Подготовка к ОГЭ. Раздел «Лексика и Грамматика»

Камагаева У.В.

учитель английского языка

МАОУ СОШ №2 УИИЯ

В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как приоритетное направление модернизации современного школьного образования. Сегодня мы не можем представить жизнь современного человека без знания английского языка. Знание английского языка дает много возможностей: общение с людьми из разных стран, чтение литературы в оригинале, просмотр фильмов без перевода и т.д.

Основной государственный экзамен (далее – ОГЭ) по английскому языку для девятиклассников в 2021-2022 учебном году остается одним из предметов, которые обучающиеся сдают добровольно по выбору.

Исходя из опыта работы и анализа экзаменационных работ прошлых лет, одним из самых сложных для выпускников 9-х классов остается раздел «Грамматика и лексика». Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, данный раздел является самым обширным и включает в себя большое количество элементов содержания. В кодификаторе к демоверсии ОГЭ перечислены все 29 грамматических элементов содержания, которые контролируются на экзамене. Это позволяет как учителю, так и обучающимся выстраивать траекторию повторения тем в ходе подготовки. Во-вторых, проверяются знания выпускников не только по темам, изучаемым в 9 классе, а по всем грамматическим темам основной образовательной программы за курс основного общего образования.

Скажем несколько слов о структуре раздела в контрольно-измерительных материалах. Согласно демоверсии 2022 года в раздел №3 «Грамматика и лексика» входят 9 грамматических и 6 лексических заданий. Рекомендуемое время выполнения данного раздела – 30 минут, максимум – 15 баллов. Подготовка к выполнению данного раздела занимает больше всего времени, потому что требует знания грамматики уровня pre-intermediate и недюжинного количества слов с словообразовательными афиксами.

Результаты проверки владения грамматическими и лексическими навыками свидетельствуют о том, что значительная часть учащихся испытывает трудности в выборе адекватных видовременных форм глаголов и в определении лексических единиц, необходимых для подстановки в предлагаемый текст.

Какие же ошибки чаще совершают наши дети? В аналитическом отчете по результатам ОГЭ указывается, что выпускники на экзамене чаще всего:

Приступают к выполнению задания, не прочитав весь текст, без чего не могут определить время повествования, последовательность действий.

Воспринимают каждое предложение как отдельно взятое, вне связи его со всем текстом.

Ориентируются только на наречие времени и не могут сориентироваться в тексте без него.

Не понимают структуру предложения, какой член предложения пропущен, в результате употребляют не ту часть речи, которая требуется.

Часто путают глагольные формы.

Чаще всего они невнимательно читают задание - если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.

И, самое обидное, делают ошибки в написании слова, в результате ответ не засчитывается.

Так как же помочь выпускникам 9-х классов успешно справиться с выполнением данного раздела?

Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола, лексических форм 

нужно использовать связные тексты

, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся, облегчит выбор языкового материала.

При обучении временам глагола обращать больше внимания на предложения, в которых отсутствует наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом.

Надо давать больше тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых закрепляется навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении.

Задания должны составляться на основе связных текстов, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен.

Необходимо, чтобы учащиеся понимали структуру предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в английском языке.

Обращать внимание на правильное написание слов

.

Необходимо пошагово отрабатывать технологию выполнения задания:

При формировании навыков использования средств словообразования я даю ученикам следующую памятку:

Прочитайте заголовок и весь текст, чтобы понять его общее содержание,

 так как это поможет правильно употребить пропущенные формы.

Прочитайте текст по предложениям, старайтесь вписать в пропуски подходящие слова.

 При этом нужно 

определить, какая часть речи необходима для заполнения пропуска, какой суффикс добавляется к корню опорного слова для образования нужной части речи и какой префикс или суффикс придают образованному слову необходимое по смыслу значение

. Заполните сначала те пропуски, где вы уверены в ответе.

Заполните оставшиеся пропуски

. Если вы не уверены, все равно впишите слова, которые кажутся вам наиболее приемлемыми.

Перечитайте текст со вставленными словами

 и убедитесь, что они подходят грамматически и правильно написаны

Особое внимание следует обратить на сочетаемость слов на всех этапах обучения лексике, на запоминание и тренировку в употреблении устойчивых словосочетаний, а также фразовых глаголов.

 Для работы над разделом Лексика и Грамматика целесообразно использовать следующие виды упражнений:

а) упражнения на идентификацию и дифференциацию лексического или грамматического явления. (Найдите, подчеркните, выберите)

найдите префиксы в словах, выберите однокоренные слова в тексте, найдите слова данного способа образования в словаре

;

подберите синонимы, антонимы; сопоставьте прилагательные с существительными; выберите из данных слов подходящее по контексту; прочитайте текст и подчеркните неприемлемые варианты

;

анализ использованной в контексте видовременной формы глагола; распределите выделенные в тексте прилагательные по степени сравнения.

б) упражнения на подстановку и субституцию:

прочитайте текст и вставьте в пропуски слова или словосочетания; определите, какое одно слово пропущено в трех предложениях; замените выделенные слова в тексте их синонимами; вставьте фразовые глаголы

;

составьте предложения по таблице; по рисункам (напр. определите, чем занимался человек в течение выходных); найдите ошибки в предложениях, опираясь на текст

.

в) упражнения на трансформацию:

заполните таблицу, образуя из глаголов существительные и другие части речи; добавьте отрицательные префиксы к выделенным в тексте словам

;

вставьте подходящие по смыслу глаголы в

Present

form

в предложение; подставьте вспомогательные глаголы в правильной форме; измените подписи к рисункам, используя правильную форму; скажите, что сделал, делает или собирается делать персонаж на рисунке

.

г) конструктивные упражнения:

составьте словосочетания из слов, предложение из словосочетаний; закончите предложение, перефразируйте предложение, используя новые слова

.

д) речевые упражнения:

сделайте тексты менее формальными, заменив выделенные глаголы на фразовые и наоборот; перескажи текст, используя новые слова и выражения;

вопросно-ответные упражнения с использованием определенных грамматических явлений;

измени текст на противоположный по значению, используя слова с отрицательными префиксами

;

е) контролирующие упражнения.

лексические диктанты, содержащие задания на перевод слов или словосочетаний, продолжение предложений

;

трансформация слов в контексте

;

трансформация предложений с использованием определенной конструкции.

Данные виды упражнений могут применяться на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. На занятиях я стараюсь чаще давать задания на глагольные формы, которые учащиеся часто путают, например, формы одной группы Present или Past - Simple, Continious ,Perfect, Perfect Continious; давать большое количество заданий, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен. Не секрет, что большое количество ошибок дети делают именно в предложениях, где присутствует согласование времен и пассивный залог.

В заключении своей работы, хочу сказать, что грамматика является основой языкового развития. Ее изучение необходимо для овладения всеми видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением и письмом. Занимаясь проблемой формирования грамматических навыков, нужно четко понимать данное определение. Грамматический навык - это способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить его соответственно нормам данного языка.

В общем и целом, по моему мнению, для успешной сдачи экзамена ОГЭ по английскому языку, как и всех экзаменов в данной форме, нужна добросовестная подготовка в течение нескольких лет, осуществляемая ребенком при поддержке педагога и семьи.