* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 11pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Семавина Л.А.., воспитатель

РФ, г. Уфа, ЧДОУ детский сад «Игроград»

Познавательное развитие у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых проблемно-практических ситуаций

В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В связи с этим, сегодня высокоперспективным становится применение проблемного обучения, при котором развиваются самостоятельность мышления, познавательные умения и способности ребенка. В ходе образовательного процесса педагог может использовать различные звенья для формирования у детей умений принимать и ставить познавательные задачи, слушать и слышать, смотреть и видеть, следовать указаниям. Кроме того, внимание воспитателя должно быть направлено на становление у дошкольников умения планировать свою работу, на выбор ими необходимых путей и средств решения проблемной задачи, на то, чтобы дети умели наблюдать, контролировать ход деятельности и оценивать ее результат.

Использование проблемного обучения в дошкольном возрасте имеет ярко выраженную специфику. Наиболее сложным вопросом в данной сфере является вопрос о положительной мотивации деятельности. Большинство исследователей отмечают, что проблемная задача только тогда породит в сознании ребенка проблемную ситуацию, когда она субъективно значима для него, те есть, у ребенка появляется потребность в ее решении. Именно дополнительные стимулы в дошкольном возрасте ценны и необходимы.

Использование проблемных задач положительно сказывается на активизации ребенка. Если на первых порах дети выжидающе смотрят на взрослого, высказываются нерешительно, то при повторном применении заданий проблемного характера картина воспринимается по-новому. Практически каждый ребенок имеет версию решения проблемы и хочет донести ее до окружающих его людей. Характерно то, что дети при таком обучении более внимательно начинают выслушивать друг друга, ответы становятся более полными, оригинальными.

Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С. Л. говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс [3].

Что же такое проблема?

Проблема — это некое затруднение в процессе какой-либо деятельности, на пути к поставленной цели.

Проблемная ситуация, по определению А.М. Матюшкина, – это «особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия» [1, с.160].

Выделяют два типа проблемных ситуаций – психологические и педагогические. Психологические напрямую касаются деятельности воспитанников, другие же представляют организацию образовательного процесса. Проблемно-игровую ситуацию можно организовать на любом этапе образовательного процесса. Как при знакомстве с новым материалом, так и при закреплении, контроле или в процессе решения творческих заданий.

При формировании содержания проблемно-игровых ситуаций нужно опираться на определенные условия.

1. Игровые ситуации необходимо строить, учитывая интересы и возможности детей, их социальный опыт, а также возрастные особенности.

2. Создавать следует те проблемно-игровые ситуации, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям всех детей в группе.

3. В проблемно-игровые ситуации следует включать моменты импровизации, альтернативные пути решения задач.

За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанный Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук.

Шаг № 1 Обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг № 2 Формулировка задачи составляется в занимательной для ребенка форме, вопросы: «Как быть?», «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг № 3 Формулировка противоречия.

Шаг № 4 ИКР (идеальный конечный результат). Ребенок, используя свои знания и умения, самостоятельно решает задачу.

Шаг № 5. Обследование ресурсов объектов для решения возникшего противоречия.

Шаг №6 Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого результата решения.

Шаг №7 Рефлексия: «Что делали?», «Как?», «Зачем?» [2].

Алгоритм может быть один, но сам проблемный материал не должен быть однотипным. Педагогу не стоит торопиться с готовым ответом, в первую очередь следует дать возможность ребёнку подумать самому. В таком случае, не зависимо от того, самостоятельно или с помощью воспитателя ребёнок нашёл решение, он будет воспринимать себя как первооткрыватель.

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить верный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, педагог раскрывает способ её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает свои предположения, идеи, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной – он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать возможные решения проблем. Использование проблемного обучения положительно влияет на развитие творческого преобразующего мышления у детей старшего дошкольного возраста, что позволяет дошкольникам проявлять активность и самостоятельность при решении проблемных и житейских задач.

Проблемную ситуацию создает воспитатель, используя определенные приемы, методы и средства. При создании и решении проблемных ситуаций целесообразно использование следующих методических приемов:

1. Подвести детей к противоречию и дать возможность самим найти способ его разрешения

2. Изложить всевозможные мнения, позиции на один и тот же вопрос

3. Побудить детей делать сравнения, обобщения, а также выводы из сложившейся ситуации

4. Поставить конкретные вопросы

5. Выявить проблемные теоретические и практические задания

6. Поставить проблемные задачи.

Наиболее распространенным методом является постановка вопроса проблемно-поискового характера. Например, «почему бурые медведи уходят зимой в спячку, а белые нет?», «если все растения содержат много воды, то почему она не течет, когда режешь свеклу, яблоко, огурец?» и многие другие.

На каждом этапе дошкольного детства проблемно-игровым ситуациям на организованной образовательной деятельности отводится важная роль. Так как привлечь интерес детей и сконцентрировать их внимание на каком-либо задании получается именно благодаря проблемно-игровым ситуациям.

Этапы процесса решения проблемно - игровых ситуаций.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов. Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему пути решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных методов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, то есть выдвижение гипотез, поиск ответа, пути решения. На втором этапе ребенок ищет ответы «во внешних условиях», в различных источниках знаний. На данном этапе дети не всегда понимают значение новых знаний и поэтому могут не принять их. В таком случае особенно важно, чтобы педагог внимательно слушал высказывания и предположения детей, поощрял их за самостоятельно сделанные выводы, а не стремился переубедить и навязать свою точку зрения. В большинстве случаев, когда взрослый постоянно указывает ребенку на его промахи, читает нравоучения, ребенок становится робким, застенчивым. Важно, чтобы ребенок проявлял инициативу в постановке и решении интеллектуальных проблем.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного способа решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Четвертый этап – рефлексия.

Каждая проблемно-игровая ситуация характеризует определенное психическое состояние дошкольника, которое возникает в ходе выполнения игрового задания, помогающего ребенку осознать противоречие между потребностью найти способ решения и невозможностью использовать для решения стандартные действия.

Таким образом, стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, педагогу следует создать новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать общие выводы, вырабатываем навыки не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал интерес к получению новых, неожиданных, необычных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Искренний интерес к окружающему миру, который проявляется в познавательной деятельности, в стремлении ребенка воспользоваться любой возможностью, с целью чему-либо научиться – это один из лучших способов личностного развития, а также истинный залог высокого интеллекта.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что одна из главных задач педагога состоит в том, чтобы через игру научить ребенка думать, реализовать все свои идеи, потенциальные возможности, творческие проявления. Педагог должен ориентироваться не на сумму знаний, которые он может дать, а целостному их пониманию ребенком, не столько дать больше информации, сколько научить ребенка ориентироваться в потоке.

Список литературы

1.Моделирование урочной и внеурочной деятельности в поликультурном образовательном пространстве начальной школ: сб. методических рекомендаций по материалам научно-методического семинара (инновационная площадка БГПУ им. М. Акмуллы «МАОУ Башкирская гимназия-интернат г. Белебея Республики Башкортостан 21 марта 2017 года») [Текст] / Е.А. Савельева В.М. Янгирова, А.С. Кобыскан. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. – 160с.

2.Основы теории сильного мышления. Материалы к семинару по ТРИЗ [Текст] / Н.Н. Хоменко – Минск, 1997.

3.Сергей Леонидович Рубинштейн [Текст] / под редакцией К.А. Абульхановой, М.: РОССПЭН, 2010.

© Семавина Л.А., 2024