* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} h3 {color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .article_decoration_first {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 3 Знак {color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .block__block-3c {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Синцова Ольга Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шахтёрский колледж кино и телевидения имени А.А. Ханжонкова»

ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

Далеко не каждый человек способен исполнить роль наставника. Помимо отличного владения профессиональными навыками, наставники должны обладать целым рядом личностных качеств, из которых в первую очередь следует отметить чувство ответственности, целеустремлённость, отзывчивость, терпение, чувство такта, владение приёмами коммуникации и высокую самоорганизацию. Немаловажной для наставника является способность увлечь и заинтересовать своего подопечного, это в значительной мере повышает мотивацию подопечного и самого педагога-наставника. Выбор наставника зависит от особенностей каждой организации, стиля управления, понимания руководителем организации важности системы наставничества.

Настоящий наставник не только передает знания и опыт, но и вдохновляет добиваться большего! Это человек, который вкладывает душу в свое дело, делится секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим.

Для меня наставник - это старший по опыту коллега, который направляет на правильный педагогический путь и оказывает квалифицированную методическую помощь. Развивает свой творческий потенциал, постоянно находится в педагогическом поиске, совершенствует формы и методы работы, перенимает лучший опыт педагогов и делится собственными новациями и разработками с коллегам. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию – является педагогическим кредо наставника.

Он вносит вклад в систему профессиональной адаптации молодого педагога, получает удовольствие от общения с молодым специалистом.

Поскольку наставничество носит субъектный характер, то наставники могут не только делиться собственным опытом с молодыми специалистами, но также учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать новые современные технологии обучения.

Главное – быть открытым для педагогических инноваций.

Молодых педагогов необходимо привлекать к участию в творческих лабораториях, конкурсах профессионального мастерства, форумах, конференциях, круглых столах, к разработке проектов, к презентации себя как учителя. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего педагога в образовательную, педагогическую среду. Творческая самореализация начинающего педагога должна проходить красной нитью через всю совместную деятельность наставника и молодого преподавателя.

Работа наставника должна быть планомерной, системной и иметь конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Формирование в колледже такой категории педагогов, которые способны брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов – это самое ценное приобретение для любого учебного заведения.

Хочется отметить, что педагогический опыт можно почерпнуть из учебников, методических рекомендаций, СМИ и других источников, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов единомышленников разных поколений.

Именно этот союз опыта и молодости, использование современных технологий и методик, помноженных на многолетнюю практику педагогов-наставников, и есть путь к успеху.

Успешное будущее среднего профессионального образования в руках педагогов и наставников!

Профессиональные качества наставника

1. Корпоративность. Обладать высоким уровнем лояльности к организации, является носителем ключевых ценностей корпоративной культуры.

2. Осведомленность. Иметь системное представление о работе своего

подразделения и организации в целом.

3. Работоспособность. Обладать значительным опытом в сфере своей
профессиональной деятельности.

4. Перцептивность. Иметь желание быть наставником, стремление помогать подопечному.

5. Способность обучать. Уметь структурировать опыт работы, с передачей его для молодого специалиста, с четким и последовательным изложением необходимой информации. Быть способным к конструктивной критике.

6. Ответственность. Наставник должен быть заинтересован в успехах своего подопечного, неся личную ответственность за решение возникших проблем при обучении.

7. Активность. Уметь мотивировать других.

8. Коммуникабельность. Строить доверительные отношения с партнерами по коммуникации.

9. Влиятельность. Иметь необходимые личные качества и навыки для

влияния на других.

10. Целеустремлённость. Уметь преодолевать трудности, проявлят настойчивость, выдержку, решительность, требовательность.

11. Креативность. Иметь потенциал для собственного профессионального роста.

Эффективность наставничества объясняется его индивидуальным характером, никакая другая форма обучения не может быть столь адресной и приближенной к реальным условиям. Очень важно не только оценивать труд наставников, но и признавать его ценность.