Практика работы «Гостевой режим» в

ГКУ РС (Я) «Хангаласском центре содействия семейному воспитанию»

Гостевая семья - одна из форм временной замещающей семьи, при которой граждане добровольно участвуют в общественном воспитании детей-сирот в каникулярное время, праздничные и выходные дни. Гостевой режим можно рассматривать, как такую форму общения с детьми, когда дети на правах гостей в выходные, праздничные или каникулярные дни, общаются с взрослыми и детьми в семейной нормальной обстановке.

В системе гостевого режима возможность пригласить ненадолго в свою семью ребенка – наблюдается определенная сезонность. Летом детей забирают те, кто уже регулярно их посещал и наладил общение. Под Новый год же детей берут в семьи наиболее активно. Это подходящий период для "пробы пера", если так можно выразиться. Тем, кто впервые берет к себе ребенка, будет легче устроить с ним совместный быт: тут и масса новогодних развлечений, и общая атмосфера семейного праздника. Да и ребенку проще возвращаться в детский дом, где также царит праздничная атмосфера.

В нашем учреждение «Гостевая семья – гостевой режим» практикуется больше десяти лет. Как показывает имеющийся опыт, в результате такого общения сформировались довольно устойчивые связи с ребенком, и отношения переросли, если не в опеку, усыновление, то в наставничество и шефство над ребенком.

При работе по оформлению в гостевой режим всегда исходим из особенностей и потребностей конкретного ребенка и человека, который хочет взять его к себе, проводим информационную работу с каждым. Мы не всегда готовы отдать ребенка, ведь некоторые люди не представляют себе возможных последствий. В ходе общения взрослых и детей могут возникнуть недопонимания, расстройства, конфликты.

С целью избежать возможных последствий, мы всегда находимся на связи и готовы выслушать, помочь советом, если это потребуется. В связи с тем, чтобы у ребенка не было травмы от отказа опекунской либо приемной семьи, практикуется заочное знакомство с ребенком.

На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию.

Социальный педагог - наиболее компетентный человек во всем, что касается биографии и социально - юридических дел ребенка. Он знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.

Педагог-психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.

Врач педиатр - рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене.

Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях детского дома, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми.

Кандидату необходимо предоставить время для обдумывания полученной информации и принятия. После получения и обдумывания информации кандидат имеет право на отказ. Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.

Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода, встречи проходят на территории учреждения. Многое зависит от возраста и характера, как ребенка, так и кандидата. Обычно, если ребенку не требуется срочного помещения в семью, этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг другу, пообщаться, после двух-трех встреч в стенах учреждения, когда ребенок готов перейти на более тесный контакт, можно забрать в гости на выходные. Такие выходные тоже не разовые, а именно на каждую определенную семью и ребенка идет индивидуальная работа по переходу на длительный гостевой режим.

После всех встреч и выходных дней, вместе проведенных в гостевой семье, можно переходить на длительный гостевой режим, который длится до трех месяцев, далее переход в замещающую семью.

Наши воспитанники, которые находились в «гостевых семьях», стали более адаптированными в обществе, у них значительно улучшились успехи в учебе. В «гостевых семьях» ребята смогли приобрести жизненно-необходимые навыки и умения, навыки ведения домашнего хозяйства. За время пребывания детей в «гостевых семьях» произошли значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, значительно быстрее стали приобретаться санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Любовь, внимание, участие «гостевых родителей» позволяют в большинстве случаев воспитанникам подросткового возраста избавиться от вредных привычек, заметно улучшилось поведение, ушли проблемы связанные с низкой адаптацией в среде сверстников, повысилась самооценка подростков. За последние два года были сняты с профилактического учета ПДН ОМВД Хангаласского района и КДН МР «Хангаласского улуса» ребята, которые постоянно проводили свои каникулы в гостевой семье, где главы семей стали для ребят настоящим наставником, не только во время гостевого режима, но и после нахождения в гостях и выпуска с учреждения.

Устройство 2019-2023 (6 месяцев)

2019

2020

2021

2022

2023

Количество воспитанников

38

40

35

30

32

Гостевая семья (кол-во раз)

62

16

43

54

32

Опека

9 (24%)

4 (10%)

9 (26%)

9 (30%)

2 (6%)

Усыновление (удочерение)

0

0

0

0

0

Приемная семья

5 (13%)

1 (2,5%)

8 (23%)

0

0

Возврат кровным родителям.

2 (5%)

2 (5%)

6 (17%)

3 (10%)

1

Возврат в дет. дом.

0

0

0

2 (6%)

0

По результатам проведенной работы, показывает, что в замещающей семье развитие ребенка происходит значительно успешнее, чем в государственных учреждениях. Такая форма работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения как «гостевая семья» и не является формой жизнеустройства, но, несомненно, она является огромным шагом при переходе от «гостевой семьи» к приемной или опекунской. Для многих ребят это такой свет в окошке и альтернативная форма семейного воспитания.