Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей.

Из опыта работы с детьми младшего возраста.

Из многих видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию. Оказывается, рисовать можно не только с помощью фломастеров, карандашей и красок, но и с помощью пластилина. Такое рисование называется пластилинографией, её часто называют анималистической живописью и относят к нетрадиционным видам рисования. Принцип пластилинографии заключается в том, что с помощью пластилина создаётся выпуклое изображение на картине. Я не случайно выбрала это направление в работе с малышами. Лепкой дети занимаются с младшего возраста, осваивают такие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Самый осязаемый вид детского творчества это тоже лепка. Ведь ребёнок видит не только то, что создал, но и берёт его в руки, по возможности и желанию может изменить своё творение. В лепке основным инструментом являются руки ребёнка. Мы прекрасно знаем, что чем лучше развита мелкая моторика у ребёнка, тем лучше будет у него внимание, память, мышление и речь. Определила такие задачи: Знакомить с новым видом народно-прикладного искусства; развивать: мелкую моторику, речь, эмоции и фантазию детей; а также развивать взаимосвязь эстетического и художественного воспитания в творческой деятельности детей; воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Видов пластилинографии много, но с малышами я использовала такие:

Прямая пластилинография, дети по контуру рисунка размазывают пластилин пальчиками, опыт работы показал, что изображение не должно иметь мелких деталей.

Обратная или витражная пластилинография. Её рекомендуют выполнять на стекле. Мы с детьми выполняем её на пластиковых крышках. Это очень удобно, экономится время воспитателя. Один контур рисунка сделали, прикрепили к задней стороне крышки. Ребёнок выполнил работу, контур сняли и подставили на вторую крышку

.

Модульная – изображение лепной картины с использованием различных элементов валиков, шариков, капелек, дисков.

Мозаическая – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина

.

Начинала занятия с ребятами индивидуально, во второй половине дня. Потихоньку учились скатывать шарики, колбаски. Из колбасок отрывать кусочки пластилина, сплющивать так, чтоб получались капельки. Шарики сплющивать, чтоб получались «блинчики». « Блинчики» размазывали пальчиком по контуру рисунка. Получаться стало сразу далеко не у всех ребят. Начинали с мозаической пластилинографии, выкладывали шарики по контуру. И лишь после того как ребята усвоили эти все приёмы, я стала пластилинографию включать в занятия по изобразительной деятельности. Но обязательно проводила физминутку. Давала ребятам отдохнуть. Работы выполняли не только на крышках, но и на картонных листах.

Для того чтоб работа выглядела эстетично и красиво я готовила основу на которой она будет выполняться. На плотный лист картона наношу контур предмета, который ребята будут разрисовывать. А затем скотчем обтягиваю лист. Цвет скотча может быть разным. Скотч нужен для того, чтобы работу можно было сохранить, повесить на стенку и не оставались жирные пятна от пластилина. На скотче очень быстро и удобно можно с помощью бумажной салфетки убирать лишний пластилин, или деталь, которая не получилась. Сейчас есть в продаже готовый картон для занятий пластилинографией, но он тонкий, быстро деформируется, и всё- таки пластилин на нём оставляет с обратной стороны жирные пятна. Такой рисунок неудобно хранить.

Мы с ребятами использовали разные виды пластилина. Очень красивы яркие цвета у люминесцентного пластина. Он мягче других, легко «размазывается», но очень быстро выгорает, работа теряет свой первоначальный вид. Поэтому этот пластилин мы использовали только для украшений мелких деталей рисунков. Пластилин мы с ребятами

смешивали также как и краски. При этом использовали два способа смешивания. Первый: на основе сначала размазывали один цвет, тут же сверху накладывали другой, и потихоньку его размазывали. Второй способ: брали по не большому кусочку пластилина двух цветов, скатывали в один кусочек, а затем уже использовали в работе. Здесь для эксперимента тоже есть возможность, со старшими ребятами можно смешивать три цвета. Такие способы очень удобно использовать для «рисования» осенних листьев. Поделюсь опытом рисования одуванчика, используя разные техники пластилинографии. На готовой основе контур одуванчика с тремя цветами. Цветы это три круга. Количество листьев может быть по вашему желанию. Первый цветочек мы нарисуем с помощью жгутиков или колбасок. Детям удобнее название колбаски. Скатали небольшой шарик жёлтого цвета. Поместили его в центр круга, слегка прижали, и растянули пальчиками, придав форму блинчика. Дальше готовим колбаски и начинаем их выкладывать по конуру круга от края блинчика до края круга. Наш одуванчик будет иметь вид солнышка с лучиками, только лучики плотно укладывайте друг возле друга, можно чтоб немножко были внахлёст, но их надо только слегка прижать, не размазывать. Второй цветок мы нарисуем так. Скатаем жёлтый шарик больше, чем скатали в первом круге. Прикладываем к середине круга и пальчиками придаём ему форму блинчика, растягиваем до краёв контура круга. Стекой разрезаем часто края блинчика по кругу. Наш второй одуванчик получился пушистый. Третий круг мы заполним по краю контура маленькими шариками белого цвета. Сделаем из них маленькие блинчики. Края каждого блинчика прорисуем стекой, немножко их рассоединяя. Рисунок листьев выполните так как сами пожелаете. Во время работы можно прочитать стихотворение Е. Серовой: Носит одуванчик, жёлтый сарафанчик, подрастёт нарядится, в беленькое платьице, лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

Большую поддержку нам оказывали родители группы. Помогали готовить основу для работ. Интересовались успехами детей. Для них были проведены консультации и мастер класс. Опытом работы по этой теме делилась на методическом объединении «Школа молодого педагога».

В работе я использую литературу Г. Н. Давыдовой. Её подсказки очень цены для начинающих педагогов.

Организация работы по созданию продуктов детского творчества с помощью пластилинографии позволяет развивать не только творческие способности детей, но и способствует всестороннему развитию личности ребёнка и решению воспитательно-образовательных задач.

.