-
Ритмические стуки. Мы можем отмерять время, стуча пальцем, ладонью или чем-то другим в определенном ритме. Например: // ///; /// //; / //; // /; /// //; // ///; / ///; /// / и так далее. Задача ребенка - точно воспроизвести услышанный ритм. Если он сделал ошибку, мы предлагаем ему послушать снова и повторить правильно.
-
Игра "Громко-тихо". Мы произносим два слова - одно громко, другое тихо, и спрашиваем у ребенка, какое было сказано громко, а какое тихо. Например: ЗИМА (громко), вина (тихо); мама (тихо), ПАПА (громко); КАША (громко), лыжи (тихо) и так далее.
-
Игра "Далеко-близко". Мы произносим слова или фразы с разной громкостью, объявляя, что громкое - близко, а шепотом сказанное - далеко. Ребенок слушает и должен определить, были ли слова или фразы сказаны близко или далеко.
-
Игра "Верно-неверно". Мы показываем ребенку картинку с изображением предмета и просим его услышать, правильно ли мы назвали этот предмет или нет. Мы произносим название предмета, но искажаем или меняем один или несколько звуков, а ребенок должен сказать, правильно или неправильно мы назвали предмет. После этого он также должен назвать предмет правильно.
-
Произносим слоги. Вместе с ребенком мы произносим слово, выделяя интонацией каждый слог, хлопая в ладоши (или используя другие звуковые эффекты, такие как бубен или погремушка) для каждого слога.
-
Игра "Лишний". Логопед произносит несколько одинаковых звуков, слогов или слов, добавляя между ними один лишний. Задача ребенка - найти и выделить непохожий на остальные звук, слог или слово, хлопая в ладоши или используя другие жесты, чтобы показать, что он нашел лишний элемент.
-
Игра "Ловишки". Педагог предлагает ребенку "поймать" определенный звук среди других звуков. Логопед произносит разные звуки, а ребенок старается выделить заданный звук из среды других звуков, хлопая в ладоши, когда услышит его. Также можно использовать эту игру для выделения нужных звуков в слогах или словах.
-
Картинки или "Кто в домике живет?" Ребенку предлагается набор картинок, среди которых он должен найти картинку с изображением предмета, в названии которого есть определенный звук. Затем эти картинки можно поместить в "домик".
-
Игра "Что звучит?" Мы показываем ребенку различные звучащие предметы или музыкальные инструменты, демонстрируем звучание каждого из них. Затем мы предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться и по звуку угадать, какой предмет издает этот звук.
-
Игра "Попугай". Ребенку предлагается принять роль попугая и повторять звуки, слоги или слова после логопеда. Для этой игры можно использовать игрушечного попугая или его иллюстрацию.
-
Игра "Эхо". Дети повторяют за педагогом звуки, слоги, слова, стихи и т. д., как будто они эхо.
-
Игра "Звук (слог) убежал". Логопед произносит слово, не произнося последний звук (слог), который "убежал", и ребенок должен догадаться и правильно произнести это слово. При необходимости можно использовать картинки предметов.
-
Игра "Какой звук спрятался в букве?" Логопед показывает букву, и ребенок должен назвать звук, который эта буква обозначает. Также можно дать характеристику - это гласный или согласный звук, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.
Практические упражнения для развития фонематического восприятия