Подвижная игра как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

«...движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения…»

Симон-Андре Тиссо

«Если дверь часто открывается, ее

петли не ржавеют, а если человек много движется, то он не болеет».

Хуа То.

Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – стремительно «молодеет». Она отмечается не только у детей старшего возраста (школьников), но и у дошкольников. Как известно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система: выявляется гипотонус мышц, снижается работоспособность, выносливость, уменьшается мышечная масса и подчастую заменяется жировой.

Болезни, называемой этим термином, в медицине не существует, однако это состояние способно привести к нарушению функций многих органов и систем: иммунной, нервной, опорно-двигательной, кроветворной, сердечно - сосудистой, пищеварительной, эндокринной. Мышечная система имеет широкую и тесную связь с главными регуляторными механизмами. Гипокинезия, нанося удар по мышечной системе, «ударяет» по жизненно важным нервной, эндокринной и медиаторной системам. Что, в свою очередь, отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья детей. Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесенными заболеваниями. Как правило такие дети – особо опекаемые взрослыми. Их освобождают от занятий физической культурой. Век тотальной автомобилизации населения привел к тому, что большинство воспитанников передвигаются в садик и из садика вместе с родителями на автомобилях, так же свою лепту вносит и увлечение гаджетами! И с другой стороны родители, которые позволяют «зависать» в них своим детям.

Из-за неправильного отношения к физическому воспитанию у детей снижается двигательная активность вообще. Последнее неукоснительно ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движений ребёнка в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах и идущих к коре больших полушарий. В результате возникают расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается мышечный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Период от рождения до 7 лет является наиболее важным для становления личности ребенка и его физического развития. В это время происходит формирование необходимых в жизни движений. Именно в дошкольном возрасте закладывается двигательная база, формируются умения в жизненно необходимых двигательных движениях (ходьба, бег, лазанье, прыжки), своевременное овладение которых ведёт к дальнейшему освоению более сложных локомоций – плавания, езды на велосипеде, катании на лыжах и т.д.

Можно сказать, что гиподинамия (гипокинезия) – новая социальная болезнь. Какое же средство самое лучшее лекарство от гиподинамии? Конечно же движение и… движение. Детское дошкольное учреждение в полном объёме предоставляет такое лекарство? Если посмотреть на содержание «Рабочей программы воспитания» детского сада и расписание режимных моментов, можно увидеть, что удовлетворение двигательной потребности реализуется дошкольном учреждении. Но в полном ли объёме? При разработке рационального двигательного режима необходимо предусмотреть не только удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и её рациональное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов деятельности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: его двигательному опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.  В каждом ДОУ есть специалист (инструктор по физической культуре), трудовая деятельность которого непосредственно направлена на получение воспитанниками двигательных умений, знаний и навыков, расширения базы физических возможностей и т.д.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности, а значит и существенным фактором здоровья детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

Подвижную игру можно назвать самым действенным и универсальным средством удовлетворения двигательной потребности. Подвижная игра – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Благодаря играм обыденное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным. Преимущественно подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекают эмоционально и стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме, а так же игра несёт в себе образовательную и познавательную функцию.

Игра – естественный спутник жизни ребёнка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребёнка – неуёмной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, мышление, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, - одно из проявлений воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которые гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.

Игра приносит удовольствие, положительные эмоции, радость, что является важнейшими факторами оздоровления.

Суточная двигательная активность – сумма движений, выполняемых

ребенком в процессе жизнедеятельности. Ниже предоставлены нормы двигательных локомоций, которые разнятся по возрастам.

Анализируя таблицу данных, можно сказать, что для удовлетворения двигательной потребности и профилактики различных заболеваний, нужно достаточно большее количество локомоций. Подвижные игры в детском саду как организованные педагогом, так и самостоятельно организованные, а так же подвижные игры вне дошкольного учреждения служат прекрасным и эффективным средством воздействия на ребёнка.

Единой учрежденной классификации ПИ нет. Педагогам на основании практической и научной деятельности предлагаются различные виды группировки подвижных игр: сюжетные, несюжетные, игры с элементами спорта, игры-эстафеты; игровые упражнения, помогающие ребенку овладеть более высокой техникой движения.

Группируют игры и по признаку преобладающего вида движений (бег или прыжки, метания, лазание). При подборе ПИ по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастными группами. Это помогает планировать игры в связи с формированием у детей определенных навыков и физических качеств (И.М. Коротков).

Кроме того, ПИ распределяют по степени вызываемого у ребёнка мышечного напряжения (M.М. Конторович, Л.И. Михайловой).

Согласно (Л.В. Былеевой, И.М. Короткову) предлагают следующие группировку ПИ: 1. По степени сложности их содержания; 2. По возрасту; 3. По видам движений; 4. По физическим качествам, преимущественно проявляемых в игре; 5. Игры, подготовительные к отдельным видам спорта; 6. Игры, подбираемые в зависимости от взаимоотношений играющих.

Автор, док. мед. наук, Страковская Л.В., рекомендовала группировать ПИ с учетом состояния здоровья детей:

I группа – игры с незначительной нагрузкой; II умеренной нагрузкой; IIIc тонизирующей нагрузкой; IV – с тренирующей нагрузкой.

Игры I и II групп применяют, предположительно, с детьми, перенесшими заболевания различной этиологии в стадии ремиссии и (или) после уменьшения активности болезненного процесса; имеют развлекательную форму, но при проведении опытным инструктором, умеющего создавать вариативность игр, могут тренировать, например, вестибулярный аппарат, развивать некоторые моральные качества и моторные навыки.

Примеры игр I, II групп:

«Ель, елка, ёлочка».

Дети идут по площадке (по лесу). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как ели, подтянитесь, выпрямитесь и слегка» разводят руки («ветки») в стороны, ладонями вперед. «Пойдемте дальше в лес и посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички – ёлки. А вот и они». Педагог предлагает детям встать как «ели», но в полуприседе. «Давайте поищем совсем младших сестричек – ёлочек». Дети превращаются в ёлочки – в приседе – руки разведены.

«Мяч по кругу».

Дети сидят в круге и передают мяч по кругу, рядом сидящему. По сигналу тот, у кого оказался мяч, бросает его через круг любому игроку. Тогда два игрока, сидящие слева и справа от поймавшего, меняются местами

«Журавли и лягушки».

2-5 играющих изображают журавлей – стоят на одной ноге. Остальные дети изображают лягушек, прыгая по «лягушачьи». На сигнал ведущего журавли, прыгая на одной ноге, ловят лягушек, которые перемещаются в свое «болото». Затем дети меняются ролями.

«Качалка»

Ребёнок сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками. С помощью взрослого перекатывается в группировке в положение лежа на спине. Ребёнок делает качательные движения на спине. Взрослый страхует. В дальнейшем «качалку» ребёнок делает самостоятельно. (рис. 3).

Музыкально-ритмические игры.

Под аудио сопровождение или ритм стиха дети разучивает танцевальные движения:

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную.

Под этот ритм дети делают хлопки: перед собой, над головой, под коленом ноги, поднятой вверх, и т.д.

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Хоп!

Тише, тише , не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Дети, держась за обруч, бегут лёгким шагом по кругу. По команде «Хоп!» поворачиваются кругом и бегут в обратную сторону, постепенно останавливаются.

Заинька, поклонись, серенький поклонись,

Вот так, вот так поклонись.

Заинька повернись, серенький повернись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой.

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Примеры игр III и IV:

«Курица, цыплята и ястреб».

В игре один ребёнок – «курица», другой – «ястреб», остальные – «цыплята». «Цыплята» гуляют, клюют зёрнышки. На условный сигнал вылетает «коршун» и начинает нападать на цыплят, которые под защитой «курицы» увертываются и стараются убежать в домик.

«Не оставайся на полу»

Под музыку начинаем движение по кругу, как только музыка заканчивается, участники должны принять такое положение, чтобы ступни ног не касались пола.

«Охотники и зайцы»

С помощью считалки выбирают двух "охотников", которые берут у руки по маленькому резиновому мячику. Остальные дети - "зайцы", они сидят в "норке" - на противоположной стороне площадки за начерченной чёрточкой. Охотники прячутся за стульчиками.

На слова воспитателя "Зайчик прыг-скок в зелёный лесок" зайцы выбегают на середину площадки, начинают прыгать. На сигнал "Охотники!" зайцы убегают в свои убежища, а охотники охотятся на них - целятся мячиками под ноги. В кого попадут - те дети становятся охотниками.

Примечание. Игра может длиться при условии, когда один и тот же охотник попадёт в 4-6 зайцев, после чего новых ведущих снова выбирают с помощью считалки.

Надо следить, чтобы охотники бросали мяч как правой, так и левой рукой и лишь под ноги зайцам. Мяч поднимает тот, кто его бросил.

Формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, который владеет доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывает желание заниматься физическими упражнениями – важная цель современного общества. Подвижную игру смело можно назвать самым действенным и универсальным средством.

«Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важным стимулятором гармоничного роста и развития детей» (Студеникин М.Я., 1988).