* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;}

Способ постановки свистящих и шипящих звуков. Способ постановки свистящих и шипящих звуков будет зависеть от резервных возможностей каждого ребёнка.

1 Этап. Артикуляционная гимнастика для звуков с, сь, з, зь, ц.

1. Лягушка (улыбочка). 2. «Трубочка». 4. «Наказать непослушный язычок». 5. «Блинчик». 6. «Язык перешагивает через зубы». 7. «Почистим зубы». 8. «Горка». 9. «Катушка». 10. «Заборчик». 11. Часики. 12. «Лодочка». 13. Качели.

+ Дыхательные упражнение

2 Этап. Постановка

Существует три основных способа постановки правильного произношения:

1. По подражанию через демонстрацию правильной позы губ и зубов. Предлагается несильно и долго подуть на нижние зубы.

Внимание ребенка обращается на звучание, артикуляцию, тактильные и мышечные ощущения:

[с] сравнивается со звуком воды, текущей из крана, нет вибрации.

[з] сравнивается со звоном комара, напор воздушной струи слабее, чем при произношении звука [с], ощущается вибрация голосовых складок.

[ц] звук глухой, выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

[ш] сравнивается с шумом ветра, шипением, нет вибрации.

[ж] сравнивается с «песенкой» жука, ощущается вибрация, воздух выходит не сильно, как при произношении звука [ш].

[ч] выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

[щ] сравнивается со сдуванием шарика, выдыхаемая струя воздуха сильная, нет вибрации.

2. Механически:

1.Во время многократного повторение слога та логопед зондом (черенком ложечки) нажимает на среднюю линию вдоль языка, опуская тем самым язык вниз, а кончик языка за нижние зубы.

2. Чаще используется двухэтапная постановка свистящих звуков: межзубное произнесение и зазубное произнесение. Ребенку предлагается высунуть язык между зубами и плавно выдохнуть – звук похож на английский the. При достижении нужного эффекта ребенку предлагается убрать язык за зубы и упереться кончиком языка в основание нижних резцов. Плавно выдохнуть. Для образования нужного желобка используется зонд как в предыдущем способе.

Сь, Зь

1. Ставится по подражанию после постановки твердых свистящих

2. По аналогии с постановкой твердых свистящих, только от слога тя.

Ц

1. Вызывается при произнесении Т при опущенном к нижним резцам кончике языка и прижатой передней части спинки к верхним резцам и сильном коротком выдохе.

2. Частое последовательное произнесение сочетания тстстстстс.

3. Для укорочения свистящего элемента используется произнесение цепочек атсатсатс

Постановка ШИПЯЩИХ звуков /Ш/, /Ч/ и /Щ/

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

Ш, Ж       1. Просим ребенка произнести сочетание тшш, при этом указываем на правильную артикуляторную позицию зубов и губ и прижимаем щеки пальцами.       

2. При межзубном сигматизме с механической помощью, используя зонд «рамка», поднять кончик языка к альвеолам; от артикуляционного упражнения «Чашечка». Инструкция: занеси «чашечку» в рот, не разлив чай; от английского [t] с сомкнутыми зубами и вытянутыми вперед губами.

3. Смешанный способ, когда используется и показ, и механическая помощь.