* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Л.Э.Фофанова

Воспитатель

МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад»

п.Сосново Ленинградской области

Я работаю воспитателем во второй младшей группе и данная тема «Здоровьесберегающий потенциал психотерапевтической сказки в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» для меня очень актуальна, т.к. дети данной группы ещё очень малы, они только что пришли из яслей и совсем ещё «беспомощны» в целом мире без мамы, для них это стресс и паника, и здесь мы педагоги должны им помочь преодолеть свои страхи «оставаться без мамы» и помочь адаптироваться к окружающему миру.

Я считаю, что здесь нам очень помогут психотерапевтические сказки…все детки раннего и дошкольного возраста всегда воспринимают сказку, вымысел как саму реальность. Ведь сказка для детей - это самая первая и простейшая модель всего окружающего мира, она помогает формировать у ребёнка мировоззрение и одновременно учит умению фантазировать. Ребёнок представляет себя данным персонажем и испытывает на себе всю суть сказки, сопоставляя себя в главной роли, тем самым как бы видит себя со стороны и в этот момент у ребёнка начинается развитие мышления и логики. Одно из важнейших значений сказки – это то что ребёнок видит всю целостность мира.

И вот здесь нам на помощь и приходит сказкотерапия, это и есть один из я бы сказала главных технологий здоровьесбережения, т.к. психика ребёнка очень ранима и требует бережного к себе отношения…в сказкотерапии огромный потенциал здоровьесбережения, потому что с помощью сказкотерапии мы можем скорректировать, предостеречь или исправить практически любую ситуацию.

Сказкотерапия - один из инновационных методов в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, и она уже зарекомендовала себя с наилучшей стороны, т.к. помогает нам педагогам в работе каждый день. Психотерапевтические сказки для того и созданы, чтобы мы, педагоги, могли вовремя оказать поддержку – своевременную поддержку, помочь ребёнку в его жизненной проблемной ситуации, а также и избавить ребёнка от страданий, стресса и т.д.

Мы, и педагоги, и родители очень хотим, чтобы наши маленькие детки выросли в гармонично-развитую личность, и тут нам помогают сказки…сказка в жизни детей раннего и дошкольного возраста очень важна.

Сказка содержит все себе все грани для развития личности…в ней есть всё, и герои как добрые так и злые, есть замки, феи, рыцари, ковёр – самолёт, воздушный корабль, где добро всегда побеждает зло и т.д и т.п., и именно сказка открывает мир ребёнку, показывая где «хорошо» и где «плохо», и каждый малыш слушая сказку представляет себя главным героем и вот в этом и есть вся суть «Сказкотерапии».

Ребёнок, слушая сказку, «проживает» её в душе, он хочет быть там в сказке и он видит себя в ней и чувствует и сопереживает…поэтому и создана «сказкотерапия», т.к. она даёт ребёнку шанс поучаствовать в ней, а не это ли есть «мечта» малыша? И каждая сказка пробуждает в душе ребёнка всё самое доброе, самое лучшее, самое красивое…Ребёнок как бы видит себя со стороны., а находясь в сказке ребёнок взаимодействует со многими сказочными героями, и как и в жизни ищет пути решения проблемы, которые встают перед ним.

Об огромной роли сказки в жизни детей говорил В.Сухомлинский: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».

И вот здесь мы и можем, и мы используем «сказкотерапию».

А что такое «сказкотерапия»?

Сказкотерапия – это уникальное средство развития ребёнка, это воспитание и «лечение» сказкой, это здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития., а также это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, который помогает избавиться от страхов, стрессов и всецело способствует здоровому психоэмоциональному развитию ребёнка. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Основной принцип сказкотерапии – это педагогическая поддержка, это решение проблемы совместными путями для конкретного ребёнка и в конкретной ситуации и главный критерий которого и есть удовлетворённость ребёнка самой деятельностью и её результатом.

Что мы воспитываем с помощью сказки у детей, что мы развиваем?

Это – умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, мыслить, развиваем связную речь, мышление, воображение, память, мимику лица и жесты, этические чувства, чувство юмора, волю, веру в себя, смелость, трудолюбие, доброту и честность и т.д, а сказкотерапией мы корректируем, помогаем ребёнку самому увидеть себя и понять, где ему надо и куда сделать шаг, чтобы достичь «идеала».

Сказкотерапия помогает без истерик и нотаций справиться ребёнку с его проблемами, а где-то и привить хорошие качества.

Воспитатель, ребёнок и родители являются непосредственными участниками, активными участниками всего процесса.

Отсюда и вытекают основные задачи, решаемые с помощью сказкотерапии: снятие эмоционального напряжения, тревоги, развитие внимания, восприятия спокойной речи, воображения, развитие навыков взаимодействия друг с другом, координации движения, развитие общей и мелкой моторики, развитие внимания, отзывчивости, помощи друг другу, взаимопомощи, формирование понятия добра и зла, хорошо и плохо, повышение уверенности и самооценки в себе, самостоятельность, развитие творческой активности, накопление их познавательного и эмоционального жизненного опыта, стимулирует речевую активность, развивает их индивидуальные особенности.

Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, но с помощью сказкотерапии сказке отдаётся огромная роль в решении разных проблем и задач. Сказка - это именно то общение с ребёнком, которое ему больше всего понятно. и у ребёнка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, только надо его поискать и это будет прочным фундаментом для успеха во взрослой жизни.

Спокойный ребёнок – здоровый ребёнок… От психоэмоционального состояния ребёнка напрямую зависит и физическое здоровье ребёнка.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее» Д.Родари