Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
?Дворец детского (юношеского) творчества



Подготовка вокалиста к конкурсам


                                                                            ПДО Немова Елена Николаевна



















Г. Чебоксары 2023

Подготовка вокалиста к конкурсам
Вокальное Выступление или  конкурс?- это всегда испытание не только для ребёнка, но и для родителя.
 Подготовка к вокальному выступлению или конкурсу пройдёт гораздо проще, если соблюдать ряд рекомендаций, которые значительно снизят напряжение и увеличивающих шансы ребёнка на хорошее выступление.
1. Сконцентрируйтесь на выборе репертуара.Индивидуальность ребёнка-вокалиста может раскрыться далеко не в каждой композиции. При очень хороших вокальных данных, юное дарование может исполнить одну песню просто замечательно, а другую - из рук вон плохо. 
 Не забывайте, репертуар должен соответствовать возрастным, техническим и музыкальным возможностям ученика, чтобы исполнение было правдивым. А также нужно помнить, что произведение должно нравиться ребенку.
?Не берите песню, диапазон которой явно превышает вокальные возможности вашего ребенка. Даже если он иногда ? берет?, не стоит надеяться, что на сцене придет вдохновение и все получится. Практика показывает, что в девяти случаях из десяти - не получается (волнение, стресс, ?чужая? сцена, вокруг конкуренты и т. д.)
Если с музыкальным материалом определились, песня подходит ребенку по возрасту, по тематике, смотрится выигрышно, и участнику, и вам нравится, то следующий этап - фонограмма. В конкурсной ведомости есть такой пункт: качество фонограммы оценивается баллами. Как ее подобрать? Хорошо, если в организации работает человек, который изготавливает фонограммы. Это - идеальный вариант, но он часто и редкостный.
?На сегодня в интернете можно найти великое множество фонограмм-минусовок. Если ее тональность не соответствует возможностям ребенка, то ее можно откорректировать при помощи специальных качественных программ по обработке звука. Обратитесь за помощью к коллегам, разбирающимся в технологиях. Оптимально плюс-минус 1-1,5 тона. Если не получается, то лучше подобрать другой музыкальный материал, исходя из возможностей ученика.
Отдельно о фонограммах ?караоке?. Их великое множество, но они предназначены больше для домашнего развлечения, чем для использования в качестве минусовок на выступлениях и конкурсах.

2.Поработайте над движениями.        Многие педагоги и родители, задумываясь, как подготовить ребёнка к вокальному конкурсу, ошибочно полагают, что хореографию можно ?отодвинуть? на второй план. На самом же деле сценическое движение - это то, что помогает ребёнку донести эмоции, настроении композиции, подкрепляя голосовую подачу. При правильной постановке хореографии номера, он может выглядеть гораздо интереснее, стать более запоминающимся для членов жюри и впоследствии иметь больше шансов на победу.
Пластика выдаёт не только уверенность в себе, но и степень подготовленности номера. Особенно это видно в быстрых номерах. Поэтому все движения и жесты нужно продумать и согласовать с музыкой, звучанием номера, а также с его содержанием, но не перестарайтесь, чтобы у детей хватило дыхания на пение. Помните, что интенсивные движения с прыжками возможны только под фонограмму, но не под живое исполнение. Вокалисты много не двигаются, но зато у них все движения выражают эмоции и органично вписываются в содержание песни.
3. Запись и последующий просмотр выступления и репетиций.
Очень полезно исполнение готового произведения записать на видео, чтобы можно было проанализировать сильные и слабые стороны исполнения  ученика. 
4. Продумайте сценический образ для выступления.
Костюм должен вводить зрителя в другую атмосферу и органично вписываться в образ вокального произведения. Внешность исполнителя имеет большое значения. Она уже сама по себе настраивает на восприятие того или иного номера. Одежда, начальная поза исполнителя, причёска – всё это настраивает на образ и восприятие. Иногда музыка звучит перед исполнением номера. В этом случае выход исполнителя может как ввести зрителя в его атмосферу, так и испортить всё впечатление. Главное, чтобы причёска, костюм и типаж исполнителя соответствовали содержанию вокального номера
5. Сделайте занятия по вокалу чуть более частыми - но без фанатизма!Некоторые родители и педагоги полагают, что перед конкурсом следует репетировать чуть ли не каждый день, ведь так ребёнок постоянно совершенствует своё мастерство и увеличивает свои шансы на хорошее выступление. Однако это очень распространённое заблуждение, не более того. Конечно, увеличить саму продолжительность занятия на 15-20 минут, не будет лишним, но учащать сами занятия в полтора-два раза может не только не помочь, но даже навредить ребёнку. Постоянное перенапряжение и неустанная работа могут попросту обессилить ребёнка, и тот потеряет всякий интерес к предстоящему состязанию.
4. Поддерживайте ребёнка.Самое важное в деле подготовки к вокальному выступлению - поддержка родителей и педагогов, ведь только самые близкие люди могут вселить уверенность в силах ребёнка и грядущем успехе!

По прибытии разыщите организаторов конкурса и вежливо задайте любые вопросы, которые вас интересуют - они обязаны вам ответить, если даже предельно заняты. Помните: это их работа. Далее отыщите план выступления конкурсантов и убедитесь, что вы есть в списке. Заранее подойдите к звукорежиссеру и передайте ему свои фонограммы. Попросите (вежливо) убедиться, что они воспроизводятся, даже если звукорежиссер уверяет вас, что у него всегда все в порядке. После этого зайдите за кулисы и попросите дать вам в руки микрофон, который будут использовать конкурсанты - вам обязаны его дать. Разберитесь сами и объясните ребенку, как его включить. Поверьте, почему-то все организаторы считают, что у вас точно такие же микрофоны. Если включение микрофона вызывает у ребенка технические трудности, дайте ему уже включенный микрофон. Разумеется, если организаторы будут сами бездействовать. Нередки случаи, когда дети, волнуясь, не могли справиться с выключателем и номер получался ?смазанным?. Помните - не все члены жюри могут этим проникнуться.Начать петь песню нужно уверенно. Не громко, а именно уверенно. Почему? В первые секунды работы микрофона звукорежиссер как можно быстрее подстраивает его к голосу вашего солиста. Это время зависит напрямую от того, как уверенно и ровно ребенок начал петь. Микрофон держим в трех-пяти сантиметрах от губ, на громких продолжительных фразах увеличиваем это расстояние до 10 см, не более. Если при исполнении солист далеко держит микрофон, это повлечет за собой уменьшение громкости вокала, поэтому звукорежиссер скорее всего убавит громкость фонограммы. А это повлечет за собой растерянность находящихся на сцене как вокалиста.