Познавательные способности младших школьников
в процессе изучения курса «Окружающий мир»
Автор: Бурминова Зоя Петровна – учитель
начальных классов
МБОУ «Утянская СОШ»
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект к учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».
В связи с этим я выбрала проблему «Развивающие игры и занимательные задания на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников».
Основная цель моей работы – разработать систему развивающих игр и заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках окружающего мира. Исходя из поставленной цели, мной решались следующие задачи:
- проследить роль развивающих игр и занимательных заданий при формировании познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
- определить критерии сформированности познавательных интересов.
- проанализировать познавательную, игровую, творческую, коммуникативную, поисково-исследовательскую деятельность младших школьников.
Для решения поставленных задач мной применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; комплексная методика, включающая в себя: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, игровые методы и диагностические (изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся). Наряду с традиционными методами обучения активно использовались проектные методы, занимательные тестовые задания, составление кроссвордов, викторин на различные темы, использование электронных учебных пособий. Игровые, интерактивные, проектные технологии и технология индивидуализации обучения способствовали повышению интереса к предмету, развитию познавательных интересов к окружающему миру и развитию творческих и интеллектуальных способностей.
Развивающие игры и творческие задания проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент. Самоопределение к деятельности (Кроссворды, загадки, ребусы, игры и т.д.);
- проверка домашнего задания (Игра, например, «Жизнь леса», графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.);
- работа над новой темой (проект, интерактивная игра, чтение произведения с проблемно-поисковыми вопросами и заданиями, просмотр слайдов или фильма с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного и т.д.);
- продолжение работы над темой (работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.);
- закрепление изученного (проблемные вопросы, игры, тестовые задания).
Проводятся нестандартные, интегрированные уроки: урок-блок («Явления природы»), уроки-путешествия («В царстве грибов», «В пустыне»), уроки-экскурсии («Московский Кремль»), уроки-игры («Город и село»), урок-сказка («Осенние изменения в природе») и т.д.
Красочные иллюстрации, интересные и забавные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связано с повседневной жизнью – все это не даст заскучать во время занятий.
Внедрение образовательных технологий в массовую школу, так же как и практическое использование компьютерных обучающих программ, показывает, что роль учителя по-прежнему остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера в сравнении с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении. Важно лишь определить свое место и усвоить новые роли всех участников образовательного процесса.
В результате проведенной работы было выявлено, что необходимо создавать условия, соблюдение которых способствуют формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста:
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной опорой для развития познавательного интереса являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения в ходе занимательных заданий, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
- вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений. Ловкость, догадка, смышленность, умелость раскрывается на уроке при решении занимательных заданий со всей полнотой, если ребенок получает эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе.
- обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и во внеурочное время. Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время – важнейший показатель интересов и склонностей учащихся.