Подготовка детей к школе Из опыта работы учителя ГБОУ ?Комсомольская школа №1 Старобешевского муниципального округа? ДНР Мальцевой Людмилы Ивановны Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь. Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими детьми называешь. Но дети взрослеют, от школьной скамьи Дорогами жизни шагают. И в памяти носят уроки твои, А в сердце тебя сохраняют. Весь образовательно-воспитательный и здоровьесохраняющий процесс в детском саду и школе направлен на полноценно широкую подготовку ребёнка для поступления в школу. Это прежде всего забота о здоровье дошкольников, укрепление физического развития, совершенствование основных нервных процессов, существенное улучшение их подвижности, уравновешенности, устойчивости, способствование развитию двигательных качеств и способностей детей- таких как ловкость, быстрота, гибкость, сила, общая выносливость. Подготовка ребенка к школе — важный этап в?жизни и для родителей, и для детей. Дошкольник на пороге новой жизни. Каким он войдет под своды своей школы? Каковы будут его успехи и достижения? Многие родители задают себе эти вопросы и стремятся облегчить ребенку вхождение в систематическое обучение: одни записывают его в различные кружки и группы развития, другие возлагают заботы о подготовке ребенка к школе на воспитателей детских садов, третьи находят репетиторов… Здоровый и адаптивный ребёнок готов к условиям систематических учебных занятий уже в 6,5–7-летнем возрасте, важно только сохранить познавательную мотивацию и интерес к учебным занятиям для плавного перехода к обучению в рамках общеобразовательной школы. Основываясь на опыте работы по подготовке детей к школе, и учитывая развитие ребенка, с точки зрения психологии, длительность моих занятий с детьми не превышала 30 минут. Благодаря небольшой длительности урока и частой смене вида деятельности во время проводимого обучения, ребёнок меньше устает, а значит, концентрация его внимания поддерживается на необходимом для наилучшего усвоения материала уровне. Первые занятия состоят из четырех этапов: чтения, подготовки руки к письму, математики и логики. Этап 1 — ?Чтение? Чтение является очень важной и сложной составляющей частью не только занятия, но и всей подготовки ребенка к школе. При формировании структуры данного этапа акцентировала внимание на заданиях, которые направлены на: -усовершенствование звукопроизношения; -обогащение и активизацию словарного запаса; -умение последовательно и связно вести рассказ; -развитие способности свободного общения, как со сверстниками, так и со взрослыми; -чтению и формирование механического чтения. Этап 2 — ?Подготовка руки к письму? Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняли при помощи карандашей, кисточки и мелков, они, незаметно сами для себя, учились писать. На данном этапе моя цель была не в обучении ребёнка письму, а в стремлении подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому, для них, действию, как написание букв и цифр. Этап 3 — ?Элементарная математика? Данный раздел включает в себя не просто банальное изучение цифр и обучение счёту, но также содержит в себе задания, выполняя которые (в занимательной и интересной для него форме) ребенок осваивает: -размер предмета (высокий-низкий, длинный-короткий, большой-маленький, широкий- узкий; -сравнительные характеристики предметов и их отличительные признаки; -употребление математической терминологии, посредством восприятия инструкций к полученному заданию; -геометрические фигуры. Кроме того, отличительной и важной составляющей данного этапа является подготовка ребёнка к решению задач. Этап 4 —??Логика? Самый любимый и наиболее захватывающий, для малышей, раздел занятия. И это не удивительно! Ведь именно на этом этапе они, с помощью своих любимых сказочных персонажей и животных, в увлекательной игровой форме учатся решать сложные логические задания. Система образовательных занятий в рамках программы подготовки детей к школе имеет характер ознакомления со структурой учебного процесса, как такового, но в условиях игры, потому что дошколята воспринимают внешний мир с его отличительными чертами и особенностями через собственный опыт и знания, а лучше всего в игровой ситуации. Занятия спланировала природосообразно возрасту дошкольников, программу подготовки детей к школе разбила на соответствующие этапы. Все нацелено на обогащение личностного опыта малышей, накопление новых сведений, развитие интеллектуальных способностей, памяти, внимания, мышления, речевого развития, овладение грамотой и счётом, ознакомление с основами истории, географии, астрономии, биологии, математики, направлено на развитие фантазии, воображения, творческих способностей и выражение своего творчества в художественных работах и изобразительной деятельности. Групповые занятия приучают детей к ситуации учебного занятия, где важно слышать учителя, научиться слушать сверстников, взаимодействовать в учебной ситуации (отвечать на вопросы, выполнять учебные задания). Основные принципы учебных занятий: опираться на опыт самих детей, учить их наблюдать, сравнивать, усваивать знания от простого к сложному, многократно повторять, поддерживать личный интерес и успех каждого. Программа подготовки детей к школе включает и другие интеллектуальные занятия. Для развития интеллектуальных способностей детей стараюсь насыщать, активизировать разные виды мышления: сравнение, обобщение, классификация. Материалом для пополнения знаний в этой области стали разнообразные задачи, задания, упражнения с геометрическими фигурами, математическими действиями, с предметами разной величины, формы, цвета, назначения; знакомство со счётом, составом числа, понятием множество. Окружающий мир становится более доступным, увлекательным и понятным. Через опыт самого ребёнка для него раскрываются тайны и загадки Вселенной, Космоса, Земли, разных стран, животных, птиц, насекомых, цветов, растений, деревьев, кустарников, времен года, мира, людей и сказочных героев, их приключений и путешествий. Многие понятия и сведения из программы подготовки детей к школе дети усваивают легко и с удовольствием играя, изображая, действуя, экспериментируя и участвуя в исследованиях непосредственно на занятии — программа подготовки детей к школе тем самым способствует началу формирования научно-исследовательского мышления. Например, чтобы узнать, как вырастает лук, ребята под моим руководством подготовили почву, прорастили лук, посадили его в формочки, и мы вместе делали наблюдения за развитием растения; чтобы узнать, как движутся планеты Солнечной системы, дети сами превращались в планеты и показывали, как вращаются вокруг Солнца космические объекты: планеты, кометы и другие звёзды. Основные задачи при подготовке ребенка к школе Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки стало в моей работе всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес. Основными задачами при подготовке детей к школе являются: 1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. 2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления). 3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). 4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения. 5. Увлечение объема внимания и памяти. 6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения. 7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом. Таким образом, одной из важнейших задач при подготовке детей к школе является формирование приемов умственных действий. В любом задании внимание дошкольников направляла на конечную цель, на результат деятельности, меньше - на способы её выполнения. Это объясняется, с одной стороны, возрастными особенностями психики детей, с другой - несформированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий стараюсь подвести их к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребенка с конечного результата деятельности на способы её выполнения приведет к осознанию им своих действий. Таким образом, обучение дошкольников способам и приемам выполнения учебного задания способствует совершенствованию их мыслительной деятельности. Развивающие игры - как средство умственного и всестороннего развития детей Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я вооружала детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Развивающие игры разнообразны по содержанию; они как все игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества. Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста Были поставлены следующие задачи: -Продолжать ознакомление с признаками, по которым происходит упорядочение объектов и обучение их обозначениям (цвет, форма). -Учить детей овладевать действиями замещения и наглядного моделирования. -Развивать творческое воображение. Работу стараюсь основывать на занимательном математическом материале, т.к. он эмоционально захватывает детей, а процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Вооружаю детей схемой и направлением анализа занимательной задачи, поиск решения они ищут сами. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: а) практическими (действия в перекладывании и подборе); б) мыслительной (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Систематическое решение задач таким способом развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, а также формируются умственные способности; логика мысли, рассуждения, действия, гибкость мыслительных процессов. Но положительный результат может быть достигнут лишь тогда, когда занимательная задача доступна ребенку. Поэтому при выборе материала учитывала как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка. Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является ?низкий уровень функциональной готовности (так называемая ?школьная незрелость?), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения?. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности такой психической функции, как внимание. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 - 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. От интеллектуальной готовности к школе зависит успех обучения. Если у ребенка плохо развиты основные психические процессы, то учебная деятельность будет проходить тяжело. В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе старалась развивать познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем. Необходимо отметить, что под моим пристальным вниманием постоянно были индивидуальные особенности детей. Каждому ребенку с самого начала овладения учебными навыками стараюсь помочь найти и сформировать свой стиль учебной деятельности - адекватной его природным особенностям и уровню готовности к новому виду учебной деятельности. Каждый день ребёнок сталкивается с новыми, неизвестными для него словами, понятиями, предметами, отношениями, и может вступить во взаимодействие с неизвестным смело и самостоятельно, на основе полученного опыта и стремления познавать. Ребёнок осваивает и важные навыки социализации, которые, прежде всего, и будут опробованы в условиях школы, как социального учреждения, поэтому программа подготовки детей к школе обязательно включает занятия на их тренировку. Не только отработанные, натренированные навыки самообслуживания, но и общение со сверстниками, со взрослыми свидетельствуют о личностном развитии и психологической готовности к школе. Общие групповые, индивидуальные занятия, самостоятельные сюжетно-ролевые и ситуативные игры детей –это проявление навыков внимания к себе и друзьям, навыков выполнять задания и играть по правилам, умение устанавливать контакты и планировать свои действия в условиях игры или учебного упражнения. Программа подготовки детей к школе учитывает все условия для получения ребенком базовых знаний, умений и навыков, необходимых для поступления в школу. Дети научатся читать, считать, писать (печатными буквами), штриховать, правильно держать ручку, сравнивать, анализировать, логически мыслить, проявлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми, самостоятельно организовывать себя. Мои дети проявляют активный познавательный интерес, любознательность, энергичность, что является залогом эффективности обучения в школе. Отдавая ребенка в школу, родители надеются на то, что он будет хорошо учиться, будет радовать их своими успехами. Чаще всего они считают основными показателями готовности ребенка к школе знание стихов, умение читать и считать. Многие родители пытаются научить своего ребенка писать. Однако практика показывает, что подобные знания мало влияют на успешность обучения, а иногда даже создают различные проблемы. Как же тогда помочь родителям и будущему первокласснику? Как определить уровень подготовленности ребенка к школе? На что обратить внимание, занимаясь с ним? Я запланировала лекции для родителей с целью психологического просвещения, чтобы дать ответы на эти и другие вопросы, которые встают перед родителями, чьим детям предстоит сесть за школьную парту. Список литературы: Волкова, И.А. Подготовка детей к школе: психолого-педагогический аспект. - Москва: Просвещение, 2005. Голубева, Н.А. Подготовка ребенка к школе: руководство для родителей. - Санкт-Петербург: Феникс, 2010. Звегельская, Т.В. Подготовка к школе: как подготовить ребенка. - Москва: АСТ, 2012. Королева, Е.И. Подготовка детей к школе: современные тенденции и подходы. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. Лебедева, Н.В. Подготовка детей к школе. - Москва: Знание, 2003. Мелик-Пашаев, А.К. Подготовка дошкольников к школе: обучение детей перед поступлением. - Москва: Просвещение, 2015. Никонова, И.Г. Подготовка ребенка к школе: практическое пособие для родителей. - Москва: Академия, 2011. Петрова, О.С. Подготовка к школе: советы родителям и педагогам. - Москва: Педагогика, 2007. Рыбакова, В.М. Подготовка школьников к обучению в школе. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Соловьева, Е.Г. Путь к школе: как подготовить ребенка к обучению. - Санкт-Петербург: Лань, 2013. Тома, Н.А. Подготовка ребенка к школе: секреты успешного старта. - Москва: Эксмо, 2014. Федорова, А.П. Подготовка школьника к обучению в школе: педагогические аспекты. - Москва: Педагогическое общество России, 2016. Холодов, С.Ф. Подготовка к школе: рекомендации для родителей и педагогов. - Москва: Педагогика, 2009. Чернышова, И.М. Подготовка детей к школе: сборник методик и упражнений. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. Шевченко, А.В. Подготовка ребенка к школе: педагогические аспекты. - Москва: Академия наук, 2004. Источники: https://www.adou.ru/conference_notes/162 https://multiurok.ru/files/shkola-budushchego-pervoklassnika-5.html https://multiurok.ru/files/gotovnost-dietiei-k-obuchieniiu-v-shkolie.html https://vip-study.ru/w-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-intellektualnoj-podgotovki-rebenka-k-shkole.htm https://infourok.ru/metodika-obucheniya-doshkolnikov-matematike-1609885.html https://du-bor3.minsk-roo.gov.by/образовательный-процесс/преемственность/консультация-для-педагогов https://lifehacker.ru/unschooling/ https://ds7.uokvz.ru/methodical-box/ispolzovanie-principov-razvivayuschego-obucheniya https://infourok.ru/doklad-problema-podgotovki-detey-k-obucheniyu-v-shkole-v-pedagogike-i-psihologii-539549.html https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/27/problema-podgotovki-detey-k-obucheniyu-v-shkole-v http://zvezdochka-st.ru/принципы-работы/ https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2020/02/21/znachenie-zanimatelnogo-matematicheskogo-materiala-dlya https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2015/05/01/formirovanie-grammaticheski-pravilnoy-rechi-na https://infourok.ru/publikaciya-obobschenie-opita-na-temu-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-razvitiya-rechemislitelnoy-deyatelnosti-doshkolnikov-3831653.html https://multiurok.ru/files/roditiel-skiie-sobraniia-dlia-nachal-noi-shkoly.html https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-ispolzovanie-zanimatelnogo-materiala-na-zanyatiyah-po-matematike-1132626.html https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-zanimatelnogo-materiala-na-zanjatijah-po-matematike-konsultacija-dlja-vospitatelei.html https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/991/ https://xn--66-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/program/769604-doop-kruzhok-obshchego-razvitiya-znaika https://infourok.ru/material.html?mid=45 https://sosh-doy.ru/8/11/психологическая-готовность-старших-дошкольников-к-обучению-в-школе http://sad9.pruzhany.by/psixologicheskaya-gotovnost-detej-k-obucheniyu-v-shkole/ https://kssovushka.ru/zhurnal/10/711- https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/15/formirovanie-umstvennykh-sposobnostey-u-detey
Подготовка детей к школе (из опыта работы учителя)