Поэтический образ природы в детском рисунке.


   Детское творчество отражает окружающий мир, природу как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияния искусства на эстетическом воспитании дошкольников, Н.К.Крупская писала: ?Надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства?. Эмоционально- творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы 

помогает ребенку увидеть волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
   
?  Природа- неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают желтые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине?.

Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами  самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.
   Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать  эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
   Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика  природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействия на эмоции ребенка своими качествами(совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребенка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
     Свою работу по обучению детей пейзажной живописи, я начала потому что диагностическое обследование показало, что у детей понижена острота зрения, нарушено цветовое восприятие. Некоторые не могут оценить глубину пространства, объем предмета. Дети плохо ориентируются на микро- макроплоскости.

Я поставила перед собой следующие задачи:
1)Развивать эмоциональную отзывчивость к эмоциональной стороне окружающей действительности:
*создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;
*показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы: неба в разных погодных и сезонных явлениях.

2)Учить ребенка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы:
* развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.
3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.

    Я заметила, что ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно- эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляю в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых мною систематических наблюдений.
    На прогулках обращаю внимание, что колорит каждого времени года разный.
Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, теплые цвета и оттенки.
   Придаю большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей. так как литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт. Когда знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, то одновременно демонстрирую яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
    В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи. Свою работу планирую с учетом возрастных особенностей детей, подбираю произведения, соответствующие программе воспитания, доступные по содержанию и исполнению. Наши дети – слушатели, а не читатели. Поэтому, эстетическое воздействие на них художественного произведения во многом зависит от того, как доносит его педагог.
   Я собрала и оформила подборку художественного слова: стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок  по временам года. Материал для этого подбираю доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку. Считаю, что информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, конкретные образы.
   Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребенка. Вот наступила осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателя и родителей на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят. Вместе с детьми играли с собранными листьями(?Найди такой же по цвету и форме?), предлагала составить из листьев композиции(например, осенний лес, где листья изображали деревья). Старалась давать детям возможность пофантазировать, что можно сделать из этого материала, При этом мы не наклеили картинки, а просто раскладывали и смотрели со всеми детьми, кто что придумал.
   Свою работу старалась построить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражения в детском творчестве(рисунке). Обращала внимание на снег. как он покрывает дома кусты, деревья. Темные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа.
   Предлагала детям рассматривания репродукции картины И.Шишкина ?Зимний лес?. Обращая внимание на снежные на деревьях, кустах, снежный покров на земле, читала стихотворение:
                 ?Зимний лес, что шапкой
                   Принакрылся чудной.
                   И заснул под нею
                  Крепко, непробудно?.
Восприятие художественного образа в картине И.Шукшина и стихов помогают детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками ?принакрыть? ?шапкой чудной? зимний лес. Когда все рисунки расположили на доску, они образовали общую картину. Дети с интересом рассматривали их и находили новые детали. ?Вот там я вижу следы на снегу, наверное, зайчик пробегал?, 
?А вот под этим деревом, наверное, в берлоге спит медведь?, ?А здесь следы, это волк пробегал?.
   Предлагала другие варианты картин зимней природы, которые дети изображали после чтения мною стихотворения И.Сурикова:
                 ?Белый снег пушистый в воздухе кружится
                  И на землю тихо, падает, ложится.
                  И под утро снегом поле забелело,
                  Точно пеленою все его одело?.
Я спрашивала, как можно нарисовать зиму, после они сами выбирали сюжет и рисовали. Зимняя тематика для дошкольников интересна тем, что включает также образы новогодних персонажей: Снеговик, Деда Мороза, Снегурочки, зверушек, которые пришли на новогодний праздник в лес.
  Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы  все радуются солнечным, теплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилету птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, цветы.
   В отличии от холодного, зимнего колорита весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой я обращаю внимание детей. Например, увидев ромашки с нежными белыми лепестками, дети еще лучше изобразят эти цвета.
                 ?На лугу, у той дорожки,
                   Что бежит к нам прямо в дом,
                   Рос цветок на длинной ножке-
                   Белый, с желтеньким глазком.
                  Я цветы сорвать хотела,
                  Поднесла к нему ладонь,
                  А пчела с цветка слетела
                  И жужжит, жужжит: ?Не тронь!?
В этом стихотворении выражена любовь поэта к первым летним цветам. Читая стихи, я интонацией голоса выражаю эмоциональное отношение к этому образу. В конце учебного года организуется экспозиция детских ?пейзажей? для того чтобы дети увидели все времена года, которые они изобразили в рисунках. Такой просмотр дает им возможность вновь побывать в осеннем или зимнем лесу, полюбоваться картинами весенней природы. Считаю, что рассматривание работ полезно также тем, что каждый ребенок на выставке находит свои рисунки и может сравнить результаты собственного творчества, увидеть, чему он научился, С другой стороны, дети испытывают радость от возможного общения в новой для них ситуации.
   В старшей группе, я больше использую не только иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. Рисование красками я чередую с рисованием цветными карандашами и другими художественными материалами. Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движения руки, что благоприятно влияет на изображения детьми  многообразия предметного мира. Экспериментирование с различными материалами(красками, фломастерами, цветными мелками) дает возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно- выразительные средства в рисунке.
    При рисовании осени я предлагала детям протонировать лист бумаги. Дети сами выбирают соответствующий фон, на котором должны выделяться краски. Перед рисованием я обращаю внимание внимание на то, что вначале надо нарисовать землю, деревья, а потом уже осенние листья. Во время рисования напоминаю детям, чтобы они брали краски разных цветов, тогда действительно деревья будут в ярком осеннем наряде.
Дети любуются своими картинами золотой осени.
 Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники, и психологи – исследователи детского рисунка. Еще Микеланжело говорил: ?Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает?. Исследователи Н.И.Кириенко, А.Г.Ковалев, Н.П.Сакулина почеркивают необходимость развитие глаз и рук, координированности их движений.
   Зрительный контроль за процессом изображения осуществляю на основе имеющегося у ребенка представлений о предмете, явлении. Направляя взором действия рук при создании рисунка, он все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться. Поэтому очень важно у детей отчетливое представление о том, что предстоит им изображать. 
   При восприятии произведений искусства я не стремлюсь к массовому охвату детей. Кратковременный, но доверительный разговор с 2-3 детьми иногда может оказаться гораздо эффективней, чем беседа со всей группой.
    Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отвожу свободной самостоятельной деятельности. В основном, после полдника на столы выкладываются изобразительные материалы, имеющиеся в группе. Дети выбирают их самостоятельно и рисуют .Чтобы у них не потерялся интерес к рисованию, я периодически демонстрирую новые интересные приемы работы с уже известными их материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии(рисование пальчиками, ладошкой, на сырой бумаге, ниткографию). Положительно оцениваю инициативу детей, независимо от полученного результата. Заинтересованно, уважительно и деликатно отношусь к детскому творчеству.
    Чтобы эффективно решать задачи по воспитанию эстетических чувств через пейзажный рисунок, ребенок должен получить знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Ребенок научится любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, простором полей,- у ребенка разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубине, познает окружающий мир.
   Природа помогает развивать такие качества, как эмоциональность, жизнерадостность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных .Формировать любовь к родному городу, краю, родине. Надо воспитывать у детей через общение с живой природой- это великолепное условие, где ребенок получает эмоциональную отдушину, знания, а главное, у него развивается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности .Основное средство познание природы- наблюдение.
   Наблюдения проводятся на прогулках, в уголке природы.
   Наблюдения показали, что такая системная ежедневная работа побуждает детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием рисуют времена года. Дети свободно владеют пространственным ориентиром, предметы располагают ?ближе- дальше?. Дети работают разными материалами, в разной технике.
    В подготовительной группе. Дети сами стали интересоваться пейзажем, как жанром живописи. Продолжаю развивать решение композиции(размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности), совершенствую рисование гуашевыми и акварельными красками(свободно экспериментировать, смешивая разные краски для задуманных цветов и оттенков).
    Таким образом, можно сделать вывод, что эстетические чувства закладываются день за днем с дошкольного возраста, а воспитание их пейзажную живопись способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором базируется и детское творчество.
     Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись  способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
     Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
  Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.