Постановка звука Р

"Р" - это согласный звук, который образуется переднеязычным дрожащим артикулятором. Он звонкий и твёрдый.

Правильная артикуляция звука "р" включает следующие элементы:

  1. Кончик языка поднимается к нёбу (альвеолам), а боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Под давлением выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

  2. Губы остаются открытыми.

  3. Зубы разведены.

  4. Если приложить ладонь руки к рту, можно почувствовать сильную струю воздуха.

  5. Звук "р" должен быть звонким.

Ниже представлены упражнения для подготовки артикуляционных органов:

Упражнение для развития дыхательного напора.

Наполните легкие воздухом и с силой выдохните его, заставляя губы вибрировать. Выдыхайте воздух с активным использованием голоса.

Примечание: Иногда может возникнуть проблема, когда губы вибрируют без звука.

Упражнения для развития языка.

  1. Раскройте язык широко и введите его между губами. Сильно выдувайте воздух с использованием голоса, заставляя язык вибрировать. При этом язык и губы должны оставаться расслабленными. Если поднести ладонь руки к рту, можно почувствовать резкую холодную струю воздуха.

Примечание: Иногда, при сильном напряжении губ, язык может плохо вибрировать или вибрировать без звука.

  1. Выполняйте цоканье языком, прищелкивая его с переменной скоростью — то быстро, то медленно. При этом язык должен сначала прижиматься к небу на мгновение, а затем падать вниз своим собственным весом. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторяйте упражнение.

Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. При правильном выполнении цоканья подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.

Произношение звука "р" в звукосочетаниях "тр" и "др".

Произнесение звукосочетания "тр" (трыканье). Если не удается достичь эффекта без использования пальцев, можно выполнять это упражнение с их помощью (в большинстве случаев так и делается).

Порядок выполнения упражнения:

  1. Поднять язык к небу, растянув "уздечку" на пределе. Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать боковые края языка к небу. Срединная часть языка и "уздечка" должны оставаться свободными.

  2. Глубоко вдохнуть и с силой выдохнуть воздух с активным использованием голоса. Язык будет "набухать", и будет слышно звукосочетание "тж" (у некоторых детей сразу получается звукосочетание "тр"). Расстояние между зубами во время упражнения должно быть полутора-двух пальцев. Повторять упражнение много раз, постепенно увеличивая силу выдоха. Звукосочетание "тж" со временем превратится в "тр".

  3. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и оставался прижатым к небу, а боковые края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под давлением сильного потока воздуха самопроизвольно получится сначала короткое "тр-тр".

Примечания:

  1. При схватывании «уздечки» пальцами не возникают вибрации при выдыхании воздуха.

  2. Воздух проходит не по длине языка, а через нос, поэтому язык не "набухает" и не производит звук "тр".

  3. Выдыхаемый воздух не имеет достаточной силы.

  4. Вместо звукосочетания "тр" слышится звук "тл". Это означает, что язык работает самостоятельно (вибрирует), а язык должен быть неподвижным и плотно прилегать к нёбу под давлением сильного потока воздуха.

  5. Не рекомендуется имитировать звук "р". При правильном произношении звука кончик языка вибрирует, но при неправильной имитации часто начинает вибрировать либо задняя часть языка (произносится увулярный звук "р"), либо корень языка, соприкасающийся с мягким нёбом (произносится велярный звук "р"). Если такое произношение возникает у ребёнка самостоятельно, необходимо незамедлительно принять меры для исправления неправильного произношения. Поэтому рекомендуется ограничиться артикуляционной гимнастикой. Возможность постановки звука "р" в раннем возрасте не исключается, но требует значительного времени.

В некоторых случаях считается, что для произношения звука "р" (редко звуков "ш" и "ж") необходимо обрезать подъязычную связку ("уздечку"). Однако это совершенно необязательно. Причиной отсутствия звука "р" является слабость мышц языка и недоразвитие "уздечки", что не позволяет языку подняться и прижаться к нёбу. Опыт работы показал, что после выполнения комплекса предварительных упражнений, описанных в книге, мышцы языка развиваются, "уздечка" растягивается, и необходимость её обрезки отпадает.

Упражнение:

Произнесение звукосочетания "тр" с раскатистостью. После достижения стабильного произнесения короткого звука "тр" необходимо проводить тренировку для достижения длительного и раскатистого звука "тр" - сначала с помощью пальцев, а затем без них.

При произнесении слогов необходимо сохранять непрерывность звукосочетания "тр" (или "др"). Звук "р", отделенный от звука "т", невозможно произнести сразу, без предварительных тренировок, поскольку звук "т" (или "д") служит опорой для удержания языка у нёба.

Если в прямых и обратных слогах слышится мягкое произношение (например, вместо слога "тра" слышится "тря"), это означает, что кончик языка соприкасается с верхними зубами. Чтобы предотвратить это, необходимо упереть плоскую часть ложечки в верхние зубы (перпендикулярно), и кончик языка отодвинется немного в глубь рта.

Примечание: Изначально допускается мягкое произношение. Постепенно, по мере тренировки и объяснения разницы в положении кончика языка при произношении твёрдого и мягкого звука "р", мягкость произношения исчезает. При мягком произношении "р" (рь) кончик языка соприкасается с верхними передними зубами и более напряжен. При твёрдом произношении "р" кончик языка поднимается к альвеолам (десневым бугоркам).

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests