Практические упражнения для развития фонематического восприятия

  1. Ритмические стуки. Мы можем отмерять время, стуча пальцем, ладонью или чем-то другим в определенном ритме. Например: // ///; /// //; / //; // /; /// //; // ///; / ///; /// / и так далее. Задача ребенка - точно воспроизвести услышанный ритм. Если он сделал ошибку, мы предлагаем ему послушать снова и повторить правильно.

  2. Игра "Громко-тихо". Мы произносим два слова - одно громко, другое тихо, и спрашиваем у ребенка, какое было сказано громко, а какое тихо. Например: ЗИМА (громко), вина (тихо); мама (тихо), ПАПА (громко); КАША (громко), лыжи (тихо) и так далее.

  3. Игра "Далеко-близко". Мы произносим слова или фразы с разной громкостью, объявляя, что громкое - близко, а шепотом сказанное - далеко. Ребенок слушает и должен определить, были ли слова или фразы сказаны близко или далеко.

  4. Игра "Верно-неверно". Мы показываем ребенку картинку с изображением предмета и просим его услышать, правильно ли мы назвали этот предмет или нет. Мы произносим название предмета, но искажаем или меняем один или несколько звуков, а ребенок должен сказать, правильно или неправильно мы назвали предмет. После этого он также должен назвать предмет правильно.

  5. Произносим слоги. Вместе с ребенком мы произносим слово, выделяя интонацией каждый слог, хлопая в ладоши (или используя другие звуковые эффекты, такие как бубен или погремушка) для каждого слога.

  6. Игра "Лишний". Логопед произносит несколько одинаковых звуков, слогов или слов, добавляя между ними один лишний. Задача ребенка - найти и выделить непохожий на остальные звук, слог или слово, хлопая в ладоши или используя другие жесты, чтобы показать, что он нашел лишний элемент.

  7. Игра "Ловишки". Педагог предлагает ребенку "поймать" определенный звук среди других звуков. Логопед произносит разные звуки, а ребенок старается выделить заданный звук из среды других звуков, хлопая в ладоши, когда услышит его. Также можно использовать эту игру для выделения нужных звуков в слогах или словах.

  8. Картинки или "Кто в домике живет?" Ребенку предлагается набор картинок, среди которых он должен найти картинку с изображением предмета, в названии которого есть определенный звук. Затем эти картинки можно поместить в "домик".

  9. Игра "Что звучит?" Мы показываем ребенку различные звучащие предметы или музыкальные инструменты, демонстрируем звучание каждого из них. Затем мы предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться и по звуку угадать, какой предмет издает этот звук.

  10. Игра "Попугай". Ребенку предлагается принять роль попугая и повторять звуки, слоги или слова после логопеда. Для этой игры можно использовать игрушечного попугая или его иллюстрацию.

  11. Игра "Эхо". Дети повторяют за педагогом звуки, слоги, слова, стихи и т. д., как будто они эхо.

  12. Игра "Звук (слог) убежал". Логопед произносит слово, не произнося последний звук (слог), который "убежал", и ребенок должен догадаться и правильно произнести это слово. При необходимости можно использовать картинки предметов.

  13. Игра "Какой звук спрятался в букве?" Логопед показывает букву, и ребенок должен назвать звук, который эта буква обозначает. Также можно дать характеристику - это гласный или согласный звук, звонкий или глухой, твёрдый или мягкий.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests