещё довольно по-верхностное.

У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее про-износят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки: слышат движение мело-дии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого)

Возрастные особенности слуха и голоса детей 5-6 лет. Общее развитие ребён-ка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятель-ности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отлича-ется хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё недостаточно раз-виты. Связки короткие. Звук очень слабый. Голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развива-ется низкое, несвойственное им звучание.

К старшей группе дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные по высоте звуки, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритми-ческий рисунок хлопками, в движении.

Однако уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей старшей группы ещё очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть ещё и те, кто поёт монотонно, низко или высоко, но фальшиво.